Дарящий улыбки


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Говорят, смех – лучшее лекарство. Почти 30 лет назад эта поговорка стала профессией. Появились люди, которые придумали лечить больных детей смехом.

Они называют себя больничными клоунами. В мире существует более 30 организаций больничной клоунады. Часть из них волонтёрские, часть профессиональные, такие как «Сокорсоклоун» в Италии, «Рир Медецин» во Франции. В России этим занимается автономная некоммерческая организация помощи детям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах «Больничные Клоуны», которую возглавляет Константин Седов. О терапии смеха и о том, как ему удалось создать уникальный для России проект, он рассказал порталу «Филантроп».

Константин Седов

Константин Седов

 
С чего начался проект?
 
Я начал выступать один 7 лет назад. Коллеги из Театра ВШЭ помогали. Когда мы увидели опыт наших коллег из Франции, Швейцарии, Голландии, США, решили создать профессиональную организацию, которой недавно исполнилось полтора года. Вообще, принято считать, что в России работают одни из самых опытных и талантливых клоунов. Во всем мире известны имена Михаила Румянцева (клоун Карандаш), Леонида Енгибарова, Славы Полунина, Олега Попова, Юрия Никулина, безусловно. Но в больничной клоунаде зарубежные профессионалы сильнее. Так вот, возвращаясь к событиям семилетней давности: я был юристом по профессии (закончил Высшую Школу экономики), а по призванию клоуном. Закончил даже Школу-студию при ВГИКе. Но чем я мог помочь тяжелобольным детям, как юрист? Ничем. А как клоун, я мог бы постараться дать им положительные эмоции, улыбки. Все начиналось с желания отвлечь их от боли, от того непростого внутреннего состояния.
 
Помнишь свое первое выступление перед детьми?
 
Конечно, помню! Мое первое выступление было в Российской детской клинической больнице. Эмоционально было очень тяжело. Я выступал полтора часа, но в тот момент мне показалось, что прошло всего минут 15. Тогда и грим был не такой профессиональный, как сейчас, но мне удалось ощутить внутренний контакт с детьми. Это дорого стоит, пверьте.
 
Большой у вас коллектив? И где вы набираете профессиональных клоунов?
 
Вместе с коллегами-преподавателями мы отбираем актеров, бесплатно обучаем их искусству больничной клоунады, выдаем костюмы. Подчеркну, что мы оплачиваем им труд. Наша деятельность является некоммерческой, благотворительной для благополучателей, то есть детей, их родителей, для больниц, но при этом мы занимаемся фандрайзингом с тем, чтобы оплачивать выступления клоунов. На данный момент у нас работают 50 человек. Из них двое работают в Орле, пятеро в Санкт-Петербурге, в Казани девять человек, столько же в Ростове-на-Дону. В Москве работают 22 человека. Мы постоянно стараемся развивать мастерство наших клоунов, сейчас ищем финансирование с тем, чтобы отправить ребят на стажировку за рубеж. Больничная клоунада — сложнейшая профессия (ей более 30 лет) требующая постоянных тренингов. Кстати, о тренингах. 28 июля начался 4-дневный уникальный для некоммерческого сектора семинар  по больничной клоунаде. На семинаре соберутся представители трех стран СНГ и 12 регионов России. Мы бесплатно обучим тем знаниям, которые во время зарубежных стажировок. Если ребята в каком-нибудь регионе захотят создать организацию, подобной нашей, мы с удовольствием поддержим инициативу.
 
К вам приходят актеры, готовые бесплатно выступать?
 
Есть люди, которые хотят выступать бесплатно. Но такие выступления происходят на нерегулярной основе. Мы же рассчитываем на долгосрочное сотрудничество — 5-7 лет, а такое возможно в том случае, когда труд клоунов оплачивается. Это показывает опыт зарубежных коллег.

Больничные клоуны
 
А в чем отличие обычной клоунады от больничной?
 
Это терапевтическая клоунада. Когда я выступал в одиночку, она была просто как отвлечение детей от тяжелых мыслей, боли. Но сейчас клоунада приобрела терапевтический характер: системы игры с врачом, снятие депрессии, способствование преодолению синдрома нарушения пищевого поведения (ситуация, когда ребенок кушает вместе с клоуном), система игры с мамой, разыгрывание тяжелых процедур через игру, элементы сказкотерапии перед операцией, чтобы он меньше боялся. То есть сейчас больничная клоунада – это полноценный элемент реабилитации тяжелобольных детей. Я посещаю детей 3-4 раза в неделю, остальные актеры 2-3 раза.
 
Ты как-то настраиваешься перед тем, как зайти в палату?
 
За день до выступления мы пытаемся аккумулировать эмоции, положительно настроиться. Конечно, когда не получается этого сделать, выручает актерская техника. Но лучше всего, когда ты внутренне настроился. Энергетика иная.
 
Есть дети, с которыми вы давно работаете?
 
Есть девочка Варя, которую я знаю 7 лет, с момента моего первого выступления. Недавно она вернулась на дополнительную диагностику в Москву, мы встретились. Это была просто необыкновенная встреча.

Больничные клоуны
 
У тебя бывает временами тяжелое ощущение, драматизм что ли?
 
Бывает. Непросто наблюдать за детьми, которые изо дня в день переносят боль. Тяжело глядеть на родителей. Но мы, как клоуны, не должны жалеть, мы должны сострадать, присутствовать, слушать, если нам хотят что-то сказать. Ни в коем случае нельзя жалеть через других себя.
 
Ты уже говорил о стажировках за рубежом. А чему там обучают больничных клоунов?
 
Речь идет об актерских тренингах, куда входит внимание, ненаигрывание, умение работать с партнером, выстраивание нужной энергетики, ребенка видеть, умение работать в болевых ситуациях, шоковых состояниях.
 
Расскажи, пожалуйста, о проекте региональных школ для волонтеров по больничной клоунаде.
 
Это первая международная образовательная школа для волонтеров – совместный проект с Высшей школой экономики. Она стартует 28 июля и будет проходить в несколько этапов. Специалисты будут передавать опыт, знания и умение строить структуры не только творческих, медицинских стандартов, но и навыки психологической работы. Тренинги будут обучать профессионалы больничной клоунады.    

2 Comments

Add yours
  1. Кислов Виктор

    здорово, думаю это имеет прямое отношение к паллиативной терапии
    Спасибо вам!

  2. Константин

    Необходимо добавить, что моим первым партнером и организацией с которой я начал свой путь больничного клоуна, организацией которая всячески меня поддерживала и ввела в круг больницы был Фонд Помощи тяжелобольным и обездоленным детям при РДКБ ныне — ФОНД Дети.Мск.ру.
    в частности Волонтер Фонда Олег Дусаев и Президент Фонда Лина Зиновьевна Салтыкова.

Добавить комментарий