«Благотворительность – зона синергии и сотрудничества, а не конкуренции»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

О социальных проектах одного из крупных операторов мобильной связи в интервью «Филантропу» рассказал Роман Проколов, руководитель социальных программ и специальных проектов компании «МегаФон».

Роман Проколов, руководитель социальных программ и специальных проектов компании «МегаФон»

Роман Проколов, руководитель социальных программ и специальных проектов компании «МегаФон»

У МегаФона довольно много различных социальных программ и акций. Как они связаны друг с другом? Как происходит выбор? 

МегаФон – компания общероссийская. Мы 99% операций ведем на территории нашей страны. Поэтому не считаем себя оторванными от тех процессов и событий, которые здесь происходят. И в том числе, от тех проблем, которые у нас в стране существуют. Социальной деятельностью «МегаФон» занимается достаточно давно и системно: у нас есть целый ряд долгосрочных проектов. Для себя мы определяем, что компания должна давать людям не только технологии, но и возможность общения. Причем общение мы понимаем в широком смысле: какие бы проблемы и сложности у людей не возникали бы, важно, чтобы у них не было барьеров в общении.

Какие благотворительные проекты вы считаете основными?

В качестве приоритетных направлений социальной поддержки мы выбрали несколько. Это, прежде всего, развитие детского спорта и спорта инвалидов. Главный детский проект – Открытый чемпионат России по футболу среди детских домов и школ-интернатов, который называется «Будущее зависит от тебя».

чемпионат по футболу среди детей-сирот

Московский этап Чемпионата «Будущее зависит от тебя»

Почему вы выбрали именно футбол для детей-сирот?

В нашей стране по официальной статистике сегодня сотни тысяч детей сирот. Этот проект — не столько о футболе, сколько о социальной адаптации. Потому что существует, к сожалению, печальная статистика: когда дети выходят из детских домов, многие не могут нормально адаптироваться. Они реже создают семьи, некоторые пополняют ряды заключенных и т.д. 10% выпускников детдомов, по официальным данным на конец 90-х годов, вообще заканчивали жизнь самоубийством.

В качестве формы адаптации мы выбрали спорт. Футбол, пожалуй, самая любимая игра во всем мире, в нее играют и дети, и взрослые. Это игра командная, она дает умение взаимодействовать и ставить цели. Это и приобщение к здоровому образу жизни. К тому же, когда дети увлекаются чем-то, у них меньше остается времени на дурные помыслы и поступки.

В чем роль МегаФона здесь?

«МегаФон» полностью создал чемпионат. Проект возник в 2005 году, сначала это были локальные соревнования в Северо-Западном регионе. За несколько лет он вырос в общероссийский чемпионат, в котором сегодня участвует порядка 5000 человек из десятков регионов – от Дальнего Востока до Калининграда. МегаФон – организатор и главный спонсор этого чемпионата. Начиная с прошлого года он приобрел официальный статус. Нашими партнерами стали Российский футбольный союз и Министерство спорта. Получили также поддержку и от Министерства образования.

Как дети могут стать его участниками?

Вместе с Российским футбольным союзом и Минспорта мы информируем руководство детдомов и интернатов  о том, что проводятся турниры. В некоторых детдомах уже есть футбольные секции — это база для создания команды. Там, где их нет, но дети хотят участвовать, возникает вопрос подготовки: или преподаватель физкультуры начинает заниматься с ребятами, или со стороны тренер приходит как волонтер. Есть такие команды, где даже тренера нет – они сами играют. Возраст: от 11 до 14 лет. И, кстати, не только мальчики, — есть команды, где играют даже несколько девочек, наравне с мальчишками.

Сначала проводятся местные соревнования, затем – в макро-регионах (Урал, Северо-Запад, Сибирь, Центральный регион), а финал уже традиционно проходит в г. Сочи. Победители — 2 команды (в младшей и старшей группах) — едут перед Новым годом на базу британской команды «Арсенал», совладельцем которой является наш акционер Алишер Усманов. Там у них есть возможность познакомиться с жизнью профессионального футбольного клуба.

Для большинства это вообще первая поездка за границу. Это фантастическое впечатление для ребят, настоящая рождественская сказка. Ведь для них даже выход за пределы детского дома – уже событие. Они играют с ровесниками из юношеской академии «Арсенала». Играют, кстати, практически на равных, профессионалы дают высокую оценку подготовки наших спортсменов.

чемпионат по футболу среди детей-сирот

Финал Чемпионата «Будущее зависит от тебя». Победа команды Таджикистана

Проект существует уже седьмой год. Вы как-то оцениваете результаты? Сколько детей поучаствовало? Есть ли данные, кто потом чем стал заниматься и т.п.?

Конечно, мы смотрим на результаты. На начальном этапе участвовало несколько десятков ребят. Сейчас это уже порядка 7 000 человек. Это уже достаточно большой охват, и, может быть, еще больше.

Что потом… Мы к соревнованиям привлекаем спортивных специалистов, и на финал в Сочи приезжают, например, представители Футбольного союза. Они себе приглядывают детей. Я знаю, что двое из тех, кто уже закончил школу, поступили в спортивные вузы. Нескольких пригласили в юношеские команды, предложили заниматься спортом профессионально. Это лучший результат, когда для ребят спорт становится путевкой в жизнь и гарантированной социальной адаптацией.

Некоторые не идут дальше по тропе профессионального спорта, но мы следим за их судьбой. Статистика показывает, что неустроенных среди этой аудитории намного меньше. Если по официальным данным только 10% выпускников детдомов нормально адаптируется, то среди наших этот процент намного выше.

Как вам удается отследить их судьбу, кто этим занимается? Информация приходит из детских домов или, может быть, вы сотрудничаете с какой-нибудь НКО?

Мы сотрудничаем с благотворительным фондом «Футбол детям». Там собрались люди, которые профессионально занимаются благотворительностью и имеют спортивную подготовку. Отслеживаем и сами, потому что практически в каждом городе есть филиалы. Есть специалисты в компании, которые отвечают за проведение соревнований на региональном уровне. Они – в непосредственной связи с детскими домами, тренерами. Поскольку это не разовое мероприятие, мы получаем информацию о том, что это ребятам помогает…

Про этот чемпионат стало понятно. Расскажите еще, пожалуйста, про спорт для инвалидов.

У нас есть еще один долгосрочный проект, который мы с нуля начали и тоже им очень гордимся – поддержка спортсменов-инвалидов. Для людей с инвалидностью такие спортсмены – настоящие герои. Мы искренне уверены, что поддержка таких людей помогает решать не только их проблемы, но и проблемы других инвалидов. Их примеры придают людям силы, уверенность в себе.

К сожалению, очень печально, что интерес общества к Параолимпийским играм, как правило, на порядок ниже, чем к Олимпийским.  МегаФон, кстати, один из немногих партнеров Олимпиады, который одновременно — партнер и Паралимпиады…

Кроме того, мы поддерживаем конкретные виды спорта. При участии компании в России была создана сборная команда по следж хоккею.

[slider title=»Следж хоккей»] Следж хоккей как вид спорта появился на свет в реабилитационном центре Стокгольма в начале 1960-х годов. В снаряжение игрока в следж хоккей входят две специальные клюшки, у которых на одном конце находится металлическая насадка с зубьями. Вместо коньков хоккеисты катаются на санях с полозьями.[/slider]

До недавнего времени в нашей стране не было сборной по этому виду спорта. Мы инвестировали значительные средства – порядка 2 млн $ — в создание такой профессиональной команды, приглашение тренера. За 2 года, пока существует эта команда, ребята начали участвовать уже в международных турнирах, где они входят в число призеров и даже занимают первые места. У команды высокие шансы на победу в Паралимпиаде.

Победа сборной России по следж-хоккею на ЧМ в Сербии

Победа сборной России по следж хоккею на ЧМ в Сербии

Также мы поддерживаем соревнования для детей инвалидов по бочча (под кат: спортивная игра на точность, принадлежащая к семье игр с мячом, близкая к боулингу, петанку и боулзу имеющих общие истоки в античных играх распространенных на территории Римской империи). Это один из немногих видов спорта, который доступен людям с ДЦП. Поддерживаем турниры по футболу среди ампутантов, теннис колясочников…

Мы делаем четкое разделение: большие спортивные события, такие как Олимпийские игры, – это не благотворительность. Это спонсорство и возможность выйти на аудиторию потенциальных клиентов, сообщить о себе. Это чисто коммерческий проект, потому что интерес традиционно очень высок. Что касается паралимпийского спорта, у которого аудитория, безусловно, меньше, мы не решаем здесь рекламные задачи. Основная задача – привлечение внимания к этим людям и решение социальных проблем. Потому что это люди, которые нуждаются в помощи.

Большие компании должны быть маяками для других компаний. Благотворительность – это не зона конкуренции, а зона синергии и сотрудничества. Дела всегда лучше делать сообща. Тогда результат будет лучше. Наша задача не только в том, чтобы пытаться решить социальные проблемы, но и в том, чтобы находить единомышленников, привлекать их.

Какой из благотворительных проектов, на ваш взгляд, дал больший результат в плане репутационного бонуса?

С точки зрения репутации важно, чтобы компания не ограничивалась разовыми акциями. Детский футбол громко прозвучал. Присоединяются партнеры: и госструктуры, и клубы. На играх все по-настоящему. Эти игроки не испорчены договорными матчами, все по-честному. Если победа, это победа, если слезы, то слезы…

У нас много еще разных проектов: и создание безбарьерной среды для инвалидов, и специальные услуги для них, и экологические акции, и образовательные, когда детей и пожилых людей учат, например, как защищаться от телефонных мошенников. Есть и программа «МегаФон дарит легенду», когда в Поволжье создаются «городские события»: памятники, связанными с легендами какого-либо города. Например, в Саратове появилась скульптура-памятник того самого женатого парня из песни, которого какая-то девушка очень любит. Они становятся городскими достопримечательностями,  местами паломничества местных жителей…

Социальными проектами надо заниматься постоянно и по нескольким направлениям. Тогда это будет действительно вкладом в репутацию. Компанию оценивают не только по ее продуктам, но и по отношению к клиентам, и по отношению к обществу.

1 comment

Add yours
  1. Гезалов Александр

    Да, сироты с сиротами это нечто.Зачем ТОЛЬКО сироты, ведь чаще всего эти им уже не доступно после окончания детдома. А так бы лучше среди в том числе и детей из семей могли бы поступить в футбольные интернаты. Пора менять отношение к этому процессу. Иначе так и будет «сироты с сиротам»-«сирота для сирот». Опять сироты… ну уже Роман

Добавить комментарий