5 психологических принципов, которые важны, чтобы помогать людям


veronika-shutovaПсихолог Вероника Шутова, директор благотворительного фонда «Каждый», рассказывает о психологических принципах, которые помогают в работе в благотворительности и социальной сфере, а также о полезных навыках, необходимых для организации эффективной помощи.

1. Здоровая эмпатия

Работа в благотворительности подразумевает ежедневное взаимодействие с людьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Причем обычно тот, кто идет работать в благотворительную сферу, уже заведомо настроен на активную помощь людям. И здесь кроется опасность. Когда хочется помочь человеку во что бы то ни стало, пропадает всякая дистанция: происходит полное погружение в переживание другого и его непростую ситуацию. Выйти из этого довольно сложно. Возникает потребность помочь любой ценой или, что называется, «догнать и причинить добро». Как правило, такая внутренняя установка особенно свойственна людям, которые только начинают работать в благотворительности.

Однако, когда человек сталкивается с тем, что всем и во всем помочь просто невозможно, он изматывается и устает.

Помочь любой ценой — это про то, что психологи называют ролью «спасателей». Человек в этих условиях может оказаться в так называемом треугольнике спасательства, то есть тесно взаимодействовать и с жертвой, и насильником. Позиция «спасателя» не является полезной ни для нуждающихся в помощи, ни для самого специалиста. Эмпатия должна быть умеренной и бережной.

Пример: «кроме вас нам никто не помогает», «не знаем, что нам без вас делать», «мы беспомощны». Если эти и прочие подобные выражения вызывают у специалиста слишком острую реакцию, это является серьезным сигналом к тому, чтобы задуматься об эмпатии и собственных границах.

О фонде «Каждый»
Благотворительный фонд «Каждый» создан в конце 2014 года для поддержки детей и молодых людей с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, и их семей в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Фонд обеспечивает социально-психологическое сопровождение, а также помогает приобретать необходимое оборудование (функциональные кровати, специальные подушки, стулья для купания), питание и лекарства.
Основная миссия фонда — улучшение качества жизни при постановке неизлечимого заболевания.
За время своей деятельности фонд реализовал 4 проекта. Сайт — http://bf-kazhdyi.ru  
  1. Умение расставлять границы

Границы – это место встречи. Встречи специалиста и клиента. И поэтому важно соблюдать как свои границы, так и границы клиента. Границы могут быть личностными, временными, физическими. Когда проводишь в семье, которая нуждается в помощи, несколько часов подряд, это изматывает и специалиста, и семью. Когда допускаешь близкий телесный контакт, это приводит к непоправимым последствиям. Когда переходишь из позиции специалиста в позицию друга семьи, это тоже влечет за собой определенные последствия. И проблема заключается в том, что потом с этими последствиями придется разбираться не только специалисту, но и семье. Подобные ошибки могут дискредитировать деятельность фондов в целом, поэтому очень важно научиться соблюдать профессиональную вежливость, расставлять и удерживать границы.

  1. Умение заботиться о себе

gallery_item_5Я думаю, что благотворительная деятельность — одна из самых ресурсозатратных. Занимаясь благотворительной помощью, важно все-таки не забывать о своей семье, о друзьях, иначе говоря, не сгорать на работе. Продолжать заниматься своим образованием, хобби и так далее. Успевать жить. Это позволит сохранить силы для оказания помощи, причем именно полезной и эффективной помощи. Когда специалист посвящает всего себя только заботе о нуждающихся, это зачастую приводит к печальным результатам. На самом деле, в полном объёме помощь оказать невозможно, поскольку другой постоянно нуждается в чем-то еще, а специалист в итоге остается без личной жизни, без друзей, без собственного времени. Если же специалист научится заботиться о себе, он сможет помочь большему количеству людей.

  1. Быть на стороне клиента

gallery_item_2Нуждающийся в помощи существует в неком субъективном мире, который может не совпадать с нашим. Для эффективной и качественной работы важно понимать, что мир клиента хоть и субъективен, но он реальный. Например, если клиенту кажется, что ему никто не помогает, значит, ему действительно никто не помогает. И если мы начнем переубеждать его в этом, то контакт вскоре будет утерян.

Пример: «нас все забыли, живем как в аду». Мы можем предполагать, что это преувеличение и фактически дело обстоит не совсем так, но для нуждающегося в помощи, тем не менее, это является правдой. И важно исходить именно из этой субъективной правды.

  1. Всегда учиться

Для того, чтобы профессионально заниматься благотворительностью, нужно постоянно учиться. Например, наш фонд проводит интегративный лагерь для ребят с нейромышечными заболеваниями, поэтому нам необходимо понимать, что это за заболевания, каковы периоды и течение болезней, какие есть возможности, как правильно перемещать ребят и на какие психологические вопросы нужно научиться отвечать. Специалисту важно включаться в профессиональное сообщество, держать руку на пульсе законодательства, быть в курсе основных тенденций в своей области. Другими словами, не прекращать обучение, как бы банально это ни звучало.

Пять этих ключевых принципов, на мой взгляд, позволят перейти от этапа «причинить добро» на этап профессиональной помощи.

gallery_item_6

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply