Александра Бабкина: «Миссия проекта – сделать благотворительность хорошей привычкой массовой аудитории»


Александра Бабкина – руководитель проекта Добро Mail.ru, запущенного в августе 2013 года как массовый сервис для умной и честной благотворительности, место, где тысячи пользователей делают свой первый шаг к помощи. Александра – дипломант в номинации «За социальную ответственность медиабизнеса» Национальной премии «Медиа-менеджер России – 2014».

20140718-121342-44022815.jpg

Бабкина Александра Юрьевна

Руководитель проекта Добро Mail.Ru

Образование

Казанский государственный университет, кандидат филологических наук.

Профессиональная деятельность

Александра Юрьевна работала PR-менеджером ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в Татарстане, затем в PRP Group – a Weber Shandwick Affiliate Company, где руководила Consumer Practice для клиента Microsoft. C 2012 года работает в Mail.Ru Group в качестве руководителя проекта Добро Mail.Ru, первого в рунете сервиса для добрых дел, где пользователи могут принять участие в благотворительных проектах проверенных благотворительных фондов как с помощью онлайн-пожертвований, так и в качестве волонтеров.

Александра, «Филантроп» поздравляет Вас от души с победой в конкурсе «Медиа-менеджер России – 2014». Чем эта победа является для Вас и Ваших единомышленников?

– Для проекта это ощутимая поддержка экспертного сообщества. Замечательно, что в связи с этой наградой больше людей услышали о проекте Добро Mail.ru, узнав о нем как о проекте позитивном, честном и настоящем. Не могу сказать, что есть прямая зависимость между пожертвованиями наших пользователей и присуждением этой награды. И все же: это дополнительное подтверждение репутации честного и полезного проекта.

– А какие еще существуют критерии оценки эффективности и профессионализма проекта? Какова миссия проекта?

– Миссия проекта – сделать благотворительность хорошей привычкой массовой аудитории. Дело в том, что большинство пользователей, которые занимаются благотворительностью на нашей платформе, раньше благотворительностью, как правило, не занимались. Им были свойственны все стереотипы, характерные для большинства интернет-пользователей: мысль о том, что фондам нельзя доверять; что их денежный вклад окажется слишком мал, – и это никому не поможет; что помогать можно только деньгами, и если денег нет, то совсем твоя помощь не нужна. С этими стереотипами мы боремся с помощью разных инструментов. В результате люди начинают регулярно делать пожертвования. Очень важно, что к моменту запуска у нас было минимальное пожертвование 25 рублей. Это было специально сделано для того, чтобы пользователи из регионов тоже чувствовали свою способность помочь кому-то. Сейчас у нас есть возможность ввести любую сумму.

…Если бы для нас первостепенное значение имели размеры перечисленных сумм, тогда мы не должны были бы так активно транслировать мысль о возможности помочь любой, даже маленькой суммой. Мы продвигаем идею, что можно помогать по чуть-чуть. Суммы, которые мы собираем, складываются из капель. Практика показала, что очень большое количество людей выбирает сумму в 25 или 100 рублей.

При этом мы считаем важным говорить пользователям о том, что помогать нужно с удовольствием. Если ты отказываешь себе во всем, лишаешь себя всех удовольствий, чтобы помочь, то, скорее всего, начнешь испытывать сильный стресс и не захочешь к этой теме возвращаться. А если человек помогает понемногу и регулярно, то он может помочь большему количеству людей и проектов и при этом испытывать радость каждый раз. Конечно, у нас есть пользователи, которые перечисляют и по пять тысяч рублей, и по десять. Но важнее всего для нас – изменение отношения к благотворительным фондам и благотворительности в целом у массовой аудитории.

Еще что важно: мы стали источником знаний о благотворительности. Мы активно исследуем те причины, которые помогают людям помогать и которые мешают. И вот такая исследовательская работа – важная часть нашей деятельности. То есть Добро Mail.ru – это две вещи. С одной стороны, это сервис, где удобно помогать. С другой – место, где можно в простой и понятной форме получить информацию о том, какие способы помочь существуют, как помогать правильно, с какими сомнениями пора расстаться.

– В ваших статьях о совместных с ВЦИОМ исследовании, проведенном в конце прошлого года, говорится, что 49 процентов россиян не доверяют благотворительным фондам. Удалось ли переломить эту тенденцию?

– Недавний опрос, проведенный среди наших пользователей, показал, что за период реализации проекта уровень доверия к благотворительным организациям увеличился на 49%; 29% пользователей стали более внимательно относиться к просьбам о помощи, а 19% стали участвовать в благотворительности чаще.

– С помощью каких инструментов вы работаете с аудиторией, отличающейся своим недоверием к благотворительным фондам?

– Мы не просто публикуем проекты. Мы публикуем интервью с экспертами благотворительных фондов: знакомим с открытыми, честными людьми, которые занимаются этой деятельностью. С другой стороны, пользователи ценят то, что по завершении проектов фонды публикуют отчеты. Так люди, которые помогли, понимают, что работа фонда прозрачна, а их вклад ценен. И этот помогает людям отказаться от своих ложных представлений о деятельности благотворительных фондов и начать помогать им регулярно.

Подчеркну: у нас нет задачи, чтобы все деньги на благотворительность обязательно прошли через нашу платформу. Мы с удовольствием даем и обычные реквизиты (в тех редких случаях, когда пользователь пишет о том, что все-таки не готов переводить средства через интернет).

– 14 августа проекту будет год. Каковы предварительные итоги?

– Почти семь миллионов рублей, перечисленных на благотворительность. И по каждому проекту фонды отчитываются. Мы также видим более 5 тысяч человек, которые заполнили свои профили и готовы помогать делом, если фонду эта помощь потребуется. Мы видим десятки завершенных проектов, и притом проектов разных: и адресных, и инфраструктурных. Конечно, одни работают лучше (например, проекты адресной помощи), другие хуже. Проект помощи маленькой девочке быстрее соберет средства, чем проект сбора денег бабушкам на кровати или на оплату специального оборудования и специалистов, которые выезжают на специализированной скорой помощи к больным муковисцидозом. Но постепенно мы приучаем пользователей помогать разным проектам – и это значимо для нас.

– Какова градация сложности проектов по сбору средств?

– По данным исследования, легче всего собирать на детей, потом – на помощь пожилым, потом – животным. И лишь на пятом месте – проекты помощи взрослым. Схожая картина и на нашем проекте. Приучить помогать взрослым очень сложно. Мы недавно выпускали вместе с TheRunet, информационным порталом о российском интернете, мифы о благотворительности. В картинках. Там был миф, что взрослый человек не нуждается в помощи. Фонд помощи взрослым в стране один – «Живой». Сейчас активно начал работать ОРБИ – фонд, который занимается профилактикой инсультов и адресной помощью людям, пережившим инсульт и их близким.

20140718-121342-44022709.jpg

Но у нас есть достижения и в этом плане. Недавно успешно завершился проект сбора средств в помощь взрослому человеку. Мы придумали способ рассказать о таком проекте. Вы видите аватар проекта, на переднем плане – маленький мальчик, на заднем – папа. Проект назывался так: «Вернем маленькому Вите здорового, сильного папу». Это такой перевертыш. Мы собирали деньги Витиному папе, который пережил инсульт. Взрослому человеку, который жил, работал, содержал семью.

Сейчас у нас есть проект помощи Саше из Брянска. Собираем средства на подъемник, который позволит ему реже пользоваться услугами приходящих волонтеров. С его помощью Сашу можно пересаживать в коляску, в ванную, не поднимая его на руках. Совершенно потрясающий мужчина, который не сдается. Я надеюсь, что мы соберем ему деньги.

– Как о проекте узнают?

– Есть несколько способов. Во-первых, узнают из баннерной рекламы на проектах Mail.Ru Group для того, чтобы пользователи к нам приходили. Кроме того, мы активно общаемся с медиа и создаем совместные проекты. Мы ищем разные форматы, которые позволят привлечь нам аудиторию с других площадок. Сейчас мы делаем с «Аргументами и фактами» «План на добрые дела». Это план интересных мероприятий, куда можно прийти с семьей, с друзьями, получить удовольствие от выставки, ярмарки или концерта и помочь – не обязательно деньгами. Ты можешь своим участием что-то изменить.

– Какие у Вас есть фильтры для публикации информации о тех или иных фондах?

– Далеко не каждый фонд может стать партнером проекта. У нас проходит трехступенчатая проверка благотворительных фондов. Первая ступень – проверка репутации. Раньше это делалось с собранием «Все вместе», теперь нам помогает проверять фонды по совершенно четким заданным критериям российское отделение United Way. Они анализируют сайты фондов, созваниваются с другими благотворительными организациями из региона, узнают о репутации организации. В результате мы получаем аналитические данные по каждому фонду и рекомендации, на основе которых делаем выбор. И только после того, как мы получаем «OK» на этом этапе, фонды проверяют служба безопасности и юридический департамент Мail.Ru Group. После этого мы заключаем с фондом договор.

Участвуют ли сотрудники других служб компании в деятельности проекта?

– Да, конечно. И не только своими знаниями в области информационных технологий. Подчеркну: проект создан компанией Mail.Ru Group, идея проекта принадлежит сотрудникам компании, и в него вложен наш опыт в создании массовых интернет-сервисов. Сегодня я рада, что проект любим и внутри компании. Например, в компании есть интранет. И каждому, кто сделал пожертвование на Добре, мы даем виртуальный бейджик (он отображается в профиле сотрудника). И этих бейджиков сейчас очень много, и каждый раз огромная радость – наградить бейджем нового коллегу. Сначала некоторые коллеги говорили о том, что, возможно, лучше все-таки не афишировать то, что они помогают на Добре. Но мы рассказали им о том, что, по данным исследования, 25 процентов интернет-пользователей стали бы заниматься благотворительностью, если б узнавали, что их друзья и знакомые делают это. Так что они станут отличным примером. О добрых делах действительно стоит рассказывать.

  1. Крячков Александр

    Просим ускорить обсуждение и принятие Закона
    № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения
    инвестиций(краудфандинга)». Это может способствовать
    снижению волны возмущений народа о принятии Закона
    «О повышении пенсионного возраста».Александр Крячков.
    г. Боровичи, т. 89116208305.

    Каждый человек способен действовать,осуществляя
    свою мечту по Программе «Улучшение качества
    жизни каждого человека»(обучение и доп. заработок)
    Отправьте свои данные: город, ф.и.о, эл.почту
    на aleonidovich2@gmail.com Вам отправят подробности.
    Программа развивается в 27 областях России.

Leave a Reply