«На сцене нет инвалидов…»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна. Накануне этого события, а также – в преддверии Всемирного дня театра (27 марта), на пресс-конференции в РИА Новости обсуждали проблему интеграции в современном обществе людей с ограниченными возможностями здоровья, а также проблемы их творческой реабилитации.

Театр простодушных - социальный проект с участием актеров с синдромом Дауна

Постановка московского «Театра простодушных». Фото с сайта teatrprosto.ru

Согласно «Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года» люди с ограничениями жизнедеятельности должны наравне со здоровыми гражданами иметь равный доступ к услугам в сфере культуры и спорта, а также участвовать в общественной и социальной жизни столицы. Однако до полноправного их включения в жизнь общества – еще очень далеко.

Один из немногочисленных способов интеграции в социальную жизнь в нашей стране, который, в принципе открыт как для людей с синдромом Дауна, так и для многих других «особенных» людей — занятия творчеством.

«Социокультурной реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья соцзащита занимается постоянно, – подчеркнула заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Татьяна Потяева. – Создаются клубы, в которые ребята могут прийти и найти себя либо в театре, либо в вокале, или живописи. Порядка 17,5 тысяч людей с инвалидностью участвуют в различных реабилитационных проектах ежегодно».

Но соцзащита опекает детей, а после 18 лет человек, получивший статус «инвалид», часто остается наедине со своими проблемами. Действующие творческие коллективы, включающие таких людей, к счастью, существуют, но многие из них буквально находятся на грани выживания и держатся за счет нечеловеческих усилий их лидеров-энтузиастов.

При этом многие, например, театральные «особые» постановки, безусловно, могут украсить афиши обычных профессиональных театров.

Фестиваль «особого» творчества

Хочется верить, что ситуация с отношением к т.н. «особому» творчеству потихоньку начинает меняться: этом году в Москве с 26 марта пройдет Первый молодежный интеграционный театральный фестиваль «Арт-Сфера». Он организован Центром медико-социальной реабилитации инвалидов при поддержке департамента социальной защиты населения и департамента культуры Москвы.

Надо сказать, что это далеко не первый случай, когда зрителям представляются работы особых театров – с 2001 г. в Москве регулярно проходит фестиваль «Протеатр».

Новизна же  «Арт-Сферы» в том, что ему наконец-то придан статус общекультурного события, а не «локального», интересующего узкий круг специалистов и вовлеченных людей. «Департамент культуры сейчас играет большую роль в поддержке фестиваля – это очень дорогого стоит, дай Бог и дальше так, — сказал Андрей Афонин, руководитель и главный режиссер интеграционной театральной студии «Круг-II». — Когда мы начинали делать «Протеатр», в Министерстве культуры говорили, что нет таких театров…»

Организаторы обещают также, что для театров-участников впоследствии будут организованы гастроли. «Могу выразить надежду от всех своих артистов и их родителей, что этот фестиваль действительно что-то изменит в нашей общей жизни. И, наконец, мои простодушные окажутся не брошенными, как ненужные куклы, а мы встанем наравне с профессиональными актерами, профессиональными притворщиками, — сказал режиссер «Театра простодушных» Игорь Неупокоев. – Моя главная забота как режиссера, чтобы наши спектакли увидела публика. Я этому театру отдал 13 последних лет жизни… Что-то меняется. Я вижу наших зрителей, любовь публики. Это единственное, что греет меня, и я продолжаю этим заниматься».

 

Интеграция VS резервация?

То, что в Москве появляется фестиваль, организаторы которого ставят целью «формирование в обществе толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья», не может не радовать. Но многие «особые» театры достигли уже высокопрофессионального уровня, давно вышли из формата «любительских» и «терапевтических» занятий.

Я абсолютно уверена, что это творчество способно выйти из отводимого ему гетто и существенно обогатить современное искусство. Яркое тому подтверждение – постановки театральной студии «Круг-II», о которых «Филантроп» неоднократно писал. Спектакль «Отдаленная близость» сейчас идет в репертуаре «обычного» театра. И каждый месяц — аншлаги…

В студии «Круг-II» люди с разными особенностями — с синдромом Дауна, с аутизмом, с интеллектуальной недостаточностью — занимаются вместе с теми, у кого таких ярко выраженных особенностей нет. «Мы составляем единый творческий коллектив как некую пра-модель социума, в котором каждому есть место — уникальное. И он за него отвечает. Это полноценная творческая совместная жизнь… На сцене нет инвалидов. Если мы занимаемся творчеством – перед игрой все равны», — говорит Андрей Афонин.

Интерес к интегрированным проектам явно появился и со стороны обычных театралов. «Неслучайно эта история началась в этом году, так как само театральное сообщество начало двигаться в этом направлении, некоторые театры стали работать с детьми с отставанием в развитии, с людьми, которые не могут выйти на улицу и так далее. Появилось объединение актеров «больничные клоуны». «Школа театрального лидера» и Театр.doc тоже занимаются социальными проектами», — сказала замглавы департамента культуры Евгения Шерменева.

«Интеграция нужна не только людям с особенностями, она нужна и профессиональному театру, тем, кто ставит, пишет», — сказала Елена Гремина, руководитель Театра.doc.

Ей вторила Елена Ковальская, руководитель Школы театрального лидера: «Дело театра – интегрироваться с обществом. Если в жизни человека нет творчества, театр не нужен. Дегуманизированное общество не нуждается в театре…»

Неудивительно, что в последнее время стало появляться все больше интегрированных проектов, где профессиональные актеры играют вместе с «особыми». Кроме уже упомянутого спектакля «Отдаленная близость», можно назвать еще несколько. На площадке Центра им. Мейерхольда появился совместный проект, в котором участвуют актеры Театра.doc и театра «Недослов». Спектакль «Люди», поставленный костромским коллективом «Диалог Данс», в котором участвуют 4 профессиональных танцовщика и 10 неслышащих актеров, был отобран для участия в фестивале «Золотая маска».

Современный театр ищет новый язык, новую выразительность. В последние лет 40 люди с особенностями постепенно получают право на свое уникальное и благоустроенное место: изменились картинки улиц больших городов и курортов. Колясочники, люди с синдромом Дауна и другими яркими особенными чертами не прячутся по домам, а составляют неотъемлимую часть европейского и американского «человеческого ландшафта». Положение человека с особенностями в мире изменилось. Изменяется и его роль и возможности в искусстве вообще и в театре, в частности. То, что способен создать «особый актер» может стать не просто событием его персональной интеграции в общий человеческий мир, но именно новым и соответствующим духу времени фактом культуры, обогащающим жизнь «обычных» людей.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий