Джереми Николс: «Наша цель – изменить существующие подходы к учету ценностей»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Джереми Николспрезидент Social Value UK и Social Value International. Эти членские организации объединяют специалистов и организации, которые поддерживают социальные и экологические принципы и стандарты, а сам Джереми — один из основателей метода оценки социального возврата на инвестиции (SROI). Он приехал в Москву принять участие в конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик (АСОПП) и поддержать запуск русской версии руководства по SROI и открытой группы по оценке социального воздействия в России. В своем интервью Джереми рассказал «Филантропу» о принципах оценки социального воздействия и о том, как, используя их, можно принимать оптимальные инвестиционные решения в любом секторе экономики.

Джереми Николс

Джереми Николс

— Расскажите о Social Value International и Social Value UK: когда эти организации начали свою работу, какие у них цели и задачи?

— Наша цель – изменить существующие подходы к учету ценностей.  То, как это происходит сейчас в традиционном финансовом учете, ведет к неравенству и вредному воздействию на окружающую среду. Мы хотим изменить эту ситуацию, чтобы люди могли принимать более обоснованные решения о распределении ресурсов.

SROI Network была создана в 2007 году, а не так давно она объединилась с Ассоциацией специалистов по анализу социального воздействия (SIAA) в рамках международной организации Social Value International (SVI). Кроме Великобритании, в нее сейчас входят 6 полноправных членов из других стран, а также 7 или 8 ассоциированных членов. Надеюсь, скоро к ним присоединится и Россия. В Великобритании организация работает как социальное предприятие, которое управляется членами и объединяет специалистов, заинтересованных в оценке социального воздействия, из всех секторов – некоммерческого, коммерческого и государственного.

— Что такое SROI? Как и для чего возникла эта методология?

— SROI (социальный возврат на инвестиции) это набор принципов, которые аналогичны с базовым принципам бухгалтерского учета и которым необходимо следовать, если вы хотите учитывать и отчитываться о социальном воздействии. Используя эти принципы, вы даете право голоса тем, на кого влияют наши инвестиционные решения и деятельность, но чье мнение мы часто не учитываем при принятии решений. Методология впервые была использована в конце 1990-х – начале 2000-х годов в Сан-Франциско, США. Ее первоначально использовал донор, чтобы проанализировать социальный эффект от своих инвестиций, но сейчас методика стала более универсальной и используется во всех секторах экономики.        

— В чем состоят принципы SROI? Почему столько внимания уделяется взаимодействию со стейкхолдерами?

— Существует семь принципов, все они важны, и один из них заключается в вовлечении стейкхолдеров. Мы уделяем этому принципу особое внимание, поскольку мы хотим отразить в учете ценности, которые, как правило, выпадают из поля зрения, потому что возникают для тех, у кого нет власти или права голоса при принятии решений. Единственная возможность учесть эти ценности – задать вопросы непосредственно стейкхолдерам. В противном случае организациям придется самостоятельно решать, как измерить изменения в жизни людей, не спросив их об этом. Если мы не вовлечем этих людей в анализ и не дадим им возможность высказаться, мы по-прежнему будем принимать неэффективные решения при распределении ресурсов.

Анализ SROI может быть оценочным или прогнозным. Какие возникают трудности с попыткой предсказать результаты социального воздействия?

— При оценке люди оглядываются назад, и хотят знать, что произошло, скажем, в прошлом году. При этом в большинстве организаций каждый год принимается бюджет, чтобы управлять их деятельностью и стремиться к максимально возможным финансовым результатам. Такой подход можно использовать и для социального воздействия: чтобы в результате получить максимальный социальный результат, нам нужно создать прогноз социального воздействия, который мы будем стремиться выполнить в течение будущего года. Это похоже на то, как планируется и выполняется финансовый бюджет.

— В SROI большое внимание уделяется понятию существенности, которое не очень характерно, скажем, для некоммерческого сектора…

— В бухгалтерском учете и отчетности решение о том, что включается в отчетность, а что можно исключить, является ключевым. И это решение зависит от того, нужна ли эта информация инвестору, для которого отчетность готовится. В сфере КСО существенность – также распространенное понятие, но в некоммерческом секторе с ним мало кто знаком. Возможно, это происходит потому, что решение о том, что является существенным, часто принимается, исходя из того, какую проблему стремится решить НКО. Безусловно, очень важно всегда помнить о целях вашей деятельности, но считать, что только они являются существенными для вас, довольно рискованно. Возможно, деятельность вашей организации влияет на других людей, и это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Это очень важно учитывать, если вы действительно хотите управлять всеми ценностями, которые создает или разрушает ваша организация, а чтобы делать это правильно, нужно решить, что является существенным.

— Каковы критерии существенности в SROI?

— Если обратиться к официальному определению существенности в финансах, решение о том, что является существенным, принимает специалист. Таким образом, чем шире практика в данной области, чем больше люди обмениваются опытом, тем выше вероятность того, что эти решения будут хорошо обоснованы. Еще один важный принцип SROI – верификация отчетов. Это значит, что все ваши решения, которые принимались по ходу анализа, должны быть проверены и подтверждены независимым аудитором или рецензентом. Мы все люди, а люди по своей природе – оптимисты, поэтому мы стремимся учитывать все хорошее и закрывать глаза на негативные последствия нашей деятельности. И здесь очень важно, чтобы кто-то подтвердил наши суждения. Таким образом, принятие решений о существенности результатов – это вопрос обмена опытом и аудита. В руководстве по SROI сформулированы два критерия существенности результатов – важность и значимость.

Джереми Николс

Джереми Николс

— Почему вы стремитесь все выразить в денежных эквивалентах?

— Совершенно не обязательно все выражать в деньгах, а если у вашей деятельности только один результат, это может быть вообще не важно. Однако если результатов хотя бы два, то в результате вашей деятельности происходят два изменения, и если вы хотите управлять ценностью и улучшить свою работу, вам нужно, какой из двух результатов важнее, ценнее для ваших стейкхолдеров. Это можно сделать по-разному, используя баллы, очки или любые другие условные единицы. Однако в использовании именно денежных единиц есть некоторые преимущества, потому что они позволят вам сравнить результаты деятельности с затратами на нее и сделать выводы об эффективности.

— Денежные эквиваленты можно найти для любых результатов?

Да. Если у нас есть два способа решить одну задачу, нам нужно решить какой из них создает больше ценностей и, соответственно, является более ценным. Просто процесс принятия решения не всегда очевиден.

— Как оценивать нематериальные результаты?

— Если говорить о нематериальных результатах, возникают два вопроса, и первый заключается в том, можно ли их измерить. В нашем понимании, результаты можно измерить всегда: мы всегда можем понять, что изменилось в жизни людей. Второй вопрос заключается в том, как оценить эти результаты в деньгах. Когда вы покупаете чашку кофе, новые кроссовки или туфли на шпильке, вы чувствуете себя прекрасно, и это чувство нематериально. Тем не менее, делая покупку, вы оцениваете в том числе и это чувство. В магазинах мы постоянно платим за нематериальные ощущения. Кроме того, чтобы понять ценность, всегда можно спросить людей, насколько для них важен один результат по сравнению с другим, это не проблема.

— Как анализ SROI соотносится с другими подходами в оценке, экономическом анализе и КСО?

— Экономический анализ «затраты-выгоды» очень похож на SROI. Его обычно проводят в больших государственных организациях, у него высокие стандарты точности, и принципы SROI могут быть использованы с тем же уровнем точности. Однако анализ «затраты-выгоды» не предполагает аудита или верификации, что очень важно, потому что этот подход также предполагает принятие решений о существенности, и было бы хорошо понимать, являются ли они обоснованными.

GRI в отчетности о КСО также очень схож с SROI – оба подхода основаны на существенности, вовлечении стейкхолдеров, верификации. Различие в том, что GRI не включает компонент монетизации и говорит скорее о проблемах стейкхолдеров, а не о результатах.

— Приведите, пожалуйста, несколько примеров очень высоких или, наоборот, низких коэффициентов SROI из своей практики или из практики ваших коллег

— Не могу. Вы можете посмотреть кейсы и отчеты на нашем сайте, нона самом деле коэффициент – это не главное: важнее понимать, какая работа стоит за этими цифрами. И да, у нас есть прекрасные примеры социальных предприятий, которые использовали принципы SROI, чтобы управлять своей работой, есть ответственный бизнес, который использует эти принципы, чтобы учитывать и управлять социальными ценностями, и новые примеры появляются каждый день.

— Как часто сегодня используются принципы SROI и кто использует их чаще всего?

— За последние несколько лет принципы SROI стати использоваться более широко, и люди пользуются ими все чаще и чаще, и мы как раз готовим отчет об изменениях в работе людей, которые используют эти принципы, в Великобритании. Он появится на нашем сайте в ближайшее время.

Наверное, чаще других принципы SROI используют социальные предприятия и бизнес-компании, которые создают новые продукты и услуги и хотят лучше понимать ценности, с которыми они работают, и управлять своей эффективностью.

Джереми Николс

Джереми Николс

— Каковы слабые стороны методики и как ее можно совершенствовать?

— Есть один вопрос, достаточно теоретический, который связан с нормативной позицией SROI. Мы говорим о том, что боремся с неравенством, но не даем ему четкого определения. В этом направлении, очевидно, нужна некоторая теоретическая работа.

Вместе с тем, по поводу принципов SROI, которые используются уже по всему миру, еще никто не сказал нам «А вот этот принцип совершенно бессмысленный, мы не будем его использовать!» Нам нужно продолжать работу над руководством по SROI и приложениями к нему. К сожалению, мы делаем это немного медленнее, чем хотелось бы тем, кто использует принципы SROI в своей работе, но нам важно изложить материал доступно, чтобы его можно было действительно использовать на практике, поэтому работа требует больше времени.

— Сколько стоит SROI? Может ли НКО выполнить такой анализ самостоятельно?

— Вы можете использовать принципы SROI различными способами. Я знаю, например, что их использовали для своих работ по MBA магистранты, и это не стоило ничего. С другой стороны, я знаю организации, которые потратили сотни тысяч долларов на исследования, чтобы опубликовать в научных рецензируемых журналах. Диапазон использования действительно огромен, так что вам прежде всего нужно определиться с тем, почему вы решили делать SROI. И хорошо бы, чтобы вы делали это не для того, чтобы просто измерить воздействие, а чтобы решить, как вам работать, чтобы достигнуть максимальной эффективности. Тогда вы сможете решить, насколько точным и подробным должен быть анализ, чтобы ответить на ваш вопрос. А универсального ответа на вопрос о стоимости анализа SROI нет.

— Какие ресурсы необходимы для полного анализа SROI?

— Когда вы ищете примеры анализа SROI в интернете, чаще всего вам будут попадаться отчеты, которые подготовлены для фандрайзинга или отчетности перед инвесторами. Но это не единственная возможность использования SROI: например, вы можете использовать принципы, чтобы организовать управление результатами и ценностями в вашей повседневной деятельности и не публиковать никаких отчетов, и вам не потребуется для этого много ресурсов. Мне прекрасно понятно, откуда берется представление о SROI как очень ресурсоемкой методике, но в действительности это не всегда так.

Вам нужно думать о том, как управлять ценностью, а не о том, как написать отчет по SROI. Когда речь идет о SROI, мы спрашиваем «Создаем ли мы максимально возможную ценность с теми ресурсами, что у нас есть?», а не «Достаточно ли хорош наш отчет о SROI?»

— Каким вы видите будущее SROI и вашей организации?

— Сейчас мы стремимся к развитию международной сети, и надеемся, что число наших членов будет расти, а в дальнейшем возникнет глобальное движение, которое будет способствовать учету социальных ценностей. Кроме того, мы надеемся прийти к общим стандартам в определении глобальных принципов SROI, чтобы их можно было использовать повсеместно, как сегодня используются единые финансовые принципы бухгалтерского учета. Тогда мы могли бы начать постепенно разрабатывать единый стандарт учета социальных ценностей, и в итоге, инвестиционные решения во всем мире будут приниматься с учетом этих ценностей, а не только финансовых показателей.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий