Изменить не одну жизнь: зачем благотворительному фонду документальное кино


Фонд «Измени одну жизнь» и журналист Катерина Гордеева выпустили серию документальных фильмов о семейном устройстве детей-сирот. «Филантроп» поговорил с создателями фильма о том, каких перемен хотят и могут добиться вместе благотворительные фонды и журналисты. 

Девочка Маша из Приморского края, одетая в школьную форму, с большим белым бантом на макушке, зелеными умными глазами смотрит в камеру и рассказывает, что ей 8 лет и что она любит учиться на пятерки. Дальше Маша раскладывает шашки на доске и грустно улыбается, а женский голос за кадром говорит, что она добрая, скромная, стеснительная, бескорыстная девочка, которая нуждается в материнской заботе. Таких видеоанкет на сайте фонда содействия семейному устройству детей-сирот «Измени одну жизнь» более 30 тысяч.

15 мая фонд отметил свое пятилетие. За это время они изменили, конечно, не одну, а более 10 тысяч жизней – стольким детям по всей стране фонд помог найти семьи.  Директор Юлия Юдина называет эту цифру главным итогом пятилетней работы. 

Юлия Юдина, директор фонда «Измени одну жизнь»

«Мы не снимаем фильмы, как Феллини, но даем возможность конкретным детям из какого-нибудь отдаленного угла, например, в Иркутской области – а там около 4 тысяч детей в региональном банке – просто быть увиденными, — говорит Юдина. — Мы хотим, чтобы каждый ребенок, который живет в детском доме, имел свое лицо, свой голос, интонацию. Чтобы было видно, как он улыбается, понятно, какой он особенный и неповторимый и как ему нужна семья. Собственно, это наша флагманская программа, с нее мы начинали, но это не единственный проект фонда».

Психологи, юристы, консультанты помогают приемным родителям как в процессе, так и после усыновления. Фонд организует перелеты, чтобы мамы и папы могли забрать детей из других регионов страны. Есть программа, связанная с образованием детей, живущих в приемных семьях, программа, связанная с помощью прочтения медицинской карты в процессе усыновления ребенка, и есть три важных фильма о приемных семьях и для приемных семей.

Фильмы о том, как бывает на самом деле

19 апреля благотворительный фонд «Измени одну жизнь» при поддержке социальной сети «Одноклассники» и проекта «Добро Mail.Ru» представил цикл документальных фильмов Катерины Гордеевой о семейном устройстве детей-сирот. Идея снять их возникла в ноябре 2015 года. Один из попечителей фонда, журналист и общественный деятель Антон Носик был так впечатлен встречей с приемными мамами и папами, что загорелся мыслью рассказать о них широкой аудитории. Причем кино это должно было быть не в черно-белых тонах, когда о приемном родительстве говорят либо как о подвиге, либо как о хронике криминальных новостей. В таких историях на телевидении недостатка нет, объясняет Юдина.

Фильмы задумывались как разговор без вскрикиваний, без обличений и излишнего восторга, разговор, в котором бы спокойно обсудили, кто такие приемные родители, с какими проблемами они сталкиваются, чем живут они и чем живут их дети.

Катерина Гордеева. Фото Ольги Лавренковой

По словам Юдиной, идея фильма родилась, с одной стороны, спонтанно, с другой – из-за потребности высказаться на тему приемного родительства, отношению приемных детей и приемных родителей. Сразу возникло имя Кати Гордеевой. «Во-первых, потому что оно само по себе уже бренд и ее работа на телевидении и в благотворительных фондах говорит сама за себя, — рассказывает Юлия. — Кроме того, член попечительского совета фонда Арина Бородина по стечению обстоятельств дружит с Катей, и стало понятно, что Катя – лучшая кандидатура. Она человек, находящийся глубоко в теме, сама приемная мама. Когда мы обсуждали, что это будут за фильмы, с какой интонацией, какой тональности, было ощущение, что мы говорим на одном языке. Я настолько доверяла профессионализму, журналистскому опыту Кати, верила в то, что она сделает хорошо, что не навязывала ни героев, ни фабулу, ни вопросы, которые поднимались».

Результатом почти года работы стали три фильма: «Плюс один», «Сказочки про семью» и «Несколько дней в октябре».  Катерина Гордеева говорит, что все эти истории про то, как «одна жизнь соединяется с другой на самом деле». На самом деле Петр и Ольга Свешниковы, герои первого фильма, не знали, справятся ли, смогут ли стать хорошими родителями Леше с синдромом Дюшена, Даше с синдромом Дауна и Никите, которого опека забрала у кровной матери. На самом деле у Фатимы Медведевой и 10-летнего Гора, которым посвящен второй фильм серии, не было любви с первого взгляда. Недели и даже месяцы их совместной жизни ушли на то, чтобы привыкнуть, притереться друг к другу, но они справились и счастливы. На самом деле можно честно сказать, что не хочешь и не будешь усыновлять ребенка, но при этом помогать десяткам воспитанников детских домов, как это делает героиня третьего фильма, журналист Арина Бородина.

«Это очень деликатная тема, и мы долго уговаривали всех героев. Я всем гарантировала, что их истории будут рассказаны тактично и честно. Важно было достичь той меры открытости, которая бы позволила фильмам быть в том числе учебными. Мы же делали не пропаганду и не рекламу.

Это фильмы для людей, которые хотя бы раз задумывались об усыновлении. Чтобы они нашли ответы на свои вопросы.

Обманываться и обманывать здесь слишком дорого, потому что каждый раз речь идет о человеческой жизни, и в том числе о детской жизни, ответственность за которую берет на себя усыновитель», — объясняет Катерина.

Папы, мамы и их примерные дети показывают свою жизнь такой, какова она есть, без мишуры: как смеются и плачут, как ходят к психологу, принимают важные, правильные и неправильные решения. На глазах у съемочной группы, запечатленная ею, начинается история новой семьи – третий фильм серии о 15-летнем Никите и маме Лене Калининой. Катерине Гордеевой удалось снять последний день Никиты в детском доме и первые дни его жизни дома.

«Этот ребенок, Никита, когда приехал жить к своей маме Лене, говорил два слова в минуту, прошло всего полгода, он говорит 45 слов в минуту. Мы будем дальше снимать продолжение, и, надеюсь, Лена расскажет, каких сил ей это стоило и сколько раз она была готова опустить руки».

Ресурсность приемного родительства

Катерина Гордеева говорит, что, принимая решение забрать ребенка из учреждения домой, очень важно правильно оценить свою ресурсность. Это слово она открыла, работая над фильмами. Оно не связано с тем, сколько у семьи денег, комнат или санузлов в квартире, которые обычно проверяет служба опеки. Ресурсность – это трезвая оценка своей готовности впустить в жизнь другого человека и помогать ему.

«Жить рядом с другим человеком и не поддаваться эмоциональному порыву, а изо дня в день любить его, беречь его, очень трудно, — говорит Катерина. — Понимаете, речь не идет о том, что мы сейчас взяли ребеночка и тут же полюбили его. Так не бывает. Даже если это любовь с первого взгляда, люди как-то научаются жить рядом друг с другом. Понятно, что у взрослого человека ресурсов должно быть сильно больше: и душевных, и физических, и, конечно, материальных.

Чем лучше человек готов, чем реальнее он оценит свою ресурсность, тем в общем легче и менее травматично будет развиваться история усыновления. Все родители, с которыми мы общались, говорят об этом».

Фильмы, кроме того, что по-новому позволяют говорить о приемном родительстве в России, собирают деньги на проект фонда, который называется «Передышка». Он направлен на профилактику эмоционального выгорания приемных родителей, а также на предотвращение вторичных отказов от приемных детей. Иными словами, это возможность приемным мамам и папам отдышаться.

«Когда у нас свои дети, мы берем няню, это нормально. Но если ты усыновил ребенка, так уж сиди с ним, считают во внешнем мире. Но ведь у приемных родителей тоже есть конечность ресурсов, есть усталость, есть желание просто побыть одному. Не учитывать это очень жестоко. Например, наша героиня Лена. Она не прожила с Никитой предыдущие 15 лет, не привыкла к нему. Вдруг начать проводить с ним 24 часа в сутки тяжело. И ребенку тяжело, потому что он привык жить в другой системе, в такой системе, где в чай не сыплют сахар, он сладкий всегда. Этим людям нужно давать возможность отдыхать и друг от друга, и вообще отдыхать, нужно относиться ко всей этой истории очень по-человечески, а не как к подвигу или как к прорыву. Это жизнь, и в этой жизни есть много сложностей», — говорит Катерина.

Перемены к лучшему

Завершением цикла документальных лент станет полнометражный фильм, на съемки которого уйдет еще год. Зрители увидят продолжения уже известных историй и познакомятся с новыми героями.  Вокруг четвертого, большого, фильма авторы планируют строить более широкое обсуждение проблемы, тем более что поговорить есть о чем. Юлия Юдина называет изменения, произошедшие в России в сфере социального устройства детей-сирот, революционными.

Если пять лет назад банк данных детей, которые ждут своих мама и пап, составлял порядка 125 тысяч человек, то сейчас это 60 тысяч детей. Большую роль здесь сыграл «закон Димы Яковлева».

Реакция общества на него не оставила государственным органам возможность отмолчаться. Был принят ряд мер, стимулирующих семейное устройство, таких как финансовая помощь, упрощение процедуры усыновления. Официально размещение детей в учреждениях стало временной мерой, тогда как раньше проживание ребенка в детском доме считалось нормальным.  

«Конечно, и в России, и во всем мире, к сожалению, останется процент детей, неустроенных в семью. Но сама философия, что в учреждении ребенку не место, он должен быть в семье, — это отражение тех процессов, которые интенсивно проходили в обществе последние 3 года. было принято 481-ое постановление Правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое во многом изменило систему детских учреждений: это малокомплектные группы, детские дома семейного типа, индивидуальные планы развития на каждого ребенка и места временного пребывания для детей. А с другой стороны, изменилось общественное сознание. Приемное родительство перестало быть чем-то из области героизма, к нему перестали относиться с подозрением и призрением: «сам не можешь родить что ли?» или «денег хочешь заработать?». Сейчас среди наших друзей, коллег, знакомых все больше людей становятся усыновителями. И общество перестало к ним относиться как к каким-то экзотическим персонажам, это нормальный жизненный сценарий», — рассказывает Юлия Юдина.

Об изменениях говорит и Катерина Гордеева. Они произошли не только в области социального устройства детей-сирот, российское гражданское общество заработало активнее.

«То, что происходит сейчас в благотворительных фондах, в комьюнити, в изданиях, которые как бы пишут на социальные темы, но на самом деле они пишут обо всем, — это победа и революция, — рассуждает Катя. — Так работает настоящее гражданское общество.  

Например, вы живете на перекрестке, на котором не работают светофоры. Каждое утро вы видите бабушку, которая не может перейти из-за этого дорогу. И, например, вы знаете, что две бабушки уже погибли под колесами машин на этом переходе. Конечно, вы надеваете халат, бежите и переводите бабушку через дорогу. Так вы делаете каждый день, но бабушек несколько, вы бегаете, бегаете, бегаете и в какой-то момент понимаете, что нужно что-то решать. Переведя бабушку через дорогу, вы идете в управу и объясняете им необходимость поставить светофор. Вот так начинается гражданская активность. То, чего сейчас добились вместе с журналистами благотворительные фонды, – это огромные перемены. Они нам кажутся маленькими, но если посмотреть с высоты 15 лет, видно, как много изменилось: есть один, другой, третий хоспис, есть программы паллиативной помощи, любой человек, которого можно остановить на улице в крупных городах России, знает, что детский рак излечим, есть перемены в законе об обезболивании. Да, они не фантастические, но они есть».

В фонде «Измени одну жизнь» надеются, что после просмотра фильмов Катерины Гордеевой те, кто не мог решиться на усыновление, наберутся смелости и сделают правильный шаг, а те, кто хочет и не знает, чем помочь, вдохновятся историями других людей. И может быть, восьмилетняя Маша из Приморского края, которая умными зелеными глазами смотрит в камеру и грустно улыбается, к моменту выхода четвертого фильма уже найдет свою семью.

 

Leave a Reply