Краткая история милостыни в России


И. Ерменев. Слепые нищие. Акварель. 1770-е гг. Фрагмент

В своих заметках мы вторглись на территорию культурологии благотворительности и столкнулись со множеством любопытных исторических фактов. Рассуждая о милостыне как о возможном прототипе специфически российской благотворительности, мы обнаружили, что отношение к милостыне и она сама менялись в истории. Грешно было не рассказать об этом. В результате, появилась серия кратких исторических зарисовок.

История первая: как на Руси милостыню давали

Нищие не воспринимались в Древней Руси как экономическая и социальная аномалия, напротив, они считались своеобразным орудием нравственного воспитания, а помощь им – необходимым условием спасения души. В.В. Розанов : «Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает — может быть древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость».

Помощь нищим, милостыня, известна на Руси с древних пор.

Святой Владимир Креститель, первый христианский князь, настолько уделял внимание сирым и несчастным, что его забота о бедных и мягкость, , «выходила даже из пределов государственной пользы».

Князь Владимир предложил «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, и питье, и деньги из казны». Также, он повелел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас и возили по городу, раздавая больным и нищим.

Кроме того, Владимир учредил училища для обучения детей знатных людей, среднего состояния и убогих. А новгородский князь Ярослав Владимирович (ум. 1201) открыл сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей.

В первой половине ХII века черниговский князь Николай Давыдович построил в Киеве «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Князь Андрей Боголюбский, как и Владимир, приказывал развозить по улицам еду и кормить бедных, а князь Роман Мстиславич вообще все свое имущество раздал неимущим и сам умер в нищете. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара, случившегося в 1185 году, и уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, выделил горожанам средства на строительство новых домов.

Разумеется, княжеское нищепитательство — явление достаточно сложное и противоречивое. Например, в летописях практически не зафиксировано его проявления в некоторые периоды голода и мора. В 1034 г. в Ярославле вспыхнул голод, но князь Ярослав не предпринимает никаких действий по его ликвидации. Как передает Лаврентьевская летопись, он только философски констатирует: «Бог наводит по грехом на каюждо землю гладо или моръ ли ведромь ли иною казнью, а члвк не весь ничтоже».

Помимо княжеской благотворительности существовали и иные формы: монастырская, приходская, общественная, боярская и купеческая.

В.М.Васнецов "Нищие певцы" 1872 год

История вторая: когда начали проверять нищих на подлинность

Милостыня рассматривалась как действие, необходимое самому дающему и потому она часто бывала анонимной и неизбирательной в отношении того, кому ее подавали. Не вполне, правда, понятна степень «анонимности» княжеской или даже боярской милостыни, когда по улицам ездили телеги со съестным для нищих или происходила раздача милостыни на княжеском подворье или на площадях…

Важно, что при общем требовании анонимности, милостыня была явственно личной, вплоть до того, что человеку, принявшему милостыню, рекомендовалось знать имя благодетеля. Хотя бы — для того, чтобы помолиться за него.

Милостыню старались давать лично, из рук в руки. Даже цари, помимо безличной раздачи милостыни на площадях, практиковали походы в остроги и богадельни лично, хотя часто и инкогнито. Это известно, например, об Алексее Михайловиче Тишайшем.

Нищих не спрашивали о причине их просьб и действительной тяжести их ситуации. В христианском учении о милостыне это обосновывается словами Иисуса: Лука 6:30 «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».

И вдруг это положение меняется: с нищими, особенно с «подставными и притворными», или, как сейчас бы сказали – «профессиональными», — начинают бороться. Когда и как это случилось?

В.О. Ключевский рассказывает: «Петр Великий вооружился против праздного нищенства, питаемого частной милостыней. В 1705 г. он указал рассылать по Москве подъячих с солдатами и приставами ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу; благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Петр вооружился против частной милостыни во имя общественной благотворительности, как учреждения, как системы богоугодных заведений».

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены».

В то же время настоящим репрессиям подвергались профессиональные нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

Именно так поступают многие современные благотворители – адресно посылают деньги на деревню дедушке, — в интернат или детский дом. Кому попадет.

История третья: государство лучше знает, кто нищий, а кто – нет

Итак, мы обнаруживаем интересный момент в истории российской благотворительности: как только государство начинает более-менее систематически заниматься «призрением», анонимная личная милостыня объявляется вне закона. Разумеется, строгость российских законов оправдывается только их повсеместным несоблюдением, и милостыня никуда не исчезла, но на время она была объявлена делом преступным.

Возможно, именно в этот момент закладываются основы современного формата милостыни: подавать милостыню не лично, а по адресу казенного заведения.

Государство не печется о спасении души, которой у него нет. Государство зело печется о том, чтобы пристроить нищих к полезным для него делам, причем так, чтобы они не мозолили глаза почтеннейшей публике. Нищих арестовывают, отправляют в работные дома, где они за гроши занимаются полубесполезным трудом.

Сиротам, вдовам и бедным девушкам везет больше: для них организуются училища и приюты. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество — Воспитательное общество благородных девиц. А в 1775 году императрица Екатерина II учредила Приказы общественного призрения — прообразы «органов социальной защиты».

В следующей заметке мы коснемся «золотого века российской благотворительности» — благотворительности времен конца XIX-го и начала XX веков.

Розанов В.В. Черта характера Древней Руси. Розанов В.В. Собр. Соч.: в 2 т. т.1 – М.,1988. – 53с.
Святая Русь. М., 1994, — 24с.; Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988. — 112с.
  1. Петр

    О заповеди «Люби ближнего Своего».

    В двух словах ближним является всякий исполняющий волю Отца Небесного.
    Ошибочно считать, что воля Бога заключается только лишь в 10 заповедях Синайского законодательства и в девяти заповедях блаженства.
    Все Евангелие практически состоит из заповедей, которыми Иисус Христос поучал христиан на всякий случай жизненных ситуаций.
    Например, о милостыне нищим. «Всякому просящему у тебя давай и занимающему не отказывай!» Но прежде всего, давать любящим Бога

    Здесь есть расхождение даже у Святых.
    «Некий брат пришел к старцу и попросил у него денег. У старца деньги были, но он солгал и не дал их. Другой брат знающий, что деньги были спросил, почему старец отказал. Оказалось, что старец знал, что деньги нужны на грех. «Солгав, я избавил себя от большего греха,- потворства ближнего в погибели его души» — сказал святой. (Из древних патериков).
    Авва Дорофей говорит, что из двух благ надо выбирать большее, а из двух зол — меньшее.

    Св-ль Василий Великий настаивает на рассудительности; «Нужна опытность, чтобы различит истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностью, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностью, но не возбуждает жалости своею нищетою». Мнение ветхозаветного мудреца: «давай благочестивому, и не давай грешнику. (Сир. 12, 4).

    Ветхий Завет, Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, глава12:

    1.Если ты делаешь добро, знай, кому делаешь, и будет благодарность за твои благодеяния.

    2.Делай добро благочестивому, и получишь воздаяние, и если не от него, то от Всевышнего.

    3.Нет добра для того, кто постоянно занимается злом и кто не подаетмилостыни.

    4.Давай благочестивому, и не помогай грешнику.

    5.Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя, ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением.

    6.Давай доброму, и не помогай грешнику.

    7. «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе) во втором веке учит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» (Дидахе, 1). Тем не менее, Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь» (там же).

    8.Апостол Иаков пишет: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». (Иак. 4:3).

    Вывод. Если сомневаешься в правильности поступка, дай нищему чего из пищи, хотя сказано: «Нечестивому грешнику не только милостыню, но и хлеба не давай». (Втор.)

    Промысел Божий испытует не только нашу доброту и милостивость, но и нечестивого лишая его крова и пищи для вразумления и раскаяния. Не противостоим ли мы, справедливому наказанию нечестивца безрассудно помогая ему, подавая пример выше милости Божией.

  2. Мизантроп

    Всё изменила революция, после которой слово «нищий» было заменено словом «тунеядец» и введена соответствующая статья. Думаю, что нынешняя власть в России скоро сделает тоже самое, и вместо безработных появятся зеки, руками которых будут строится коттеджи для олигархов.

    • l.manakhova

      В Красноярском крае к инвалидам власть и органы местного самоуправления именно так себя позиционируют. Если открытым текстом не заявляют, то это не значит, что такой социальной установки не придерживаются. Достаточно оценить в совокупности всю социальную политику и применение актов федерального законодателя в регионе с момента ратификации Конвенции о правах инвалидов. Лагерная политика уже присутствует на просторах нашей необъятной Родины, и она в головах. Чиновники в регионе ее транслируют прочно и люди с инвалидностью в нее верят как вариант нормы. Дети-инвалиды впитывают эту среду как неотъемлемую часть своей жизни. Увы, но Вы не пророк. Вы факт изложили.

  3. pfilippova

    Очевидно, Петр использовал западный, протестантский подход к благотворительности. Провославный подход о «правой руке, не знающей, что делает левая», он пытался заменить на протестанский, системный, рассматривающий праздность как корень всех зол.

Leave a Reply