«Я научилась слушать и слышать людей»: что дает опыт наставничества


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

У красноярского благотворительного фонда «Счастливые дети» уже три года работает программа наставничества в четырех детских домах города. У 87 ребят в возрасте от 7 до 18 лет есть старшие друзья. На протяжении трех лет к детям из детских домов каждую неделю приходят внимательные взрослые, готовые выслушать, объяснить непонятное, ответить на самые неожиданные вопросы, заметить проклюнувшийся интерес и поддержать его, — это наставники. За 2016 год наставники ДБФ «Счастливые дети» охватили своим вниманием 130 детей-сирот, а это значит, что каждый из этих ребят получил поддержку, чему-то научился, в чем-то разобрался. 

Ребенку важно, что приходят к нему лично, важна уверенность, что наставник – надолго, он не бросит и точно придет на следующей неделе. Иногда наставники оформляют «гостевой режим» (юридически – временная передача в семью), вместе проводят выходные.

Екатерина Малахова специалист по инновационной деятельности, сотрудник КГПУ им. В.П. Астафьева, стала наставником для 14-летнего Егора. Екатерина рассказала «Филантропу» о своем опыты, о том, чему она научила Егора, а Егор — ее. 

Личный опыт

Екатерина Малахова и Егор. Фото из личного архива

«Желание помогать детям-сиротам связано с личным опытом: мой двоюродный брат остался в раннем возрасте без родителей, он жил с бабушкой и дедушкой, но мне казалось, что он должен жить с нами, с детьми, с молодыми родителями. В голове всегда была мысль, что нужно, чтобы дети не оставались одни. Решение стать наставником приняла потому, что дочь выросла, а нерастраченной энергии и желания заботиться о ком-то, кто младше и нуждается во внимании, много.

Стать другом

Я стала наставником 14-летнему Егору. Когда озвучивали, каким ребятишкам нужны наставники, мне показалось, что 14 лет – совсем немного, я представляла себе ребенка лет 10. Когда я Егора увидела, я подумала: “Батюшки! Как это так?». Он тогда еще был с меня ростом, ну ладно, в общем-то славный мальчишка, спокойный. Но это стало неожиданностью! Я сразу не определила, что это взрослый парень. Но хорошо, что так сложилось, я нисколько об этом не переживаю. Я отношусь к нему как к другу, одно время был перекос в сторону «родитель – ребенок». Я с ним общаюсь практически на равных, единственное, он ко мне обращается на вы, у него уважительное отношение к взрослым, а я общаюсь с ним почти как с дочкой, только, конечно, обнимашек девчачьих нет.

Я думаю, что это хорошо, что он взрослый. Если бы он был младше, у меня были бы переживания по поводу отношений, как мамы к сыну. Мне было бы сложнее именно дружить.

А к роли наставника все-таки ближе роль друга. Не всегда можно поговорить с родителями: у меня не было близкого общения с мамой в подростковом возрасте, это потом мы стали подругами, а подростку нужен именно друг, именно с друзьями мы обсуждали важное.

Знакомство

Егор наше знакомство все проспал. Я первый раз волновалась жутко. Уже от самого посещения детского дома волнуешься: большое здание, много детей, я зашла в группу – все галдят, шумят… Егор спал, один из волонтеров его разбудил, познакомил нас, мальчик поздоровался и ушел в комнату: я думала, кофту переодеть или еще что, стою в коридоре, жду. Выяснилось, что Егор опять уснул! В итоге его все-таки разбудили. Так как он только проснулся, я начала рассказывать о себе, что-то у него спрашивать. Все наши дальнейшие разговоры проходили так же: я спрашивала, он односложно отвечал, никаких рассуждений или дополнений.

Уроки и прогулки

Сначала мы вместе занимались уроками, каждую субботу по два часа. Постепенно стали гулять, даже ездили на каток, это сейчас я понимаю, какая это серьезная ответственность выходить с ребенком за территорию детского дома, а сначала казалось, что всё очень просто.

Но у прогулок оказался неожиданный эффект: для того, чтобы мы могли выходить за территорию, он стал сам заранее делать уроки, чтобы наши встречи на это не тратить. Через полгода воспитатель сказала, что у Егора улучшились оценки.

Гостевой режим

А затем я решила оформить временную опеку, то есть «гостевой режим» — это форма взаимоотношений с ребенком, которая позволяет забирать его в гости на выходные и каникулы. На одном из семинаров для наставников рассказывали о преимуществах и рисках “гостевого режима”, говорили, что такой формат особенно полезен для подростков. И я подумала, что этот вариант нам больше подходит: в гостях подростки могут научиться готовить, обслуживать себя, поддерживать порядок. Около двух часов у меня уходит на дорогу, и в детском доме провожу тоже два часа… Я решила, что это неэффективно, гораздо лучше забирать его к себе, а здесь он сможет себя проявлять. За месяц оформила документы, когда сказала Егору, он, конечно, засветился, заулыбался, хотя в первый раз в гостях очень скромно себя вел. Но особого напряжения не было.

У нас есть соприкосновение душ, мы друг друга дополняем, нам хорошо вместе.

В моей большой семье есть и усыновленные дети, родственники отнеслись к Егору радушно. Родители за меня, конечно, беспокоились, но и радовались. Дочь сначала немного нервничала, ревновала, но сейчас они выработали границы, ревности нет. Она взрослеет, ей уже 20 лет, у нее свои интересы. Беспокойство было, потому что непонятно, что это за ребенок. Но сейчас все очень естественно и спокойно. Родителям даже кажется иногда, что он чем-то на меня похож. Но это, конечно, такое родство душ.

Обычная жизнь

Екатерина Малахова и Егор. Фото из личного архива

Удивительно, что Егор был готов пойти со мной, я понимаю, что первый раз ему было страшно. Да и вообще, возникают ситуации, когда ему приходится преодолевать себя, страхи. У него произошло много нового: впервые проехал на поезде, мы ездили в гости к моим родителям, вообще он узнает обычную жизнь, это тоже для него ново. Егор всегда рад встрече, когда я за ним приезжаю – всегда уже ждет, собирается заранее.

Мы каждый вечер созваниваемся перед сном. Первое время он отвечал по телефону односложно, а потом он стал мне доверять, сейчас мы можем по телефону полчаса говорить, а бывало и час.

Иногда Егору не хочется возвращаться в детский дом, он грустит из-за этого, но понимает, что сейчас изменить эту ситуацию не может. Мы разговаривали, хочет ли он в семью, он ответил, что, наверное, нет. Когда у меня у самой были мысли про усыновление, наверное, у него тоже были переживания: вдруг? Но я разобралась с собой, и он тоже успокоился. Он радостно идет в гости, но спокойно возвращается в детский дом, знает, что скоро опять придет к нам. Последние выходные проявляет самостоятельность: моет посуду без напоминания, хозяйничает. Недавно он остался один дома, все разбежались по делам, было очень приятно, что он проявил инициативу: сам все убрал, спокойно и самостоятельно.

Здесь и сейчас

Екатерина Малахова с дочерью и Егором. Фото из личного архива

Усталости сильной нет, потому что это дело привычки, нам с первого дня говорили, что взрослый должен быть стабилен. Мы обсудили, что я буду забирать его два раза в месяц, теперь я к этому графику привыкла. Если не получается забрать в запланированные выходные, есть даже некоторый дискомфорт. И к Егору я привыкла, он уже все равно часть нашей семьи, и животные наши все его любят.

Когда у меня не было гостевого, приходила на 2 часа в неделю, было сложнее: там хотелось прямо результат получить, ты же приходишь чего-то конкретного достичь, а результата нет, кажется, что ты что-то не то делаешь. А сейчас совсем иначе.

Мы просто живем, просто общаемся, проводим время вместе, иногда даже ничего не делаем – смотрим фильмы, просто отдыхаем. Важно, что здесь и сейчас все хорошо.

Мы и дальше будем поддерживать отношения, планируем скоро начать подготовку к поступлению в ВУЗ, а летом съездим отдохнуть вместе с моей семьей.

Наставничество меня изменило: я стала еще спокойнее, научилась слушать и слышать людей. Егор и так мало информации выдает, ее надо услышать. Появился еще один человек в нашей семье, который разделяет с нами все радости и печали. Я ему все рассказываю, что происходит, он всегда в это включается».

Наставникам вообще довольно сложно получить обратную связь от детей: они стесняются говорить о своем отношении, иногда – не уверены в них до конца. Егор написал про дружбу с Екатериной: «У нас очень теплые взаимоотношения», такое признание от подростка – дорогого стоит.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий