Она построила «Ковчег»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Про Александру Михайловну Ленартович я часто рассказываю друзьям и знакомым, поскольку люблю ее, восхищаюсь ей, а дружбой с ней горжусь. Но когда мне предложили написать статью о ней для портала «Филантроп», я несколько растерялась. За время общения накопились впечатления и факты, но как рассказать о такой личности, не уйдя в пафос?

Александра Ленартович. Кадр НТВ

Попробую начать с фактов. Александра Михайловна окончила энергетический институт, работала на производстве. Совсем юной девушкой ездила по стране, возглавляя группу наладчиков, в основном пьющих мужчин, которые годились ей в отцы. И почему-то они ее слушались! Потом, после рождения двух дочерей, ушла с производства и преподавала в техническом вузе. А в 1991 году, непонятно, как и почему, едва узнав о существовании новой маленькой школы без лицензии и помещения, но с загадочным названием интегративная школа «Ковчег», пришла на выборы директора этой школы, выдвинула свою кандидатуру, и ее выбрали! Потом сумела получить для школы помещение и государственную лицензию, собрать уникальных педагогов, лучше которых я не видела, а также фантастических персонажей, среди которых попадались российские и китайские целители и немецкие бароны. Школа стала первой и лучшей интегративной школой страны, куда принимали не только детей-инвалидов и детей с особенностями развития, которых больше никуда не брали, но и других детей, «непроходных» в обычные школы: чеченцев во время войны, грузин во время кампании борьбы с боржомом и прочих детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации».

Сейчас «Ковчег» — большая школа с почти шестьюстами учениками, мастерскими (особым детям труднее получить профессию), своим кафе, кондитерской, прачечной, а также музеем кочевой культуры, расположенным в юрте. Кстати о культуре – в «Ковчеге» уделяется огромное внимание развитию творческого потенциала всех учеников и арт-терапии. Разнообразные музыкальные занятия, рисование, лепка, плетение, танцы, кукольный и драматический театр были в школе давно, а лет восемь назад Александра Михайловна придумала арт-терапевтический фестиваль. Раз в год, во время летних каникул собираются дети, родители, педагоги, психологи «Ковчега» где-нибудь в Подмосковье. К ним присоединяются дети, педагоги и терапевты из других городов и стран. Целую неделю детей развлекают, педагогов учат, родителей консультируют. Всем очень хорошо! Я была на большинстве фестивалей, а когда не удавалось поехать, очень грустила, ведь каждый раз это уникальное мероприятие, пропущенного не наверстаешь. Приезжают новые гости, ставятся новые спектакли. Постоянный участник фестивалей французский театр «Турбуленс», работающий с тяжелыми аутистами и подростками с другими серьезными заболеваниями, учит всех желающих игре на разнообразных инструментах и многоголосью, а школа для глухих и слабослышащих – петь всем известные песни на языке знаков. Один раз, когда фестиваль проходил в Ленинградской области на берегу Финского залива, устраивался заплыв на катамаранах. В нем принимали участие дети с ДЦП, передвигающиеся на колясках. Как-то девочки из Беслана, пережившие нападение террористов, устраивали демонстрацию мод.

Занятие в школе "Ковчег"

Для того чтобы привлекать в школу дополнительные средства и организовывать деятельность, не свойственную обычной школе была создана некоммерческая организация РООИ «Ковчег», в которую вошли педагоги школы и родители ее учеников. Возглавила эту организацию Александра Михайловна. Одним из важных направлений работы РООИ всегда была пропаганда интеграции и распространение опыта школы. Ради этого Александра Михайловна с учителями «Ковчега» объездила всю страну, объясняла не всегда доброжелательным чиновникам от образования, директорам школ, что разных детей можно и нужно учить вместе, от этого всем будет лучше, что это не страшно. В Магадане, Томске, Хабаровске, Питере и Новгороде снова и снова она уговаривала, убеждала, объясняла. И многое получалось. Создавались экспериментальные классы, интегративные детские сады. Сопротивление всегда было очень сильным, для многих переломным моментом было посещение «Ковчега». Я видела, как вполне традиционные школьные учителя и завучи, не внушавшие никаких надежд, преображались, побывав в «Ковчеге».

После захвата террористами школы в Беслане в 2004 году Александра Михайловна и учителя «Ковчега» стали работать и там. Надо было помочь выжившим, но пострадавшим во время теракта детям вернуться в школу. Большинство учеников, побывавших в заложниках, получили увечья разной тяжести, а психологическую травму получили все. По-старому работать школа не могла, а как и что можно и нужно изменить никто в Северной Осетии не знал. Несколько раз я ездила в Беслан с Александрой Михайловной. Это был интересный опыт. На первой встрече учителя были настроены негативно, на рассказ о «Ковчеге» отреагировали многообещающе: «С уродами работать не будем». Все обошлось, постепенно нас приняли, поверили, но первый визит забыть трудно, особенно потому, что в Беслан с нами приехал Ваня – пятилетний мальчик, которого вместе с его старшей сестрой Ирой за несколько месяцев до этого Ленартович взяла из детского приюта. Мальчик оказался не промах, ему почти удалось поджечь отдел образования города Беслана, сломать лифт в гостинице Владикавказа и совершить много других подвигов. В общем, было весело.

Как и почему Александра Михайловна решилась принять на себя ответственность за этих детей, будучи уже немолодым человеком, обремененным детьми и внуками? Я не знаю, а она всегда отшучивается. Я знаю одно: Александра Михайловна полностью подчинила свою жизнь интересам этих детей и стала им настоящей матерью.

Школа в Беслане не только стала работать с детьми, пережившими теракт и получившими различные увечья, в школу пошел мальчик-колясочник, который не имел никакого отношения к теракту. Помимо этого школа помогает интернату 8-го вида для детей с отклонениями в развитии. Для того чтобы это случилась, было много поездок в Беслан, телефонных разговоров, визитов в «Ковчег», участие в фестивале. Мне кажется, что главным в этом процессе было терпение Александры Михайловны и ее уверенность в том, что разным детям хорошо вместе, а не порознь.

Несколько лет назад Александра Михайловна затеяла новый проект. Ей предложили стать руководителем небольшого загородного центра «Дом Марии», построенного в Ярославской области для реабилитации наркозависимых. Там Александра Михайловна развернула бурную деятельность, в центр стали приезжать на реабилитацию дети и подростки с тяжелыми психическими проблемами. Для этого нужно было создать условия – своими руками строились мастерские, поднималась территория. А начиная с прошлого лета, стартовал еще один проект. В Гагаринские новоселки, стали приезжать группы подростков с особенностями развития и подростки из кризисных семей. Там они отдыхали и получали профессию — учились под руководством мастера строить дома. Дома не простые – новейшая немецкая технология, экологичные материалы. Александра Михайловна все организовывала, доставала деньги, готовила еду. Между делом завела дружбу с психоневрологическим интернатом, расположенным по соседству. Его подопечные стали приходить в «Дом Марии» на праздники и просто в гости. Им ведь тоже необходимо общение.

Все эти истории мало вяжутся с обликом Александры Михайловны, неторопливой немолодой женщины, остроумной и смешливой. В этом облике нет ничего героического. При этом она всегда готова ввязаться в какую-нибудь новую историю, направленную на спасение не всего человечества, а нескольких вполне конкретных его представителей. Мне кажется, она ничего не боится. А еще она действительно верит в ценность каждой личности. Это звучит банально, но для большинства из нас это вряд ли так. Мы сочувствуем, сопереживаем, но уверены в том, что обычный человек лучше, «полноценнее» человека, страдающего психиатрическим или иным недугом. А она – нет. Александра Михайловна вообще не считает, что задача педагогов и психологов в том, чтобы как можно больше приблизить особенных детей к норме. Педагоги должны помочь им раскрыть, выразить себя, научиться взаимодействовать с внешним миром. Это радикальная точка зрения; не все специалисты, работающие в этой сфере, с ней согласятся. Однако мне кажется, эта позиция, воплощенная в жизнь, имеет огромное гуманистическое значение. Она меняет мир, делает его человечнее.

4 Comments

Add yours
  1. Аля

    Александра Михайловна, дай Б-г Вам здоровья и сил. Знаю как Вы работаете. Была в Вашей летнем лагере Ковчег! Низкий Вам поклон!

  2. ipagava

    слов из песни не выкинешь

    отличная статья, спасибо. будьте здоровы, Александра Михайловна

Добавить комментарий