«На восьмом году собирания икон поняла, что выполняю миссию»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Музей и так считается нерентабельным учреждением, а в условиях кризиса становится и вовсе убыточным. Государственные музеи ищут меценатов. Но, хотя на Украине благотворительность и становится модной, найти поддержку им бывает тяжело. Есть более актуальные проблемы — помощь нужна детдомам, больницам, домам престарелых.

Зато все больше развивается альтернативное направление – частные музеи. И если можно понять современных коллекционеров в их увлеченности, то альтруизм основателей частных музеев вызывает не только восхищение, но и ряд вопросов. На них согласилась ответить основатель первого и единственного в мире музея домашней иконы – заслуженный врач Украины, бард, общественный деятель, коллекционер и меценат Ольга Богомолец.

Ольга Богомолец

Ольга Богомолец

Как началось коллекционирование?

Никогда не думала, что буду что-либо коллекционировать, тем более иконы — всегда видела себя врачом. Как и многие в нашей стране, я получила атеистическое воспитание, которое лишь со временем эволюционировало в увлечение духовной тематикой. Первую свою икону, покалеченную, я подняла на «барахолке» с мокрой с земли, перемешанной со снегом. Просто не смогла пройти мимо. И начала спасать эти брошенные и изувеченные иконы, постепенно узнавала их истории: как их жгли, простреливали, рубили и делали из них доски в хлев. Я спрашивала себя: что произошло с народом, который сначала создавал образы Бога, молился, передавал по наследству, а потом уничтожал? Из сознания нашего народа выжигалось нечто большее, чем икона, уничтожались вера, родовая традиция и уважение к своим предкам. В революцию и советские времена это происходило в угоду идеологии, теперь в угоду деньгам и возможности манипулировать людскими массами. И если мне предлагали купить их родовые реликвии, я отказывала, ведь икона, которая пробыла в семье не одно поколение, стала семейным оберегом, должна там и оставаться. Поэтому все иконы в коллекции – а их более 5 тысяч – это либо подаренные мне образы, либо, большей частью, иконы-сироты, купленные на барахолках.

[slider title=»Благотворительную деятельность Ольга Богомолец начала в 1992 году, исполняя авторские песни…»]Благотворительную деятельность Ольга Богомолец начала в 1992 году, исполняя авторские песни. Средства, собранные благодаря выступлениям, передавались в детские дома, на питание для бедных, на сооружения памятника Т. Г. Шевченко в городе Сколе, на лечение детей с сосудистыми опухолями. В 2007-2008 годах в рамках борьбы с распространением эпидемии туберкулеза на Украине Ольга Богомолец посетила с благотворительными концертами более 20 исправительных учреждений для женщин и несовершеннолетних. В  2008 году она инициировала присоединение Украины к Европейской организации Евромеланома и с этих пор ежегодно на Украине проводится День меланомы.  В 2011 году в рамках дня меланомы 55 врачей из всех областей Украины обследовали 4500 людей и выявили более 400 случаев онкозаболеваний за 1 день. В 2009 Ольга Богомолец инициировала всеукраинский «Марафон здоровья», в ходе которого на предмет раннего выявления опухолей кожи были обследованы более 60 тысяч детей-сирот, а десятки врачей были обучены новым методам диагностики рака кожи. В сентябре 2011 года ее стараниями начал функционировать историко-культурный комплекс «Замок Радомысль».[/slider]

Чем уникальны домашние иконы?

Когда вы приедете в наш музей, вы увидите такое разнообразие народной традиции, о котором даже не догадываетесь. В экспозиции представлены иконы XVII-XX веков, созданные народными и профессиональными мастерами из всех регионов Украины. Есть многометровые домашние иконостасы, именные иконы, гуцульские иконы-складни, козацкие ковчежные иконы, иконы, писанные на полотне, на стекле, вырезанные на дереве, на металле и даже на камне. Увидите икону Архангела Михаила в гуцульской шапочке и гуцульским топориком. Есть икона Богородицы, на которой повивальные бабки перерезали пуповину новорожденным младенцам, словно благословляя этим образом появление новой души.

Обо всех наших экспонатах не расскажешь, их нужно видеть. Каждый регион Украины уникален в трактовке образа, в манере изображения. И собранная коллекция – глубокий научный материал для изучения этнопсихологических особенностей народа, населяющего Украину.

Как воспринимают посетители такое количество икон в одном месте?

Очень тихо и задумчиво. Почти к каждому начинает возвращаться историческая память прошлых поколений. Кроме икон в замке-музее присутствует удивительный дух старины и домашнего уюта, есть и коллекция старинных карт и чугунных утюгов и уникальных плетеных из соломы украинских амфор, старинных фотографий и утвари… Есть и маленький зал соцреализма: простреленный над нимбом лик Николая Чудотворца, св. Варвара с выколотыми глазами, сундук из обезглавленных икон. Мне говорили: «зачем ты это показываешь – это больно и стыдно», но это наша история, мы должны ее помнить, знать и не повторять ошибок.

Часто посетители молятся у икон, зажигают свечу, вспоминают свое детство. В нашем музее можно и прикоснуться рукой к старинному каменному лику образа Николая Чудотворца, и сесть на лавочку, и отведать борща в трапезной, и отдохнуть в гостевой келье.. А Скоро у нас будет специальная часовенка в башне, там можно будет уединиться и помолиться у уникального образа Пресвятой  Богородицы с радугой.

Вы профессиональный коллекционер?

Я получаю удовольствие не от коллекционирования, а от разгадывания загадок и получения новых знаний. А Коллекционеры бывают разные. Для некоторых это бизнес. Они что-то оставляют для своих срытых от чужого глаза коллекций, остальное пускают в товарооборот. А есть люди, увлеченные тематикой. В какой-то момент начинаешь ощущать, что выполняешь миссию. Я поняла это на восьмом году собирания икон. Их уже скопилось у меня такое количество, что места в доме перестало хватать. И я начала искать для них новый дом, чтоб вернуть их людям. Моя мечта сбылась и Теперь у них есть свой дом в Замке «Радомысль».

Почему музей расположен именно в Радомышле?

Это, наверно, тоже провидение. Для размещения такого количества икон необходима была большая площадь. Цены в Киеве на недвижимость были мне не по карману, и я нашла объявление, что в городе Радомышле Житомирской области продается старая мельница. Приехала и увидела странное полуразрушенное здание, больше похожее на крепость, чем на мельницу, окруженное водой и заваленное городским мусором. Атмосфера там была настолько доброй, что я решила привести его в порядок. Мы вывезли около 60 тонн мусора, отвели воду, укрепили перекрытия, вставили окна и двери, сделали крышу. Было нелегко, потому что мастеров, знающих старые ручные технологии, осталось мало.

Когда я начала изучать историю этого места, оказалось, что 400 лет назад тут стояла Папирня – первая бумажная фабрика Киево-Печерской Лавры, основанная  в 1612 г. архимандритом Елесеем Плетенецким. Она была построена без рукотворного фундамента, на скале, окруженной водой и уходящей вглубь земли на километры. Кроме того, что это была первая в Центральной Украине фабрика по производству бумаги, она являлась еще самым западным оборонным форпостом украинского православия. Получилось, что мы не только создали музей, но и восстановили исторический памятник.

В русле реки Мыка, которая огибает замок-музей, меж двух водопадов мы установили памятник — в каменной лодке на воде сидит каменный монах, перед ним лежит книга, в руке свеча. Река символизирует убегающее время нашей жизни, лодка – саму жизнь, книга – знания, которые мы стремимся получить, свеча – служение людям. А вокруг ландшафтный парк, с мостиками, цветами, деревьями и коллекцией старинных скульптур XVII-XVIII века.

Какие, на ваш взгляд, перспективы частных музеев на Украине?

У частных музеев больше перспектив, но и больше рисков. Их судьба в руках тех, кто ими управляет. Если государственный музей сам по себе никогда не планировался, как прибыльное предприятие, и по умолчанию является дотационным, то частный музей будет работать без выходных и допоздна, будет внедрять новшества и дополнительные услуги для привлечения посетителей. Ведь доходы от входных билетов не могут покрыть расходы на содержание музея. Даже в Лувре, самом посещаемом музее мира, основной приток средств идет за счет ресторанного бизнеса и продажи сувениров. Поэтому у нас в музее есть обрядовый зал, где рядом с уникальными старинными образами молодая пара может расписаться, есть гостевые кельи, есть трапезная и концертный зал. Желающие даже смогут провести  «Ночь в музее». Важно еще и то, что у владельца частного музея меньше рисков, что его экспонаты исчезнут из хранилища и всплывут на аукционе.

Какие планы по модернизации работы музея?

В этом году мы планируем возобновить ручное изготовление бумаги по старинным технологиям. Бумагу раньше производили из крапивы, льна и конопли. А мы сможем и из старой льняной одежды. Сейчас работаем над соответствующим оборудованием для производства бумаги по технологии 18 века и ищем маленький типографский станок. Поэтому, если кто-то может нам помочь – буду признательна. Помимо производства бумаги и мини-типографии, у нас будет и ряд мастер-классов: по кузнечному и гончарному делу, возможно, по иконописи. Чем больше людей к нам приедут, тем больше вернется к истинным ценностям, которых так не хватает сейчас.

Как произошло, что замок причислен к объектам Via Regia – Дороги Королей?

Когда-то это был тот путь, соединяющий Западную и Восточную Европу, которым двигались купцы, паломники, войска и королевские кортежи. Он проходил от Сантьяго-де- Компостела – города в Испании, где покоятся мощи апостола Иакова, до Киева – столицы Киевской Руси. Именно по нему следовала Анна Ярославна из Киева в Париж для бракосочетания с Генрихом I. Сегодня государствами-членами Совета Европы осуществляется программа «Европейский культурный путь», объединяющая 8 стран, через которые проходит Via Regia. Программа преследует множество целей, одна из которых — культурный туризм, объединяющий европейское сообщество не только географически, но во временном контексте – от утерянных культурных и духовных ценностей к их возобновлению и популяризации.

Замок «Радомысль» как нельзя лучше выполняет эту функцию на украинском отрезке Via Regia. Тем более что это единственный не только на Украине, но и в мире музей домашней иконы с экспозицией «Душа Украины». Представители этой программы сами нас нашли и вручили нам .

Вы считаете себя меценатом?

Я не рассматриваю помощь другим как что-то оторванное от повседневной человеческой жизни. Например, один из наших предков — Францишек Богомолец – основатель польской драматургии, был профессором Виленского и Варшавского университетов, на свои деньги он содержал приют для детей-сирот польской элиты, финансировал издание книг, газет и театр. Мой прадед Александр Александрович  Богомолец  сознательно не запатентовал свое всемирно важное изобретение консервации крови, считая, что оно должно принадлежать всему человечеству и спасать жизни людей. Сегодня его идеями пользуется донорство и служба крови всего мира. Мои предки жили ради идеи и этому отдавали свое время и свое здоровье. Можно ли назвать зов души меценатством – не знаю. Я сторонник конкретной помощи. А фонды стали атрибутом успешности как модные аксессуары – часы, машины.

Людей как раньше, так и теперь можно разделить на две условные категории – рецепиентов, т.е. тех, кто нуждается почти всегда и везде, и доноров, т.е. тех, кто хочет отдавать и помогать, независимо от уровня благосостояния. И я считаю: для того, чтобы поддерживать других – не обязательно создавать благотворительный фонд или общественную организации. Достаточно просто увидеть проблему – и помочь ее решить.

Копию диплома Совета Европы, удостоверяющего, что Виа Регия действительно является культурным путем Совета Европы и диплом Европейского культурно-информационного центра в Тюрингии о том, что историко-культурный комплекс «Замок Радомысль» стал членом международной сети Виа Регия.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий