Фабрика грез: в России работает киношкола для людей с инвалидностью


«Я научу тебя снимать дождь! Вот окно, через форточку твой помощник поливает стекло из лейки, капли стекают, а камера видит струйки, появляется образ дождя. А героиня, она будто на скамейке под дождем сидит – вот такое перспективное совмещение», — мужчина в возрасте размашисто набрасывает раскадровку будущего фильма, что называется, «на коленке», в коридоре киношколы, он рассказывает своей собеседнице про сценарий нового фильма. На первый взгляд – пожилой преподаватель и студентка режиссерского факультета. На самом деле – оба они студенты первой в России киношколы для людей с инвалидностью «Без границ». Игорю Феофановичу Храплюк-Познанскому – 88 лет, Ангелине Газиной – 22.

Киношкола «Без границ» на съёмочной площадке «Операции Мухаббат» ( режиссер О. Фомин) производство Star Media.

Кино без границ

Единственная в своем роде киношкола открылась в Москве в конце 2016 года. За полгода сюда приходили очень разные люди. Объединяет их одно: невзирая на инвалидность, они «болеют» только кино и мечтают снимать хорошие фильмы со смыслом и характером. Студентами киношколы могут стать даже люди с тяжелой формой инвалидности, главное – сохранный интеллект и желание овладеть сценарным мастерством, режиссурой, стать профессионалами кино.

Организовал киношколу для людей с инвалидностью кинематографист Олег Любаев, продюсер фильмов «Вий», «Луна в зените», «Сматывай удочки». Главная цель киношколы, по словам Олега, — формирование новой социальной ниши, где люди с инвалидностью смогут реализовывать творческий и интеллектуальный потенциал.

«Среди наших студентов много ярких, неординарных, самобытных талантов, которые могут раскрыться в кинематографе,  – говорит Олег Любаев. – Обучение в киношколе – это и творческая реабилитация для людей с ограниченными возможностями здоровья, и счастливый шанс реализовать себя в кино». 

Сейчас в киношколе учатся около 20 человек по двум специальностям: «режиссер кино и телевидения» и «сценарист». Занятия проходят три раза в неделю, студенты изучают операторское и сценарное мастерство, историю кино, теорию режиссуры. Принимаются в киношколу студенты от 18 лет с инвалидностью 1-й, 2-й, 3-ей групп, без выраженных нарушений зрения, слуха, речи и без ментальных нарушений. Обучение бесплатное, занятия проходят на базе реабилитационного центра для инвалидов «Преодоление», адаптированного для перемещения маломобильных людей. Руслан Курбанов, руководитель социальной службы «Преодоления», отмечает, что основная часть учеников – люди с ограниченными возможностями в передвижении, в том числе с самой тяжелой, первой, группой инвалидности, то есть инвалиды-колясочники. У них нет возможности учиться в обычных образовательных заведениях.

«Чтобы создать для людей комфортную среду, мы решили организовать смешанные классы, где наряду со студентами с двигательными нарушениями, учатся люди с соматическим классом заболеваний (например, сердечно-сосудистыми заболеваниями, патологиями внутренних органов), — рассказывает Курбанов. — Получилась своего рода инклюзия, но не в классическом значении, а инклюзия внутри разных форм инвалидности».

Специальности, которые студенты получают на базе киношколы, востребованы в жизни. После окончания учебы, по словам Олега Любаева, выпускникам будут помогать с трудоустройством и деловыми контактами. Киношкола уже сейчас сотрудничает с киностудиями и творческими мастерскими, а скоро при киношколе будет создана собственная киностудия. Сейчас в развитие киношколы команда Олега Любаева вкладывает собственные средства, а сотрудники и педагоги работают бесплатно. Команда общается с благотворительными фондами, пытается привлекать потенциальных инвесторов, но пока вопрос финансирования киношколы стоит очень остро.

Киношкола «Кино без границ»

 

Рекламная пауза

Несмотря на финансовые трудности, обучение в киношколе не прерывается. Помимо теоретических занятий, у студентов много практики. Недавно они приняли участие в съемках фильма, посвященного 10-летнему юбилею реабилитационного центра «Преодоление» и съемках рекламного ролика для благотворительного фонда «О!живи мечту». Сценарий для ролика написала студентка киношколы «Без границ» Наташа Мазунина. Ярким событием для учащихся стало посещение съемочной площадки группы проекта «Четвертая смена» (производство IKa film) и знакомство с известными актерами Алексеем Чадовым, Виктором Добронравовым, Александрой Тулиновой.

Преподают в киношколе «Без границ» педагоги Всероссийского государственного института кинематографии под общим художественным руководством Владимира Хотиненко. Светлана Смагина, старший педагог кафедры киноведения ВГИК, признается, что когда ее пригласили принять участие в проекте, согласилась, не раздумывая. Светлана читает курс «История мирового кино». «Студенты меня очень радуют: интересные собеседники, заинтересованные учащиеся, а главное – сильные личности, — рассказывает преподаватель. — Они преодолели себя, они себя не потеряли, сохранили и преумножили радость от восприятия всего нового. Ведь сценарист и режиссер, которым не интересна жизнь, не напишут и не снимут хороших картин».

Киношкола для людей с инвалидностью «Без границ»

Итак, место действия – киношкола «Без границ». Съемочная площадка – реабилитационный центр «Преодоление». Камера. Мотор. Дубль первый.

«Во сне вижу, как снимаю кино»

Игорь Феофанович Храплюк-Познанский

Игорь Феофанович Храплюк-Познанский – человек с интересной фамилией и столь же интересной судьбой. Закончил ВГИК и всю жизнь снимал кино. Кинооператор высшей категории, на счету у которого – 72 игровых и документальных кинокартины, среди которых «Версия» «Ступени», «Человек с молоточком» (фильмы об А.П. Чехове), «Товарищ сержант», «Игры дошкольников», «Третий сын». На вопрос о самом любимом фильме Игорь Феофанович отвечает вопросом: «А у вас какой палец самый любимый? Так-то. Все фильмы – мои дети, люблю их одинаково». Первый раз Игорь Феофанович пошел в кинотеатр с мамой смотреть «Кинг-Конга». «А тут вдруг горилла идет с экрана прямо на меня, я перепугался и закричал на весь зал: «Мама, закрой меня шапкой!» Мама объяснила потом: это не горилла, это актер, — вспоминает оператор.

С тех пор магия кино окутала его с головой. На сэкономленные пять копеек Игорь мчался в кинотеатр, фильмы про ковбоев и индейцев, популярные в 60-е годы, мог смотреть бесконечно. После школы устроился оператором на Челябинскую студию телевидения. Там же, в Челябинске, узнал, что существует ВГИК – Всероссийский государственный институт кинематографии. И прямиком с Урала рванул в Москву.

— Как я сдавал экзамены! – вспоминает Игорь Феофанович. – На собеседовании оказался последним, и весь день наблюдал, как абитуриенты выходят с круглыми от испуга  глазами. У одного спросили, сколько опер написал Чайковский, у другого – куда открывается дверь Большого театра: на себя или от себя… Зачем? Оператор должен быть наблюдательным! А я слушал, слушал и становился все более поникший, настроения никакого, думал, не пойду на собеседование – все равно провалю. И вдруг декан факультета подходит ко мне и говорит: «Да не мандражи! Ты же с Урала, нам таких парней и надо!»

Это ребячье «не мандражи» очень приободрило Игоря. В приемной комиссии никаких вопросов про оперы и про театры – целый час его расспрашивали о работе на Челябинском телевидении. Посовещались и вынесли вердикт: «Тебя решили принят! Но с одним условием… все остальные экзамены должен сдать на пятерки!».

Во ВГИК Игорь Феофанович поступил с первого раза. После окончания работал на Свердловской и Ростовской киностудиях, а в 70 лет переехал вместе с семьей в Москву и устроился на киностудию Министерства обороны РФ. На пенсию ушел в 85 лет, да и то «по требованию».

«Вызывают меня по громкой связи, я бегу, радостный: «Что, новую картину снимать? А сценарий есть?» А мне в ответ: «Увольняем тебя»», – с грустной улыбкой говорит Игорь Феофанович.

И признается: во сне видит, как снимает кино. В реальной жизни работа оператором ему уже не по силам, возраст дает о себе знать. К тому же, Игорь Феофанович – инвалид 2-й группы, «сердечко пошаливает». Совсем недавно он увидел объявление о приеме в киношколу для людей с ограниченными возможностями здоровья «Без границ» и решил испытать себя. Операторскую работу он знает «от и до», а вот сценарное мастерство для него – дело новое. «Решил: пока живу, кино не оставлю, буду писать сценарии», — добавляет он.

Сценарное мастерство дается ему легко, однако, он признается, что это совсем другой полюс кинематографической работы. Еще в свою бытность оператором Игорь Феофанович написал сценарий фильма с рабочим названием «Золото Махэ». Картина должна была рассказывать про золотоискателей со всего мира, собравшихся на границе России и Китая, на реке Махэ. Тогда сценарий не приняли. Сейчас, благодаря учебе в киношколе, Игорь Феофанович знает, как переделать сценарий, чтобы он заиграл по-новому и по нему сняли фильм. Помогают ему сокурсники – новые друзья и единомышленники, в числе которых и София Шаяхметова.

Одна из двенадцати жизней

София Шаяхметова с мужем

Судьба Софии Шаяхметовой – словно уже написанный сценарий к фильму. Это история про тяжелую трагедию, невероятную силу духа и большую любовь. До 32 лет София вела обычную жизнь: хорошая работа, квартира, муж. Пять лет назад, в мае, девушка стала мыть окна в квартире на четвертом этаже, сорвалась и упала вниз. В результате – перелом позвоночника и инвалидность. 

«Когда я очнулась в больнице, передо мной стоял врач и долго подбирал слова, чтобы сказать, что я никогда не буду ходить, – рассказывает София. –  А я просто улыбнулась ему и сказала: «Все это неважно, главное – жива». Ведь когда я падала, уже попрощалась с жизнью».

София признается, что именно после трагедии почувствовала настоящий вкус к жизни. «Никогда не забуду, как мама поставила на место всего одной фразой, – поделилась София. – Я лежала на кровати и просила ее принести мне воды. Мама сказала: «А ты что, инвалид? Надо попить – села на коляску и сама принесла воды». Эта фраза запомнилась мне на всю жизнь. Я сидела и думала: «Я инвалид? Нет, я не инвалид. Я маму еще раз попрошу? Нет, я никогда ни о чем просить не буду». Сама уселась на коляску первый раз в жизни, доехала до холодильника, взяла воду. Из кухни я возвращалась уже совершенно другим человеком».

Главным событием в жизни Софии стала встреча с ее вторым мужем. Виталий тоже на инвалидной коляске и однажды он признался Софии: если бы нужно было еще раз сломать позвоночник, чтобы встретить ее, он бы сделал это, не задумываясь.

Сейчас София работает в нескольких местах и учится на сценариста: киношкола с детства была ее мечтой.

«Я все меньше я чувствую себя здесь инвалидом и все больше обычным человеком. У нас интересная жизнь, много общения, мастер-классы с известными продюсерами, режиссерами, актерами.

Недавно была встреча по скайпу с режиссером Александром Коттом. Я в восторге от этого человека, его «Брестская крепость» – один из моих любимейших фильмов!» – говорит София.

У нее уже есть идея собственного сценария. Фильм «12 жизней» расскажет о 12 перевоплощениях души, и каждая жизнь будет разной – со своим счастьем и своими трудностями.

«Те фильмы, которые снимают про инвалидов, далеки от действительности. У нас огромный мир внутри, мы испытываем много чувств, переживаний и хочется передать свою точку зрения на жизнь… Поверьте, нам есть, что рассказать», – рассуждает София.

Сейчас киношколе для инвалидов «Без границ» очень нужна финансовая поддержка на закупку оборудования, техники, выплату зарплаты преподавателям.

Помочь киношколе можно на платформе «Планета.ру»: https://planeta.ru/campaigns/ksbg, а также на сайте www.ksbg.ru.

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply