5 психологических принципов, которые важны, чтобы помогать людям
Психолог Вероника Шутова, директор благотворительного фонда «Каждый», рассказывает о психологических принципах, которые помогают в работе в благотворительности и социальной сфере, а также о полезных навыках, необходимых для организации эффективной помощи.
1. Здоровая эмпатия
Работа в благотворительности подразумевает ежедневное взаимодействие с людьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Причем обычно тот, кто идет работать в благотворительную сферу, уже заведомо настроен на активную помощь людям. И здесь кроется опасность. Когда хочется помочь человеку во что бы то ни стало, пропадает всякая дистанция: происходит полное погружение в переживание другого и его непростую ситуацию. Выйти из этого довольно сложно. Возникает потребность помочь любой ценой или, что называется, «догнать и причинить добро». Как правило, такая внутренняя установка особенно свойственна людям, которые только начинают работать в благотворительности.
Однако, когда человек сталкивается с тем, что всем и во всем помочь просто невозможно, он изматывается и устает.
Помочь любой ценой — это про то, что психологи называют ролью «спасателей». Человек в этих условиях может оказаться в так называемом треугольнике спасательства, то есть тесно взаимодействовать и с жертвой, и насильником. Позиция «спасателя» не является полезной ни для нуждающихся в помощи, ни для самого специалиста. Эмпатия должна быть умеренной и бережной.
Пример: «кроме вас нам никто не помогает», «не знаем, что нам без вас делать», «мы беспомощны». Если эти и прочие подобные выражения вызывают у специалиста слишком острую реакцию, это является серьезным сигналом к тому, чтобы задуматься об эмпатии и собственных границах.
-
Умение расставлять границы
Границы – это место встречи. Встречи специалиста и клиента. И поэтому важно соблюдать как свои границы, так и границы клиента. Границы могут быть личностными, временными, физическими. Когда проводишь в семье, которая нуждается в помощи, несколько часов подряд, это изматывает и специалиста, и семью. Когда допускаешь близкий телесный контакт, это приводит к непоправимым последствиям. Когда переходишь из позиции специалиста в позицию друга семьи, это тоже влечет за собой определенные последствия. И проблема заключается в том, что потом с этими последствиями придется разбираться не только специалисту, но и семье. Подобные ошибки могут дискредитировать деятельность фондов в целом, поэтому очень важно научиться соблюдать профессиональную вежливость, расставлять и удерживать границы.
-
Умение заботиться о себе
Я думаю, что благотворительная деятельность — одна из самых ресурсозатратных. Занимаясь благотворительной помощью, важно все-таки не забывать о своей семье, о друзьях, иначе говоря, не сгорать на работе. Продолжать заниматься своим образованием, хобби и так далее. Успевать жить. Это позволит сохранить силы для оказания помощи, причем именно полезной и эффективной помощи. Когда специалист посвящает всего себя только заботе о нуждающихся, это зачастую приводит к печальным результатам. На самом деле, в полном объёме помощь оказать невозможно, поскольку другой постоянно нуждается в чем-то еще, а специалист в итоге остается без личной жизни, без друзей, без собственного времени. Если же специалист научится заботиться о себе, он сможет помочь большему количеству людей.
-
Быть на стороне клиента
Нуждающийся в помощи существует в неком субъективном мире, который может не совпадать с нашим. Для эффективной и качественной работы важно понимать, что мир клиента хоть и субъективен, но он реальный. Например, если клиенту кажется, что ему никто не помогает, значит, ему действительно никто не помогает. И если мы начнем переубеждать его в этом, то контакт вскоре будет утерян.
Пример: «нас все забыли, живем как в аду». Мы можем предполагать, что это преувеличение и фактически дело обстоит не совсем так, но для нуждающегося в помощи, тем не менее, это является правдой. И важно исходить именно из этой субъективной правды.
-
Всегда учиться
Для того, чтобы профессионально заниматься благотворительностью, нужно постоянно учиться. Например, наш фонд проводит интегративный лагерь для ребят с нейромышечными заболеваниями, поэтому нам необходимо понимать, что это за заболевания, каковы периоды и течение болезней, какие есть возможности, как правильно перемещать ребят и на какие психологические вопросы нужно научиться отвечать. Специалисту важно включаться в профессиональное сообщество, держать руку на пульсе законодательства, быть в курсе основных тенденций в своей области. Другими словами, не прекращать обучение, как бы банально это ни звучало.
Пять этих ключевых принципов, на мой взгляд, позволят перейти от этапа «причинить добро» на этап профессиональной помощи.
Я думаю, что помогать нужно. Многим людям известно так называемое «Золотое правило». Оно звучит так: «Во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами». Это правило Христа побуждает нас относиться относиться к другим так, как мы бы хотели, чтобы они относились к нам. Например, большинство людей хочет, чтобы с ними обращались с уважением, по-доброму и с любовью. Поэтому логично, что нам тоже так нужно относиться к другим.
да