Наталья Поппель: «Самое сложное – завоевать доверие и вовлечь людей»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

ОАО «Северсталь» — один из лидеров российской КСО. О благоторительной деятельности компании рассказывает Наталья Поппель, начальник отдела корпоративной социальной ответственности «Северстали».

Наталья Поппель

Наталья Поппель

Благотворительность компании «Северсталь» очень разнообразная. Есть программа борьбы с социальным сиротством «Дорога к дому», помощь музеям, «Агентство городского развития», поддерживающее малый и средний бизнес. Еще появился ресурсно-методический центр для НКО. Как они связаны друг с другом?

Наша работа системная, и новые программы — логичное продолжение и развитие предыдущих. В этом году мы подавали на конкурс два проекта: «Ресурсно-методический центр для социально ориентированных НКО» и программу корпоративного волонтерства. Оба они связаны с одной из приоритетных программ — «Дорога к дому», посвященной профилактике социального сиротства и детского беспризорничества.

Связь проектов с этой программой способствует и устойчивому развитию самой благо­твори­тель­ной программы, и решению конкретной проблемы в обществе — в рамках социального партнерства. Самое главное в этой истории – то, что в принципе, с проблемой социального сиротства никому не под силу справиться одному: ни государству, ни бизнесу, ни обществу. Каждый из этих участников привносит свой вклад. Бизнес, в свою очередь, как структура, которая a priori не может работать неэффективно, делает акцент на самые лучшие технологии, самые эффективные решения. На то, чтобы результат достигался при самом грамотном использовании ресурсов в максимально короткие сроки. Поэтому у нас очень давно возникла идея создания ресурсно-методического центра.

Программа «Дорога к дому» родилась в Череповце в 2006 году, и она дала очень хорошие результаты. Это настоящая программа социального партнерства. Я все время говорю, что бизнес, прежде всего, должен заниматься бизнесом – производить продукцию, предоставлять услуги, которые далеки, естественно, от решения проблемы социального сиротства. Но потому как Череповец — моногород, и практически каждая семья здесь связана с нашим бизнесом, мы очень внимательно относимся к состоянию местных сообществ. Естественно, что проблема социального сиротства была для нас очевидной, она касалась и будущего нашего бизнеса, и атмосферы в городе. Поэтому мы уделили ей много внимания, помогли найти лучшие технологии, адаптировать их и внедрить в социальную сферу.

Череповец

Череповец

 

После Череповца мы начали наш опыт распространять в других регионах присутствия компании. Все регионы разные, поэтому везде старались найти индивидуальный подход. Нужно было адаптировать программу и развивать гражданское общество, НКО. Стоял вопрос содействия общественному движению и вовлечению масс населения в партнерство по решению социальных задач, стоящих перед всем обществом.

Начали действовать пошагово. Постепенно созрела идея создания специального отдела внутри программы, который бы хорошо представлял те технологии, которые уже у нас опробованы, изучал бы и анализировал то лучшее, что создается, разрабатывается, реализуется на территории РФ и за рубежом. Так появился ресурсный центр.

Эта программа завоевала репутацию, доверие во всех структурах общества. Программа «Дорога к дому» смогла в этом году получить уже третий грант Минэкономразвития РФ. Эти гранты нам очень помогли. Благодаря им 95 НКО из 25-и муниципальных образований смогли пройти программы обучения, не только из регионов нашего присутствия, но и других. То, что в этом году мы опять получили поддержку, свидетельствует, что наша работа востребована. В ней произошло объединение усилий государства, бизнеса и общества, к которому мы стремимся.
Когда мы только начинали заниматься решением проблемы социального сиротства, это фактически было задачей Северстали и администрации Череповца. Мы же стремились вовлечь все общество, чтобы оно стало неравнодушным, перешло из дремлюще-ресурсного состояния в активное. И хочу сказать, что результаты нас очень обрадовали. К программе подключились многие сотрудники Череповецкого металлургического комбината, представители всех слоев общества – и малого, и среднего бизнеса, чиновники, студенты. Сиротство стало не болью города, а проблемой, которую мы вместе начали решать.

На какие регионы и почему распространяется опыт? И как это технически осуществляется?

Мы очень плотно работаем в регионах присутствия компании: в Костомукше, Оленегорске, Воркуте и Балаково, нашли там партнеров. Не всегда это НКО, есть и социальные учреждения. Мы проанализировали то, что там происходит, выяснили, кто мог бы стать партнером, вовлекли их в программу, обучили. Поддержали и материально, и методически. Привлекли сотрудников наших предприятий – людей, которые отвечают за социальную сферу и за PR, — чтобы они оказывали поддержку. Фонд «Дорога к дому», расположенный в Череповце, курирует региональную работу, PR службы помогают информировать общество.

А те 95 НКО, которые вы уже обучили, как попали в программу?

Мы, будучи лидерами в сфере профилактики социального сиротства, являемся внимательными участниками профессионального сообщества. У нас есть информация, и мы понимаем, кто располагает ключевыми ресурсами в этой области. Есть очень хорошие профессиональные площадки, которые организует, например, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Он с нами сотрудничает и финансирует Вологодскую целевую программу «Дорога к дому». Одна ее часть реализовывалась с 2009 по 2012  гг., другая — с 2013 по 2017гг. Эта программа вышла за рамки городской еще в 2009 г. и стала региональной – уже вовлечена вся область. Руководит программой с момента ее создания в 2006 году губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, который в то время был мэром Черповца, а начал свою карьеру с должности металлурга на нашем Череповецком комбинате.

В России уже существует серьезное профессиональное сообщество, занимающееся решением проблемы сиротства. Это и Фонд защиты детей от жестокого обращения, и программы, которые возглавляет вице-спикер Госдумы Людмила Швецова. Соответственно, существуют и профессиональные площадки для обмена информацией и лучшими практиками.

Так что было достаточно легко установить на профессиональном уровне тех, кто в этой области работает. И конечно, представители нашего бизнеса помогли согласовать работу с местными властями, получить рекомендации и найти соответствующие НКО.

Когда активно занимаешься проблемой, информация легко собирается. Ну и сам фонд «Дорога к дому» — профессиональная НКО, которая участвовала в составлении программы, приглашении организаций. Они ведут свою базу НКО, поддерживают с ними отношения, в курсе мировых тенденций. Так был составлен список организаций, которые мы пригласили.

То есть, это не был конкурс? Вы просто приглашали некоторые НКО к участию?

Конкурс проводится тогда, когда огромное количество претендентов. Мы еще в начале пути. Мы искали тех, кто занимается проблемой сиротства. Мы готовы делиться знаниями, вовлекать и обучать — масштабнее, всех, кого только можно… Но иногда в регионе с трудом удавалось найти хотя бы одну такую НКО.

С теми, кто участвовал в программе, планируется сотрудничество в дальнейшем?

Конечно, это будет продолжаться. Потому что, сколько бы ни проводили занятий, всегда есть, чему учиться.

Корпоративное волонтерство связано с этими программами? Расскажите, как именно.

Да, связано. Для каждого человека очень важен вопрос самореализации. И он не сворачивается в одну точку профессиональной реализации. Для каждого человека важен вопрос смысла жизни. И когда он участвует в трогательных и значимых вещах: преобразования общества в лучшую сторону, преодоления проблем, — и смысл жизни появляется, и самоуважение. Улучшаются отношения и в семье, и в коллективе, повышается степень доверия… Самоуважение и уважение друг к другу, к тому же, – один из цементирующих командообразование аспектов.

У нас периодически проводятся волонтерские акции, посвященные разным проблемам. Во время пожаров в Подмосковье, например, сотрудники сами начали проявлять инициативу, и это очень хорошо. Компания построила культурный центр для жителей поселка Белый Омут Луховицкого района, пострадавших от пожара, а сотрудники собрали средства для школы, находящейся в тяжелейшем состоянии. Купили спортивное оборудование, форму, оборудовали компьютерный класс, отремонтировали школу.

Участие в таких акциях вполне естественно. Но движение корпоративного волонтерства также очень значимо. Программу мы начинали в Череповце. На комбинате есть люди, которые постоянно занимаются волонтерством, не афишируя – ездят в Горицкий монастырь, помогают там. Объединяются группами, перед поездкой бросают клич: «кто может?». Это такая клубная жизнь, и это говорит о том, что потенциал благо­твори­тель­ности у людей огромный.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь. Фото: Лидия Тихонович

Мы организуем, например, акции помощи музеям. Есть Череповецкое музейное объединение, в котором 10 музеев. Естественно, что у них не хватает средств, чтобы ухаживать за музейной территорией. И мы в акции объединили сразу три направления благо­твори­тель­ности компании: поддержку музеев, экологическое и программу «Дорога к дому». Привлекли к уборке территории и приемные семьи, и сотрудников с детьми, и музейщиков. В этом году и сотрудники Московского офиса — с семьями, с друзьями семей — ездили в музей Пастернака в Переделкино. Привели там все в порядок, покрасили, отмыли дом.

А в Республике Коми — в Воркуте, за полярным кругом, люди периодически выходят и собирают мусор по берегам рек. И тонны мусора вывозят каждый год.

Еще мы участвуем в благо­твори­тель­ной программе «Душевный BAZAR» в Москве. И передаем компьютерную технику, устанавливаем ее в разных местах… Это маленькие штрихи. Но здесь есть большой потенциал, который мы начали реализовывать.

Что самое сложное в вашей благо­твори­тель­ной работе? А что, наоборот, удается легко?

Самое сложное – это завоевать доверие. И вовлечь людей. К сожалению, индифферентная позиция здорово обедняет то общественное благо, которое мы могли бы творить вместе, объединив усилия. Раньше многие ждали, что все проблемы решит государство, теперь – бизнес. Надо повернуть такой пусковой механизм личного участия, который на самом деле поможет нам очень серьезно преобразить нашу жизнь, и снизить накал существующих социальных проблем.

Легко получается, когда доверие уже есть. Когда люди знают о социальных инициативах бизнеса, видят результат. Когда у них самих получается что-то сделать хотя бы один раз. Надо перейти барьер и открыть составляющую общего участия. Это огромный потенциал, еще не реализованный.

Что бы Вы посоветовали тем, кто также как вы возьмется за распространение опыта? Какие рекомендации дали бы?

В первую очередь, найти партнеров — людей, которые будут считать это частью своей жизни. Чем хороши НКО? Мы все время говорим о том, что социальные заказы в цивилизованных странах на 70% выполняют НКО. Потому что в НКО, как правило, идут люди, для которых их дело — миссия, которые вовлечены, мотивированы. И, соответственно, это намного эффективнее. Попросту говоря, у кого душа болит за это дело…

Начиная программу, важно найти людей, у которых есть такой фокус, и дальше — оставаться в сообществе. Не замыкаться, быть открытыми. Потому что нам, например, удалось создать партнерство не только с государством — с локальными властями, региональными, федеральными, но и с обществом. Открыты шлюзы для вовлечения волонтеров из очень разных слоев общества.

И с бизнесом у нас тоже партнерство. Первым к нам присоединился банк «Уралсиб», который провел тренинги по корпоративному волонтерству. БФ Лукойл поддержал несколько наших программ в области социального сиротства. Масштабное партнерство складывается с НКО: Национальным благо­твори­тель­ным фондом, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной ситуации, БФ «Детские деревни SOS» и многими другими. Это открытое профессиональное пространство, где все готовы делиться информацией, друг друга поддерживать.

Как вы видите дальнейшее развитие благо­твори­тель­ности компании?

Мы будем делать акцент на благо­твори­тель­ность, это точно. Не снизим свои обороты в этой области, — это позиция главы компании Алексея Мордашова. Эта деятельность значима и для нас, и для регионов, где мы работаем.

Будем развивать социальное партнерство в сфере бизнеса. Мы считаем, что это и есть одна из значительных составляющих социальной ответственности бизнеса.

Думаю, что у нас очень хорошие перспективы: общество начинает больше доверять и вовлекаться в наши программы. Поэтому взгляд в будущее очень позитивный. Лозунг нашей компании: «Достичь большего вместе». Он абсолютно соответствует нашей благо­твори­тель­ной деятельности.

По материалам брошюры проекта  «Лидеры корпоративной благотворительности-2013», изданной  Форумом Доноров.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий