Война, собранная по крупицам


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Отличная история о том, как три региональных музея при поддержке фонда Потанина сделали проект о Первой мировой войне.

Первая мировая: война и миф

Фото Натальи Дорошевой

В 2014 году – к 100-летию начала Первой мировой войны – вышла книга «Первая мировая: война и миф». В ней собраны редкие артефакты забытой войны: фотографии участников боевых действий, плакаты, газетные вырезки и другая печатная графика того времени. Это массивное, необычным образом раскладывающееся издание в трёх частях (фото, графика, тексты) — совместный продукт трёх российских музеев: Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина и Национального музея Республики Коми. Этот проект получил поддержку в 2012 году, став победителем программы фонда В. Потанина «Первая публикация».

Как удалось объединиться музейщикам из разных городов? Какие открытия они сделали? Что может предложить региональный музей, чтобы «зацепить» социального инвестора? Об этом разговор с одним из авторов проекта – заведующей сектором истории края Рыбинского музея-заповедника Оксаной Гожалимовой.

Оксана Гожалимова

Оксана Гожалимова. Фото Натальи Дорошевой

Оксана, расскажите немного о Рыбинском музее и о том, как вам удалось победить в конкурсе фонда Потанина?

– Рыбинский музей-заповедник – крупнейший музей Верхней Волги, он основан в 1910 году и ныне расположен в историческом здании биржи на набережной Волги. У нас есть несколько интересных коллекций – прежде всего это русская живопись XVIII – начала XX веков, семейные реликвии из усадеб, которые находились в окрестностях города Рыбинска и принадлежали таким известным фамилиям, как Михалковы, Мусины-Пушкины, Лихачёвы, Тишинины, Куракины.

В 1990 году в наш музей попала редкая коллекция стереодиапозитивов и стереонегативов времен Первой мировой войны – можно сказать, что это наше современное 3D. Коллекция принадлежала семье рыбинских фотографов Сигсонов. Андрей Андреевич Сигсон был знаменит тем, что впервые в России сфотографировал снежинки. На всемирной выставке в Париже в 1900 году он получил за эту работу золотую медаль.

Фото Натальи Дорошевой

Фото Натальи Дорошевой

Его сыновья – Евгений и Георгий продолжили дело отца. Поскольку Георгий Андреевич был кадровым военным, он запечатлел очень интересные для нас события Первой мировой войны, а также дореволюционный быт города Рыбинска. Стереодиапозитивы и негативы на стекле в количестве 334 штук попали к нам в музей от дальней родственницы Сигсонов. Но они до недавнего времени лежали незадействованными, поскольку для того, чтобы посмотреть эти пластины, необходимо было специальное оборудование – стереоскоп, которого, увы, в нашем музее не было.

Наступал век цифровой фотографии, и мы начали оцифровывать нашу коллекцию. Должна сказать, что Рыбинский музей один из первых в России выложил всю свою коллекцию в электронном виде на сайте.

Фотографируя и сканируя документы, фотографии, мы заинтересовались и этими негативами. Оказалось, что коллекция невероятно интересная, на ней шаг за шагом запечатлена жизнь 182-го Гроховского пехотного полка, который сражался на Юго-Западном фронте, где разворачивались ключевые события Первой мировой, включая знаменитый Брусиловский прорыв. Полк дислоцировался в Рыбинске с 1910 года. Сигсон фиксировал всё: тренировки солдат, офицерский быт, отправку на фронт, окопную жизнь, он запечатлел на фотографиях и военные новшества, такие, как аэростат, первые испытания противогазов. Всё это сейчас – бесценные документальные свидетельства этой войны.

Затем наш музей узнал о конкурсе программы «Первая публикация», которая занималась поиском и публикацией малоизвестных музейных коллекций, и мы отправили заявку. Я к тому времени закончила первичное описание коллекции Сигсона, и у меня было желание продолжить её исследование, но не было материальных средств, чтобы поехать хотя бы в архив в Москву и изучить документы по полку. Каково же было наше удивление, что в этом же 2012 году заявки на опубликование коллекций времен Первой мировой войны подали еще два музея – Национальный музей Республики Коми и Ивановский историко-краеведческий музей. Эксперты фонда предложили объединить фотографические коллекции Рыбинска и Сыктывкара. Мне прислали для ознакомления заявку из Коми – и моё удивление стало еще большим, когда я узнала на сыктывкарских фотографиях нашу 46 дивизию, в которую входил Гроховский полк!

Затем мне предложили съездить в Сыктывкар и познакомиться с коллекцией воочию. В Национальном музее Республики Коми хранились фотографии, отпечатанные на почтовых карточках – всего 104 единицы хранения. Эти открытки были обнаружены при разборе старого дома в 2000 году. Выяснилось, что их автор – Василий Степанович Мелехин – уроженец Вологодской губернии, который служил в Гроховском полку. При знакомстве с коллекцией я убедилась, что на фотографиях запечатлен наш родной полк! Об этом свидетельствовали и подписи, и одни и те же люди на некоторых фото.

Тогда мы поняли, что у нас есть точки соприкосновения. Наши коллекции хорошо дополняли друг друга: если рыбинские фотографии сняты в основном в 1914–1916 годах, то в Сыктывкаре хранились фотографии 1916–1918 годов. Это было связано с тем, что Георгий Сигсон перешел на службу в штаб 46 дивизии, и уже не мог постоянно фотографировать свой полк. Но он поручил это дело солдатам, в частности, рядовому В.С. Мелехину, который фотографировал в основном однополчан со своей малой родины. Таким образом, мы имели фотографии Сигсона – офицерский взгляд на войну, и Мелехина, приоткрывающий солдатские будни. Стала выстраиваться концепция издания: фотографии должны были показывать взгляд на войну изнутри, а ивановские плакаты, графика – взгляд извне, из тыла. То есть, документальная реальность с одной стороны и пропагандистские мифы с другой.

книга «Первая мировая: война и миф»

Книга «Первая мировая: война и миф». Фото Натальи Дорошевой

Были ли сделаны какие-либо ещё важные открытия в ходе работы над проектом?

– Воссоединив две музейные коллекции, мы смогли атрибутировать практически все фотографии, но кроме этого – восстановить боевой путь полка буквально по дням с 1914 по 1918 годы. Для атрибуции фонд привлек замечательного московского эксперта, военного историка Сергея Нелиповича. Благодаря его кропотливой работе весь штаб 46-й дивизии был атрибутирован! Кроме того мы нашли приказы полка, и, сопоставив их с подписями Сигсона, установили, как дислоцировался полк в то или иное время. Благодаря чему создали карту-схему боевого пути. Дальше мы восстановили список георгиевских кавалеров полка – всего 1225 человек, четверо из них – полные георгиевские кавалеры. Это не просто перечисление фамилий с указанием золотого или серебряного Георгия, но ещё и описание подвигов – за что была вручена награда. Теперь многие люди обращаются к нашей базе данных в поисках своих родственников.

Что кроме этого дало вам партнёрство с другими музеями?

– Партнёрство позволило нам глубже понять тему, дополнить свои коллекции новыми материалами, натолкнуло на новые поиски. В частности, мы выяснили, что фотографии нашего полка имеются и в Костромском музее-заповеднике, я туда съездила и нашла там 22 открытки, которые тоже вошли в печатное издание. Таким образом, этот труд сплотил несколько музеев, историков, редакторов. Была проделана гигантская работа.

Удалось ли вам дополнительно привлечь в музей новую аудиторию благодаря этому проекту?

– Это очень важный момент. После того как мы начали выступать и рассказывать о проекте в местных СМИ, к нам стали приходить люди и приносить свои семейные реликвии. Среди откликнувшихся оказался и житель Рыбинска Михаил Александрович Грамматинский, у которого отец воевал в Первую мировую, а сам он – участник Великой Отечественной войны, ему уже 90 лет. Он хранил альбом своего отца. В нём мы обнаружили уже знакомую нам обстановку, тех же военнослужащих. Я обомлела, когда увидела, например, знаменосца с полковым знаменем. Фотографии были ценны также там, что на некоторых из них стояли подписи с названием исторических мест, которые помогли нам восстановить названия населенных пунктов на фотографиях Сигсона. А потом случилась еще одна радость: весной 2013 года в наш музей на экскурсию из Москвы приехал пожилой мужчина Евгений Гаврилович Логинов, который представился внуком военнослужащего 182-го Гроховского полка. Он подарил нам 30 фотооткрыток, на которых также была запечатлена жизнь нашего полка. Таким образом, у нас частично восстановились некоторые пробелы в истории. Для меня это была большая радость ещё и потому, что в нашем музее теперь появились распечатанные открытки, а не только негативы и позитивы на стекле.

Оксана Гожалимова

Оксана Гожалимова. Фото Натальи Дорошевой

С уверенностью могу сказать, что этот проект вышел за рамки просто публикации книги, он имеет живой отклик. У нас продолжает собираться история. 23 октября 2014 года мы открыли выставку «Первая мировая война глазами штабс-капитана Георгия Сигсона», на которой представили увеличенные изображения со стереопозитивов и негативов Сигсона, фотографии из Сыктывкара и все имеющиеся у нас экспонаты – в том числе приобретенные совсем недавно благодаря нашим жителям.

Большое спасибо фонду Потанина за то, что поддержал нас, дал толчок для развития. Я очень рада, что книга с такими редкими материалами увидела свет и находится в широком доступе в интернете, что . Сейчас у музея есть некоторые задумки, и мы надеемся продолжать этот проект.

1 comment

Add yours
  1. id75722763

    Мой прадед Коваль Никифор Иванович тоже служил в этом полку.Был георгиевским кавалером,прапорщиком.Есть у меня его фотографии и его сослуживцев.Было бы интересно узнать об их службе.

Добавить комментарий