Ирина Меньшенина: «Этический кодекс – первый шаг для развития сообщества фандрайзеров в нашей стране»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В апреле в России появилась Ассоциация фандрайзеров, исполнительным директором которой стала Ирина Меньшенина. Ирина работает в российском некоммерческом секторе с 2001 года, она директор по развитию благотворительного фонда «Даунсайд Ап», основатель проекта «Спорт во благо». В интервью корреспонденту «Филантропа» она рассказала о том, зачем понадобилась Ассоциация и что она должна дать ее участникам.

меньшенина

Ирина Меньшенина

Ирина, какова миссия вашей Ассоциации?

Ассоциация фандрайзеров создана для объединения людей очень необычной профессии — специалистов по привлечению ресурсов для реализации некоммерческих проектов и программ, направленных на общеполезные цели. Сегодня в России Минюстом зарегистрированы около полумиллиона НКО, и большинство из них вынуждены искать внебюджетные, то есть негосударственные средства на свою работу. Соответственно, всем – и тем, кто просит, и тем, у кого просят, — эти средства — необходимы общие «правила игры», взаимная поддержка и признание фандрайзинга как профессиональной деятельности.

Подчеркну, что основатели Ассоциации – люди с давним и очень большим опытом работы в некоммерческом секторе. Они являются свидетелями и активными участниками его развития.

Еще пятнадцать лет назад фандрайзинг как явление был малоизвестен в России. НКО в основном собирали деньги за счет грантов. Массовый фандрайзинг в жизнь российских людей стал приходить с появлением крупных фондов, ставивших своей задачей собирать деньги на лечение тяжелобольных детей: «Русфонда», «Линии жизни», «Подари жизнь». В категорию крупных фандрайзеров тех лет нужно добавить и международные экологические организации. К примеру, Всемирный Фонд дикой природы и Гринпис пришли в российский некоммерческий сектор с богатым западным опытом и пониманием того, как такая деятельность должна строиться. Их работа помогла российским фандрайзером из небольших организаций увидеть новые возможности сбора средств на благие дела.

В составе основателей нашей ассоциации такие люди, как Фаина Захарова, президент благотворительного фонда «Линия жизни», Татьяна Бурмистрова, в прошлом – директор Школы НКО, а сейчас — директор благотворительного фонда «Навстречу переменам», Дмитрий Даушев, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций Российского комитета «Детские деревни – SOS». Кстати, Дмитрий, наряду с тем, что он успешный практик, также является одним из ведущих тренеров по фандрайзингу в нашей стране.

Какова предыстория создания организации?

Попытки объединиться у фандрайзеров в нашей стране были давно. Помните Гильдию фандрайзеров в начале двухтысячных? Это была замечательная инициатива, но, может быть, чуть опережающая готовность сектора на тот момент. Что касается нас, то с момента первой встречи инициативной группы до регистрации в Минюсте прошло почти два года интенсивной работы. Нам было важно договориться о том, какой мы видим ассоциацию, каковы будут ее миссия, цели и задачи. Каждый из нас обозначил векторы и объемы своего вклада в развитие идеи. Надо сказать, что все, кто сегодня находятся в составе учредителей или Совета Ассоциации посвятили ее развитию нечто гораздо большее, чем время и деньги (хотя без этого тоже не обошлось) – они вкладываются в дело своей деловой репутацией. А это уже гарантии высокого порядка.

Отдельно я хочу сказать большое спасибо организации Evolution&Philanthropy, которая выступает первым донором Ассоциации. Мы все понимаем, что наличие донора на этапе зарождения и воплощения идеи бесценно. Так что фандрайзерам в России, можно сказать, очень повезло на стадии старт ап.

Какова программа-максимум Ассоциации? Я знаю, что Вы уделяете большое внимание этической стороне вопроса. Взять хотя бы, ваш Этический кодекс. Символично, что первым универсальным принципом работы фандрайзера стоит честность.

Для нас Этический кодекс не просто формальный документ или дань моде. Прежде чем он родился, мы изучили опыт тех стран, где это настоящий кодекс чести фандрайзера. Мы провели много часов активных дискуссий о том, что важно включить в него и почему. Отсюда про честность в самом начале.

Только честность порождает доверие. А для фандрайзеров доверие общества и доноров есть их главный актив и основная ценность благотворительности. Если члены Ассоциации будут разделять ценности этического кодекса, то они будут приумножать это доверие в обществе.

Фандрайзинг – это новая и тонкая деятельность для России, у которой еще нет сформулированных правил саморегулирования. Этический кодекс – это первый и, пожалуй, самый важный шаг для развития сообщества фандрайзеров в нашей стране, сродни тем, что действуют в подобных ассоциациях во всем мире.

В ближайшее время у нас обязательно будет сформирован Комитет по этике, и на своем сайте мы будем разъяснять наиболее чувствительные моменты Этического кодекса. К таким, например, относится, вопрос принципов оплаты работы фандрайзера. Мы подчеркиваем, что заработная плата фандрайзера не должна основываться на комиссионных выплатах от суммы привлеченных средств.

Что касается программы-максимум, то она во многом зависит от активности всего сообщества фандрайзеров. Мы надеемся стать выразителями и защитниками их интересов и продвигать развитие благотворительности в России в целом.

Сколько на сегодня членов в Ассоциации?

Сегодня в Ассоциации тринадцать членов, на момент публикации этого интервью, возможно, будет и больше, потому что заявления от кандидатов поступают. Мы открыли прием в членство совсем недавно — восьмого апреля, так что все только начинается.

Мы думаем, что в ближайшие годы Ассоциация будет насчитывать не одну сотню членов со всей России. Судя по тому интересу, который люди демонстрируют в нашей группе в фейсбуке, у ассоциации есть большой потенциал. Более того, традиционная конференция «Белые ночи фандрайзинга», как правило, собирает не менее 200 человек, у которых есть потребность к формированию профессионального сообщества.

Кстати, Ассоциация фандрайзеров участвует в проведении этой конференции в качестве партнера. Она пройдет в июне этого года в Казани. Всем членам Ассоциации предоставлена скидка 10% на регистрационный взнос. Вступить в Ассоциацию можно будет и на самой конференции. Так что ждем существенного пополнения.

Что может предложить ассоциация своим членам?

Прежде чем определить спектр услуг мы провели небольшой опрос среди фандрайзеров. Он подтвердил большой спрос на развитие инфраструктуры фандрайзинга, обучение и повышение квалификации, доступ к информации о российском и международном фандрайзинге.

Соответственно, мы предложим членам обучающие он-лайн и офф-лайн семинары и тренинги, юридический и бухгалтерский консалтинг, исследования, доступ к информации, существующей на иностранных языках и многое другое. Уже сейчас при поддержке Evolution&Philanthropy выходит замечательный и уникальный Дайджест новостей фандрайзинга, который содержит переведенные на русский язык статьи международных экспертов, ориентированные на фандрайзеров-практиков.

Ирина, вы известны своей многолетней активной работой в качестве директора по развитию фонда «Даунсайд Ап». Какие из проблем, с которыми Вы сталкиваетесь в этой ежедневной деятельности, ассоциация может помочь решить? Эти же проблемы могут быть свойственны и другим НКО.

Во-первых, за 13 лет работы в фонде мне пришлось принять на работу несколько поколений фандрайзеров. И очень часто обучение новых специалистов надо было начинать не со специфики нашего фонда, а с азов профессии. Я надеюсь, что Ассоциация сумеет решить вопрос образования фандрайзеров в нашей стране на системном уровне.

Другой пример — из области инфраструктурного обеспечения фандрайзинга – в России нет профессиональных баз данных для работы с донорами (я имею в виду CRM системы). Они есть для банков, интернет-магазинов и других индустрий, но не для НКО. Их разработка или адаптация западных моделей не под силу одному фонду. Вот это как раз задача для Ассоциации.

Таких примеров может быть достаточно много, и все они будут касаться не только Даунсайд Ап, а тысячи НКО в нашей стране. Так что мой практический опыт позволяет мне чувствовать и понимать реальные проблемы фандрайзеров, а Ассоциация поможет находить им решения.

1 comment

Add yours
  1. Гезалов Александр

    Только не учите фандрайзингу регионы, у них роль иная-работать в фасилитации за счет личных ресурсов, то есть ьем, что есть под рукой.Российская реальность и культура благотворительности иная нежели в странах мира.У нас тренд на больных собирать, в странах мира власти заставлять выполнять обязательства.Наши сборы денег как критерий неэффективного влияния (лоббирования интересов социальных групп) гражданского общества на власть.Когда то этот аллюр отойдет.Очень хочется.

Добавить комментарий