«Он научил нас следовать своим принципам до конца»: памяти Антона Носика


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сарра Нежельская, директор и соучредитель фонда «Помоги.Орг», и Мила Шахматова, руководитель проектов фонда «Помоги.Орг», вспоминают основателя фонда Антона Носика, скоропостижно скончавшегося 9 июля на 52-м году жизни, и рассказывают о том, как вместе создавали благотворительный фонд. 

Сарра Нежельская, Мила Шахматова и Антон Носик, соучредитель фонда «Помоги.Орг».

«В понедельник мы должны были утром прислать ему информацию о новом ребенке»: Сарра Нежельская, директор и соучредитель фонда «Помоги.Орг»

«Когда Антон решил открыть фонд, мы даже не были знакомы. Мы познакомились, создавая «Помоги.Орг».

Все началось с того, что Антон, как популярный блогер, получал много просьб, к нему обращались за помощью многие семьи, как ко всем публичным людям. Но тогда был только ЖЖ, не было еще других соцсетей.

Он был (слово «был» говорить невозможно) очень умный человек, он понимал, что это профессиональная работа, что нужна экспертиза, чтобы не попасться мошенникам, чтобы помочь действительно тем, кому это нужно.

Сам Антон, конечно, не мог и не должен был этим заниматься, поэтому решил создать фонд.

Я в то время возглавляла частный благотворительный фонд банкира Александра Трифа, который, к сожалению, умер. И после я стала искать работу именно в НКО. И одна знакомая журналистка познакомила меня с Антоном Носиком.

Я вообще не знала Антона, не читала его ЖЖ и тогда еще не понимала его масштаба.

Я пришла к нему на встречу, это оказался очень симпатичный улыбчивый человек, очень приятный, интеллигентный, в чем-то даже позер, но совершенно обаятельный. На встрече он курил и ругался матом, не переставая, но это так органично у него получалась, что я, хотя очень плохо переношу табачный дым, была под большим впечатлением.

И после встречи он предложил мне стать соучредителем его фонда. Меня это поразило, потому что это очень серьезное предложение, получилось, что он доверил фонд человеку, которого совсем не знал. Хотя вначале я боялась за свою репутацию. И только потом я поняла, что он рисковал гораздо больше.

В итоге в 2005 году мы достаточно быстро организовали фонд, мы сидели вместе на Щепкина с его редакцией cайта Mosnews.com, тогда же в фонде начала работать Анна Школьник, Мария Залунина и Мила Шахматова. Это первый состав фонда, который собрал именно Носик.

Антон Носик в офисе фонда «Помоги.Орг»

Антон сразу решил, что это будет интернет-фонд. Сейчас это смешно звучит, потому что у любого фонда есть сайт, а тогда мы были первыми и единственными, первыми начали работать именно с интернет-пользователями.

Собственном, поэтому у нас, наверное, самый старый сайт, ему уже больше 12 лет, и мы только этим летом будем его переделывать. У нас медленный движок, все приходится делать вручную, а тогда мы были самыми продвинутыми и первыми.

После нас все стали делать сайты. Понятно, что они и так бы появились. Но кто-то должен быть первым. Вот и Антон был первым.

Антон – настоящий стартапщик, он вдохновитель, он создает проекты и отдает другим, так было в медиа, так было с фондом. Ему интересно начать, запустить, разогнать и после отпустить проект. Он не поддерживал фонд постоянно, по сути передал нам с Милой. Это давно уже наш фонд, но его создатель и родитель – именно Антон.

В первые два года он содержал «Помоги.орг», он давал нам небольшую зарплату: мы все в первые два года работали почти на общественных началах.

Антон придумал девиз: «Из каждого рубля до ребенка дойдет 100 копеек». По закону и тогда, и сейчас мы могли брать 20%. Но не делали этого, деньги на содержания фонда приходят из другого источника.

Мы каждый раз мучались, но до сих пор так живем – Антон так придумал, это важное правило.

Года через два он стал находить спонсоров на зарплату и во многом помогал нам. Он мог поддержать нас в любой момент, легко мог перевести свой гонорар за лекции, привести донора с крупными пожертвования, написать пост в ЖЖ про сложный сбор.

Но глобально он не участвовал в жизни фонда, у нас не было регулярных планерок, мы не отчитывались перед ним. Он нам доверял.

Он всегда мог решить любую задачу

У Антона всегда было много проектов, но он всегда был на связи, всегда отвечал, давал советы.

Он был чрезвычайно образованный человек, знал, кажется, практически все, ему можно было позвонить в любое время по любому поводу. Он всегда отвечал, говорил: «Привет, дорогая» или «Привет, любимая».

Он всегда мог решить любую задачу, любую проблему, всегда предлагал какие-то решения, как лучше «разрулить» все.

Мы с ним советовались про очень многое, про интернет-продвижение, про дизайн и работу сайта.

Но особенно активно мы начали общаться именно сейчас, в связи с его программой на «Серебряном дожде». Мы списывались и созванивались почти каждый день.

Началось все с того, что я попросила у него контакты журналистов, чтобы попасть на ТВ, а он говорит: «А ты знаешь, дорогая, я буду вести программу на Серебряном дожде». И предложил нам давать информацию про наших подопечных, в итоге в конце каждой программы он рассказывал про тех, кому нужна помощь. Иногда звал нас в свои программы, ведь темы там были очень разные: Антон мог говорить вообще на любые темы.

Он очень волновался из-за этих сборов, очень ответственно к ним подходил.

Ему было важно вовремя сказать, сколько собрали денег во время его эфира. Мы моментально все считали, чтобы он мог на следующий день объявить сумму.

При этом Антон, как вы понимаете, обычно не особенно беспокоился из-за своего имиджа, всегда говорил то, что думал. Но в этом случае он не хотел быть хулиганом, он был всегда принципиален и честен.

В частности, в одной из программ слушатель ему написал смс, будто мобильные операторы берут 80% от стоимости смс. Он мне позвонил сразу после эфира в полном шоке, чтобы спросить, правда ли это. Я ответила, что, конечно, нет. Комиссия при переводе смс-пожертвования составляет от 5 до 9% в зависимости от оператора сотовой связи. Эта сумма удерживается агрегатором и операторами до зачисления пожертвования в фонд.

А он говорит: «Представляешь, я так испугался, что это правда». Потом мы вместе вспомнили, что Антон был первым, кто начал менять эту систему, ведь раньше операторы действительно брали очень большую долю стоимости смс.

У него все получалось

Для него был интересен любой стартап. Его блог вырос в фонд. Многие его идеи – в ведущие СМИ. У него все получалось. Интернет-сайты, радио, СМИ, и фонд тоже. Только за 2016 год фонд Помоги.Орг смог оплатить лечение нуждающимся на сумму 242 млн рублей. Конечно, без Антона мы бы не справились, и не смогли бы так быстро и успешно развиваться.

Фонд был создан в 2005 году, а в 2006 мы уже были на приеме у президента Владимира Путина в числе крупнейших и самых известных благотворителей.

Что он дал благотворительности? Инструменты, которыми мало кто тогда умел пользоваться. Он буквально за уши втащил нас с тобой в интернет и в современные технологии, которые надо было поставить на службу нашим целям.

Еще он научил нас следовать своим принципам до конца, даже когда сам начинаешь в них сомневаться и хочешь дать слабину, свернуть на лёгкий путь. Сколько раз мы были в крайне сложном положении из-за «из рубля 100 копеек дойдут до ребенка», а смогли сохранить этот лозунг все равно. Изворачивались, ищыскивали возможность найти денег на содержание фонда.

Ещё он всегда учил копать первоисточники и не следовать общепринятым нормам, не принимать их на веру.

Последний день рождения

На свой день рождения 4 июля он собирал деньги на одного мальчика с несовершенным остеогенезом, мы собрали больше, чем было нужно, и он мне сразу написал: «Ты представляешь, как здорово!». И я спросила: «Ну что, присылать нового ребенка?». А он ответил: «Нет. Сейчас поздравления, а с понедельника начнем новый сбор».

В понедельник мы должны были утром прислать ему информацию о новом ребенке.

А в ночь с субботы на воскресенье его не стало».

Антон Носик на праздновании 5-летия фонда «Помоги.Орг»

«Наверное, мы все делали правильно»: Мила Шахматова, руководитель проектов фонда «Помоги.Орг»

«Это фотографии с 5-летия фонда. Мы тогда устроили детский праздник (решили отметить юбилей именно праздником для подопечных детей, пригласили фокусников, артистов, накрыли столы; намеренно не стали организовывать фандрайзинговое мероприятие). Антон появился на 5 минут: поднялся на сцену со своей тросточкой, сказал несколько слов, потом понаблюдал за происходящим откуда-то сбоку, обнял нас и ушел. Наверное, мы все делали правильно.

Я пересматривала нашу с ним переписку, и получилось, что 90% наших писем — про деньги. Даже темы писем такие «про бабки», «зарплата», «про деньги», «не про деньги». Так что у нас всегда было довольно напряженное общение: ему было нелегко первые два года тянуть на себе все административные расходы фонда.

Но он жестко требовал соблюдения принципа про «из рубля 100 копеек до ребенка». Потом стали появляться люди, готовы поддерживать фонд и его расходы, нагрузка на Антона снизилась, и он стал как-то уходить в сторону, отпустил нас, что ли, в открытое плавание.

С 9 июня нам приходят пожертвования в память о нем. Это не плановые перечисления, я же хорошо знаю наш средний поток в дни без специальных акций. А деньги идут, из всех уголков мира. Кто-то выбирает ребенка, которому хочет помочь, кто-то доверяет нам, как и Антон, и перечисляет пожертвование на уставные цели, кто-то в комментариях пишет «Спасибо, АнтонБорисыч». Так что Антон продолжает нам помогать». 

Антон Носик на праздновании 5-летия фонда «Помоги.Орг»

Помочь фонду Помоги.Орг продолжать работу можно, отправив пожертвование через сайт фонда http://pomogi.org

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий