Мария Черток: «Показалось, что форум открыл государственный проект под названием „реестр НКО“»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

14–15 января в Московском государственном университете им. Ломоносова прошел общероссийский форум «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития», который был организован организациями-операторами президентских грантов и Общественной Палатой РФ. В первый день форума параллельно с обсуждениями, организованными операторами президентских грантов, работал круглый стол Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), посвященный развитию негосударственных социальных инвестиций в России. Мы публикуем рекомендации, подготовленные круглым столом, и надеемся, что они найдут свое продолжение в законодательстве и действиях Правительства в наступившем году.

Своими впечатлениями от форума делится директор CAF Россия Мария Черток.

Мария Черток и Елена Тополева

Мария Черток и Елена Тополева

— Почему вы решили принять приглашение участвовать в форуме? Оправдались ли ваши ожидания?

— Меня пригласила участвовать Елена Тополева, которая организовывала круглый стол по социальным инвестициям под эгидой СПЧ. Я согласилась, потому что мне показалось, что этот форум благодаря его статусу (участию президента, министров и пр.) может оказаться неожиданно открывшимся окном возможности для улучшения ситуации НКО в плане законодательства. У нас не так много таких возможностей в последнее время, и я не сочла возможным отказываться. Наш круглый стол был очень содержательным и позволил сформулировать, на мой взгляд, весьма трезвые и прогрессивные рекомендации, которые задают важный вектор для дальнейшей работы с законодателями. А оправдались ли ожидания, говорить рано. Посмотрим, удастся ли реализовать что-то из того, что мы наработали в рамках форума.

— Что вам показалось главной темой, лейтмотивом форума?

— Мне показалось, что форум открыл государственный проект под названием «реестр НКО» — о необходимости такого единого реестра говорил Александр Бречалов (председатель Общественной Палаты) и другие выступающие, да и СМИ перед форумом писали, что главная цель форума – поделить НКО на социальные и политические. Мне представляется, что тема реестра несет в себе как возможности, так и значительные угрозы, и все зависит от того, с какими целями такой реестр будет создаваться и кто будет его держателем. В принципе, сделанный умно и с заботой о развитии сектора, он мог бы стать инфраструктурным решением для повышения доверия к НКО, примерно так, как эту роль выполняет реестр благотворительных организаций в Великобритании. Для этого должны быть правильные критерии попадания в него, его держатель должен пользоваться общественным доверием, и хорошо бы попадающие в реестр организации получали реальные преференции в обмен на повышенную норму прозрачности и подотчетности. А те, кто в реестр входить не хочет, должны, наоборот, быть избавлены от массы отчетности и другой бюрократии, которой сейчас обременены все НКО поголовно. Мне пока непонятно, есть ли у нас как у сообщества возможность влиять на то, как нас посчитают. От этого многое зависит. Очень страшно получить продолжение истории про иностранных агентов на новом уровне, честно говоря.

— Что произвело впечатление, показалось неожиданным?

— Вообще-то форум был на удивление позитивным – про иностранных агентов не говорили, политической деятельностью не пугали, а Путин так и вообще сказал, что политические НКО надо поддерживать, если они, конечно, работают в общественных интересах. Что поразило? Впервые мне стало вдруг понятно, что про деятельность негосударственных доноров, компаний в социальной сфере реально никто за пределами нашего узкого круга не знает. Как говорил кто-то из киногероев, это провал. То есть все законы, политические решения и прочие меры, относящиеся к сектору, разрабатываются вообще без всякой оглядки на тот огромный вклад, который делают компании и фонды. Видимо, и этим тоже объясняется полное непонимание темы налоговых стимулов для корпоративных доноров со стороны государства. Они вообще не в курсе, совсем. С этим надо что-то делать, и срочно.

А поразили, конечно, три вертолета, на которых летает президент. Думаю, не только меня.

— В прессе много писали, что на форум не позвали правозащитников. Там действительно не было представителей правозащитных организаций?

Вообще-то были. Я видела, например, представительниц Московской Хельсинкской группы, Центра социально-трудовых прав, а фонд «Право матери» даже демонстрировал свой стенд на выставке в фойе. Были там и представители крупнейших ресурсных центров, фондов местных сообществ. И да, я действительно слышала, что некоторые организации, которые являются получателями президентских грантов, не были приглашены.

форум Государство и гражданское общество

Форум «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития»

14–15 января 2015 года

Тезисы круглого стола по социальным инвестициям в НКО

Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

В России на сегодняшний день достигнут впечатляющий прогресс в развитии благотворительности частных лиц, бизнеса и фондов. Объем социальных инвестиций крупных российских компаний сопоставим с мировым: они жертвуют на благотворительность от одного до трех и более процентов от своей прибыли. Партнерами в реализации программ социальных инвестиций компаний нередко являются социально ориентированные НКО. Они же выступают и как важнейший объект этих инвестиций. Однако далеко не все компании ориентируются на подобный подход в реализации социальных программ в рамках своей корпоративной ответственности. Кроме того, компании отмечают, что далеко не всегда могут найти профессиональных надежных партнеров среди НКО. В некоторых регионах присутствия компаний таковые полностью отсутствуют, нет и ресурсных центров НКО, которые могли бы поддерживать начинающие организации.

Для тиражирования лучших практик, для стимулирования негосударственных доноров, увеличения объема негосударственных инвестиций в СО НКО и повышения их эффективности необходимо предпринять ряд мер.

Участники круглого стола, в частности, рекомендуют:

1) Разработать систему налогового стимулирования благотворительной деятельности бизнеса. Россия является сегодня единственной среди развитых стран, где полностью отсутствуют налоговые стимулы для корпоративных благотворителей. Здесь возможны разные подходы, в том числе не предполагающие никаких выпадающих доходов бюджета.

Предлагается принять следующие поправки в федеральное законодательство:

  • в Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”. Поправки предусматривают признание пожертвований на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческих организаций благотворительной деятельностью, если такие пожертвования осуществляются в целях, соответствующих целям благотворительной деятельности;

  • в статьи 270 и 274 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Изменения предусматривают предоставление налогоплательщикам налога на прибыль организаций права уменьшить полученную в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль на сумму денежных средств, перечисленных налогоплательщиком некоммерческим организациям в виде пожертвований, в пределах действующего лимита расходов на иные виды рекламы, установленного абзацем пятым пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (один процент выручки от реализации), и одного процента внереализационных доходов. Таким образом, предлагается предоставить налогоплательщикам право выбора между текущими расходами на спонсорство, проведение розыгрышей и пожертвованиями некоммерческим организациям, которые создают налогоплательщикам положительный имидж и соответствующий эффект от которых будет долгосрочным.

  • устранить препятствия к безвозмездной передаче НКО товаров народного потребления в качестве гуманитарной помощи нуждающимся. Для этого приравнять налогообложение товарных пожертвований к налогообложению утилизации товаров народного потребления.

Также предлагаем рассмотреть возможность включения затрат бизнеса на социальные программы, реализуемые СО НКО, в перечень затрат, снижающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

2) Сформировать систему поощрения и морального стимулирования негосударственных доноров, в частности, корпоративных (награды, общественные статусы и др.), а также поощрения и тиражирования лучших практик, просвещения пока еще не вовлеченных в процесс социальных инвестиций российских компаний. Для этого ввести должность чиновника высокого уровня, ответственного за формирование государственной политики в сфере корпоративной социальной ответственности и благотворительности, за разработку и внедрение государственной Концепции содействия развитию корпоративной социальной ответственности и социальных инвестиций; обязать государственные СМИ, в первую очередь, телеканалы, регулярно освещать деятельность социальных инвесторов и СО НКО, реализуемые ими проекты.

3) В целях повышения привлекательности НКО как объекта социальных инвестиций для негосударственных доноров требуется содействие их устойчивому развитию. Для этого необходимо поддержать развитие социального предпринимательства (платной деятельности) в НКО, закрепив данный термин в законодательстве. Необходимо устранить административные барьеры для ведения НКО деятельности, приносящейся доход, в частности, отменив требование ведения раздельного учета в случае, если НКО применяет упрощенную систему налогообложения. Кроме того, надо обеспечить доступ НКО к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, центрам поддержки предпринимательства. Предусмотреть возможность создания центров инноваций в социальной сфере на базе действующих ресурсных центров НКО.

Необходимо обеспечить реальный доступ СО НКО к государственному заказу, прозрачность конкурсных процедур и их результатов, а также общественный контроль в этой сфере. Считаем целесообразным, в частности, наделить соответствующими полномочиями общественные советы при органах исполнительной власти.

Ускорить утверждение и принятие Дорожной карты «Поддержка доступа организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», разработанной Агентством стратегических инициатив совместно с Минэкономразвития РФ и внесенной в Правительство РФ 1 декабря 2014 года.

В перспективе предлагаем рассмотреть возможность введения дополнительных налоговых мер стимулирующего характера, в частности, льготы по налогу на прибыль и НДС для НКО, занимающихся платной деятельностью (социальных предприятий).

4) Для стимулирования создания новых НКО («старт-апов») упростить систему регистрации, предусмотрев возможность заявительной формы в электронном виде с регистрацией по месту жительства. На период становления НКО (до трех лет) упростить для них порядок отчетности и налогообложения в случае, если они не претендуют на особый налоговый статус, в том числе при незначительных однократных нарушениях ведения учета ограничиваться предупреждениями. Для небольших НКО предусмотреть отчетность и учет по аналогии с индивидуальными частными предпринимателями. Для НКО, не претендующих на особый налоговый статус, который планируется предоставлять социально ориентированным организациям, привести процедуры регистрации, отчетности и добровольной ликвидации в соответствие с теми, которые предусмотрены для малого бизнеса. Внедрять программы государственной финансовой поддержки начинающих НКО на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Отказаться от 10-процентного секвестирования Программы поддержки СО НКО, реализуемой Минэкономразвития РФ в целях развития инфраструктуры некоммерческого сектора. Напротив, в качестве антикризисной меры предложить увеличение финансирования данной программы не менее, чем на 10 процентов. Создавать подобные программы поддержки инфраструктуры НКО в субъектах РФ.

5) Развивать культуру оценки проектов НКО с целью повышения качества их работы и эффективности социальных инвестиций. Ввести обязательное проведение независимой оценки проектов и публикацию их результатов в случае, если проекты финансируются из государственных источников. Организациям – операторам президентских грантов показать пример открытости и прозрачности, публикуя в публичном пространстве перечни всех поданных на конкурсы и поддержанных проектов, а также отчеты об их реализации, выделенных средствах. Способствовать совершенствованию системы открытых данных министерств социального блока, в том числе с участием НКО, и активно привлекать НКО к использованию открытых данных для оценки результатов их собственных проектов.

6) В целях системного развития социального инвестирования рекомендовать всем министерствам социального блока определить заместителей министров, ответственных за развитие взаимодействия с негосударственными инвесторами и СО НКО; перейти на исключительно конкурсную, прозрачную и открытую поддержку проектов НКО. Поручить Министерству экономического развития РФ координировать эту деятельность.

7) Предложить бизнес-ассоциациям в целях дальнейшей поддержки СО НКО содействовать развитию корпоративного волонтерство в НКО, выражающегося, в частности, в передаче навыков корпоративного управления, маркетинга, финансового планирования, управления персоналом. Стимулировать вхождение представителей бизнеса в управляющие советы СО НКО с целью развития культуры корпоративного управления и подотчетности в секторе.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий