Честный разговор с Биргит фон Эзен, приемной мамой трех подростков


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Биргит фон Эзен приехала в Россию из Германии 25 лет назад. Работала в сфере бизнес-консалтинга, а два года назад уволилась. Компания была маленькой, почти как семья. Было психологически непросто, хотела на пару месяцев переключиться и заняться другим делом. Начала посещать детдом от фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам”, помогать семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, координировать волонтеров, которые ходят в психоневрологический интернат. А потом неожиданно для себя стала приемной мамой троих подростков: мальчиков и девочки, 14 и 13 лет.

DSC_6901.jpg

Биргит рассказала, что труднее всего дается в их воспитании и как она справляется.

“Я моих детей никому отдавать не буду”

Денис, Артем и Вика родились в Тверской области, в деревне, потом с мамой переехали в Москву. Дети учились в интернате на пятидневке. Когда она заболела и больше не могла работать, они вернулись обратно. Там маму уговорили отдать детей в коррекционку, чтобы “всем легче было”. Когда она умерла, дети попали в детский дом “Молодая гвардия”. Я ходила туда с 2017 года, в этом детдоме мы работаем по схеме “один волонтер — один ребенок”. Так я стала наставником Дениса.

На выходные я забирала Дениса, мы ходили гулять по Москве, вместе готовили, ходили на стадион смотреть футбол. Летом дети уехали в летний лагерь, я очень скучала. Потом мы начали искать им семью, и я стала контактным лицом для потенциальных приемных родителей.

Мне звонили странные для меня люди: женщина, у которой 18 приемных детей, и есть три свободных места. Из Сургута звонили. И я сказала: Вера (координатор детдома “Молодая гвардия” от фонда), мы же не будем отдавать наших детей в Сибирь. Она сказала — конечно будем, главное, чтобы они в семью уехали.

У меня произошел окончательный сдвиг: нет, я моих детей никому отдавать не буду. И начала собирать документы.

Летом еще я пошла узнать — могу ли оформить гостевую опеку на Дениса. Опека ответила: да нет, наверное. Я решила, что надо побольше ясности, и написала в Министерство образования. Через месяц прислали ответ: вы как гражданин, имеющий вид на жительство, конечно, имеете право. С этим я пошла в опеку снова и начала оформлять документы уже не на гостевой для Дениса, а на всех троих, чтобы взять их в приемную семью.

DSC_6662.jpg

Последствия жизни в детдоме

Поначалу меня раздражало потребительское отношение ко всему. Они ели все, что где-то не так лежало, а чаще просто начинали и бросали. Дома у меня до сих пор склад в моей комнате, где я закрываю сладости и прочее — приходится выдавать понемногу. В детдоме, если что-то появлялось, надо было побыстрее это забрать, съесть, иначе возьмут другие.

В детдоме они получают кучу вещей. Если что-то испортится — без разницы, дадут же новое. Когда мы покупали новые вещи, они рвали бирки вместе с одеждой, оставляя дыры. Им даже в голову не приходило, что вещи надо беречь, что у них есть цена.

DSC_6686.jpg

Самая большая проблема — учеба

Формально мальчики учатся в 7 классе, Вика в 6-м. Когда они приехали ко мне, мы пошли в обычную школу. И там сказали — если вы настаиваете, мы, конечно, должны их взять, но им нечего у нас делать. Тогда я их забрала на семейное обучение, и мы начали заниматься с репетитором русским и математикой, чтобы наверстать. Математику проходим начиная со второго класса. До сих пор они не могут сделать простое вычитание, долго думают, считают на пальцах.

Артему в детдоме поставили умственную отсталость, хотя я уверена — это глубокая педагогическая запущенность. Надеюсь, что в этом году на комиссии УО пересмотрят.

Не делают домашку, лень вставать утром. У нас ссоры на этой почве.

Я говорю — у вас сейчас есть выбор. Можете учиться в обычной школе, можете в коррекционной, а если совсем тяжко — дверь открыта, можете вернуться в детский дом.

Обычно это действует, но не очень долго. Если вначале действовало пару часов, теперь сроки увеличиваются — действует пару дней или даже неделю (смеется). В детдом уже никто не хочет обратно.

— Нам сейчас нужно наверстать 5 классов. А потом — в обычную школу или в хорошую коррекционку, на Бауманской.

DSC_6587.jpg

“Пока не все правила получается соблюдать”

Первое время у нас был сплошной мат. Ругались не только мальчики, но и Вика. Я ввела штрафы — за каждое слово вычитаем из карманных денег 50 рублей. И это очень хорошо работает. Карманные расходы у них — 500 рублей в неделю. Они могут заработать и плюсики, что-то делая по дому или делая дополнительные уроки.

Я демократичный человек, если они мне объясняют, зачем нужно вечером куда-то поехать, то я разрешаю. Но в 22:00 они должны быть дома. Сначала должны делать уроки, потом все остальное. Пока это не всегда получается соблюдать.

DSC_6802.jpg

“Опыт других людей — это очень помогает”

Я прошла несколько курсов в ШПР фонда. На курсе “Подростки” Инна Пасечник нам показывала круг привязанностей (есть разные типы), она преподнесла это очень интересно. Еще интересно слушать других. Иногда думаешь — вот это как у меня. А иногда — о, а у нее это намного хуже. Опыт других людей — это очень помогает.

Маша Тутушкина (психолог фонда) пока единственный человек из специалистов, которого дети признали. Она как-то нашла с ними общий язык.

В прошлом году у них был негативный опыт — их взяла семья и вернула через месяц. Не сказать, что им очень понравилось в этой семье, но это чувство, что тебя бросили, оно долго не отпускает. Семья была совсем не подготовлена. Они написали причины отказа: дети не слушались, шумели, наши девочки не могли спать (у них двое своих маленьких детей). Не было понимания, что это за дети, что у них в головах происходит.

DSC_6643.jpg

Что изменилось за полгода жизни дома

Дети начали понимать, что это их дом, начали говорить: у нас так не делают, в нашем доме так не принято. Все, что я постоянно повторяю — оказалось, что они это помнят. Это подтвердилось, когда их племянник у нас гостил и они общались с ним моими словами.

Сегодня утром слышу, как Вика говорит племяннику: почему ты сейчас ешь банан? Биргит же не разрешила. Я думаю — что же я за мегера такая? Но все-таки мне это очень понравилось.

Они стали заботливее. Иногда я четко понимаю, что они это делают или не делают, потому что не хотят меня огорчать.

Я вижу огромный прогресс за 6 месяцев. И очень рада этому. Мне это многое дает. Они уже четко поняли, что есть некоторые правила, которые обязательно надо соблюдать в семье. Допустим, договорились о крайнем времени, когда надо быть дома. Опоздаешь — никакие “извини, прости” не катят.

У них появились чувства. Даже у Вики, которая не знала слово “извини”: сегодня она разбила стакан, который мне дорог. Она подошла ко мне и извинилась несколько раз.

DSC_6739.jpg

“Когда я устаю, я иду гулять”

Надо быть последовательным, так говорили в ШПР. Это очень сложно. Один день у тебя получается, а на следующий ты настолько устал, что думаешь — делайте что хотите.

Когда я устаю, я их оставляю одних и иду гулять. Они уже большие. Если я уйду в кино на 2 часа, ничего не случится. Первый раз, когда они меня сильно расстроили, была холодная зима, -25. Пошла на улицу, текли слезы, думала, зачем я вообще в это ввязалась. Гуляла часа два. Потом вернулась, и чувствовалось, что они все поняли. Какое-то время вели себя прилично.

Я все-таки человек, который очень ценит личную жизнь и одиночество. Но очень нравится, когда возвращаюсь домой и они спрашивают — ну как фильм?

DSC_6825.jpg

 

DSC_6867.jpg

“Просто влюбилась”

Почему я их взяла? Просто влюбилась. Они клевые. Каждый день у нас маленький прогресс. Два шага вперед, один назад. У меня есть многое, что могу и хочу им дать. У меня есть энергия и ресурсы, чтобы им помогать в жизни. Мое поощрение — это их глаза и их “спасибо”.

Ощущение, что мы семья, появляется в моменты, когда они не просто думают о своей выгоде, но и о том, каково мне при этом. Когда мы вместе куда-то едем. Сейчас были две недели в семейном лагере. Было классно. Очень греет, когда я чувствую, что они становятся более мягкими. Что они ценят нашу семейную жизнь и не хотят обратно.

Любому человеку, который собирается взять подростка, я бы посоветовала пойти волонтером-наставником в детский дом, чтобы понять, что там происходит. Мне очень помогло, что я видела всех этих детей и была наставником у Дениса.

Я бы ввела тестирование на чувство юмора для приемных родителей, которые берут подростков. Особенно, если вы берете троих. Чувство юмора и хорошая доля пофигизма.

Больше всего мне сейчас нужна поддержка в образовании детей.

DSC_6965.jpg

© фото: Ираклий Пицхелаури


Школа приемных родителей “Дети в семье” фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам” проводит общий курс подготовки приемных родителей, а также при поддержке Комитета общественных связей г. Москвы осуществляет дополнительную подготовку семей, уже имеющих заключение о возможности быть замещающими родителями или уже взявших ребенка, по 3 тематическим модулям: «Подростки», «Дети с ОВЗ», «Временное размещение ребенка в семью».

22 сентября стартует модуль «Временное размещение ребенка в семью». Этот курс ориентирован на семьи, готовые стать временной поддержкой для ребенка, а в ряде случаев и его родной семье. Записаться можно по телефону 8(906)777-10-86 (Шкурова Наталья) или по почте: school.otkazniki@gmail.com.