У детей-сирот не спрашивают, кем ты хочешь стать


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Сотрудник фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Светлана Чальцева рассказала о проекте «Дистанционное образование » и о том, почему воспитанникам детских домов нужны репетиторы.

— Для чего нужен этот проект?

— Дети-сироты часто не понимают, для чего нужно учиться и работать. Им приходится на пальцах объяснять, что любой труд оплачивается и на зарплату люди себе покупают еду, одежду, новые телефоны, а не получают от государства пособия.  У сирот, так как они воспитываются коллективно, часто снижена мотивация, как следствие — они плохо учатся, отстают от своих сверстников. Мы решили детям помогать в обучении, привлекать учителей-репетиторов. То есть дать им шанс пробиться в жизни, стать грамотными и высококвалифицированными специалистами в будущем.

Как проходят занятия с репетиторами?

— По скайпу. Наш фонд договаривается с компаниями-провайдерами и в детские дома проводят интернет. В определенный час на связь к детям выходят преподаватели. У нас была возможность привозить некоторых учителей, но дети предпочитают обучение через скайп. Воспитатели нам говорят, что для детей это выход в другое пространство, это как окно из детского дома. Сейчас у нас есть в проекте 3 детских дома, один из них коррекционный 8-го вида. А если вы знаете, то в таких коррекционных учреждениях дети получают образование, сопоставимое с 5-6 классами обычной школы. И куда они с такими знаниями пойдут? Мы считаем, что любой ребенок имеет право учиться, наша задача — дать ему шанс. В одном подмосковном детском доме я познакомилась с девочкой. Она сама ко мне подошла и попросила ей помочь. Даша рассказала, что ей трудно даётся школьная программа, отстаёт практически по всем предметам. Преподаватели ставят тройки, а выше получить оценку у нее не получается, как бы ни старалась. Мы нашли ей учителей, составили расписание занятий: алгебра, геометрия, история, обществознание, физика, химия. Девушка планирует поступать в банковский колледж, мы сейчас мобилизуем ресурсы, чтобы подготовить Дашу к сдаче ЕГЭ.

— Дети-сироты сами выбирают профессию?

Воспитанники детских домов самостоятельно этим вопросом не занимаются. На наш взгляд, это неправильно. Потому что они вправе выбирать, кем им стать. Как правило, в детдомах существует договоренность с определенным ПТУ, колледжем. Почему? Дети из детского дома стремятся уйти после 9 класса, то есть в 15 лет. Но совершеннолетними они становятся в 18 лет. Соответственно, детям нужен опекун. Но не каждое учебное заведение захочет принимать в штат педагога, который будет являться опекуном ребенка. Поэтому на район, область выделяют училище, ПТУ, в котором есть социальный педагог, и именно он является опекуном. Если бы в каждом учебном заведении был социальный педагог, то дети могли бы пойти в любое заведение учебное, в которое они захотят. Например, в одном подмосковном детском доме 9 выпускников пойдут в одно училище и получат диплом по профессии повар. Но ведь в семье ребенка спрашивают: кем ты хочешь стать? Что тебе нравится? А у детей-сирот даже нет права выбрать, что они будут пить на завтрак — кофе, чай или какао, с сахаром или без.

— Кому еще из детей сейчас нужна помощь в учебе?

— Например, Лизе. Девочка учится в 5 классе. Отстает практически по всем базовым предметам. Она сама попросилась в проект, и мы ее, конечно, взяли. Она боится, что ее переведут в коррекционный детский дом. Ведь существует градация. Детей оценивают по уровню умственного развития. Если проще, то «умные» дети попадают в обычные детские дома, если же выявляется какая-то малейшая задержка, то в «коррекционку». Есть коррекционные учреждения  с щадящей программой, по окончанию которых дети теоретически могут поступить в вузы. Но чаще всего с детьми не церемонятся и переводят в учреждение 8 вида, с аттестатом которого им светит только ПТУ с ограниченным набором специальностей, таких как маляр и столяр. Я представляю, какой это удар для любого ребенка, когда он понимает, что на нем ставят крест. Мы ее взяли в проект, и сейчас она занимается дистанционно с репетиторами. Мы не допустим, чтобы сиротская система «смолотила» ребенка и опустила на этаж ниже.

Петя живет в детском доме в Тульской области. Познакомились мы с ним, когда полным ходом шла подготовка к мультипликационному фестивалю «Вместе». Дети  своими руками с помощью волонтеров создавали мультфильмы, и потом их работы показывали на большом экране. Так вот, Петю никто не учил рисовать, но у него врожденный талант, который не заметить было невозможно. Петя легко рисовал красивых персонажей. Наши волонтеры специально пригласили художника, который приезжал с ним какое-то время заниматься. И профессионал сказал, что мальчик сможет быть хорошим аниматором, то есть настоящим творцом мультфильмов. Мы бы хотели нанять ему репетиторов, чтобы он мог сам выбрать себе профессию, поступить туда, куда захочет, в хороший вуз.

Пока мы помогаем единицам. У нас сейчас 20 детей, которым нужна помощь в рамках проекта «Дистанционное образование воспитанников детских домов».  Но любой масштабный проект всегда начинается с малого.

Вы можете помочь детям в обучении, сделав благотворительное пожертвование на сайте www.otkazniki.ru с указанием назначения платежа «Дистанционное образование».

1 comment

Add yours

Добавить комментарий