Рэп из колонии: честный рассказ оступившихся подростков


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В воспитательной колонии для несовершеннолетних в Колпине, — пригороде Санкт-Петербурга, — стараются создавать условия, чтобы осужденные развивали свои лучшие качества. Первое из таких условий: хотя и строгое, но доброе к ним отношение администрации. И как следствие такого отношения – поощрение творческих проектов с участием воспитанников. В списке таких проектов есть и видеоклипы. В 2014 году клип «Щелкунчик» занял первое место на фестивале «Милосердие.doc». А недавно была опубликована новая работа – клип на рэп-композицию «Мы сами можем управлять своей судьбой», авторами текста которой стали четверо воспитанников. О создании клипа рассказывают начальник ФКУ Колпинская ВК УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области полковник внутренней службы Владимир Ивлев и режиссёр Елена Артюх.

Владимир Ивлев: Я знал, что некоторые парни что-то сочиняют. Предложил им написать текст для песни. Через несколько дней пришли четыре человека, выдали нечто, но ещё сыроватое. Говорю: «Ребята, всё бы хорошо, только почему-то мне вас не хочется слушать. Как вот по Станиславскому – не верю. Вы рассказываете не про себя. Не нужно пафоса, жестов, которые более подходят афроамериканским гангстерам. Какие вы гангстеры? Вы оступившиеся граждане – идите и напишите свои истории».

Раза три я их заворачивал. В итоге сделали текст, потом ещё припев вместе переписали. А так окончательный их вариант почти не редактировался, разве что некоторые слова, например, «следак» поменяли на «следователь», «мать» на «мама». И в итоге текст мне понравился, особенно та часть, которую написал Максим, очень активный паренёк, из него слова просто-таки льются. Получилось по-свойски, без подражания кому-то, легко — всё, как есть, как разговаривают люди. Будто пришёл мальчишка и говорит: «Послушай, пацан, всё бывает в первый раз…» и дальше про первую любовь и про первые кражи. Ведь многие воровали у родителей мелочь из карманов, но кто-то на этом остановился, а кто-то — нет.

Потом я нашёл в интернете какой-то бит, включил парням, чтобы они порепетировали. А чтобы сделать запись, позвонил моей хорошей знакомой Елене Артюх, сказал ей: «Лена! Давай сделаем что-то такое, чему потом будем радоваться!» Она приехала к нам со звукорежиссёром, который записал голоса ребят. В следующий раз Лена приехала с оператором, пару дней потратили на съёмки. Роль мамы исполнила актриса Валентина Девятова.

Елена Артюх: — Мне очень помог Евгений Левин. Как оператор-постановщик он взял всю работу на площадке на себя и оказался ближе к ребятам. Мальчики здорово старались. Клип снимали в конце ноября, но играть в футбол пришлось в лёгкой одежде. Трудно было подросткам при записи самой песни, они впервые услышали свои голоса в записи, да ещё с музыкой, непривычным ритмом…

Сложности были при поиске локации для съемок «мамы», да и вообще пришлось пофантазировать. Кстати, один из участников нашей работы остался за кадром, он рисовал нашу героиню. Это были самые поздние съёмки, когда мы уже отпустили наших артистов. Музыкальная тема найдена в одной из групп с бесплатными треками. Она очень понравилась ребятам. И хотя я предлагала им другие мелодии, в числе которых был трек моего знакомого, под другую музыку они просто отказывались работать. Тем более после изнурительной подготовки к записи они уже перестали верить, что клип вообще будет когда-то снят (улыбается — И. Л.). Они думали, что придёт дядя с объективом и сразу сделает из них крутых ребят. Я им напрямую рассказала, что всё делается иначе, если они хотят настоящего. Мне хотелось, чтобы ребята стали соавторами нашей работы, организаторами. И если сначала было трудно держать их внимание, в день записи голоса и они резко проснулись и заработали. Они мне поверили.

— У вас уже был опыт работы с людьми из групп риска?

Е. А.: — Для канала «100тв» я снимала проект «Покаяние» и множество сюжетов о жизни и судьбах осуждённых. Но я больше работала со взрослыми осуждёнными, с молодыми парнями общение происходит иначе. Ощущение, что общаешься с мужчиной 35-40 лет, но у него отсутствует база знаний по некоторым вопросом. Пожалуй, при общении с мальчишками мне больше пригодился опыт работы воспитателем в детском лагере. Опыт работы в телевизионных проектах мне был полезен для придумывания сюжета.

— Как восприняли готовую работу ребята, которые снялись в клипе?

В. И.: — Когда смонтировали, я показал пацанам, у них аж руки затряслись, так им понравилось. Предложил им сделать вторую часть, они говорят: «Владимир Иванович, да тексты есть уже!» Но у них всё больше про маму — понятно, почему. У кого что болит, тот про то и говорит. Не хватает им общения с родителями. А на новый клип пока ищем средства. Презентация совпала с нашим возвращением из Москвы. Мы в четвёртый раз стали призёрами всероссийского конкурса «Амнистия души». Мы побеждали в номинациях «кукольный театр», «хореография», «оригинальный жанр». А в этом году победили в номинации «мужской вокал» — наш парень Дима пел песню собственного сочинения.

— Где этот ролик будет демонстрироваться?

В. И.: — Мы, конечно, не владеем технологиями продвижения. Но роликом заинтересовались школы, возможно, заинтересуется Комитет по образованию Санкт-Петербурга. И плюс у меня много хороших знакомых среди тех же волонтёров. Например, организация «Санкт-Петербург — территория безопасности», которая проводит в школах разъяснительную работу с детьми, ведёт антинаркотическую пропаганду.

Есть фильм «К свету по колючей проволоке», он размещён на нашем сайте. Это реальные истории реальных ребят. Мы показываем этот фильм 14-летним пацанам и двечонкам школ Пушкинского района. И я приезжаю на эти показы, говорю о том, кто я, откуда я приехал, что у меня за работа. Рассказываю и о том, что такое преступление и как его не совершить — в 14 лет это уже пора знать. Рассказываю, как можно расти порядочным человеком, не теряя своего достоинства и в рамках правового поля. Мне самому эти поездки очень интересны. Может быть, кто-то вспомнит эти мои рассказы, когда у него останется один шаг до совершения преступления. А тех, кто уже совершил преступление и попал к нам в колонию, мы должны научить самоконтролю, дать им что-то такое, что поможет им не погубить себя. Ведь плохому они научились великолепно. Наша задача — научить их хорошему. А цель создания этого ролика — не просто себя потешить, дескать, мы такие артисты. Ролик — это обращение несовершеннолетнего оступившегося гражданина к таким же, как он, только находящимся на свободе. Вот сидят такие, «сушат мозги» в интернете, курят всякую дрянь, попивают пивко, прогуливают уроки, не слушают родителей — «клиенты» наши зреют.

— Сколько воспитанников принимает участие в творческих проектах?

В. И.: — Все. У нас есть и газета, и иконописная мастерская, и музыкальные занятия, и ещё много разного. Потому, что праздность — мать всех пороков.  Также ребята осваивают разные профессии, например, строительные. Важно поставить их в условия, где их криминальные таланты не нужны. Кстати, сейчас вместе с ребятами-театралами мы хотим сделать в колонии театральную студию на постоянной основе. Чтоб не просто приехали дяди и тёти, выступили, заключённые посмотрели, похлопали и снова отправились телевизор смотреть, а чтобы работа была совместная.

— Вы ведь готовите продолжение именно этого проекта — фильм?

Е. А.: — Это будет не столько фильм, сколько «клип с продолжением», с откровенным интервью, которое состоялось благодаря нашему оператору Жене. Вообще удивительно, вокруг нашей задумки собрались такие хорошие люди! Мы так сработались! И ребята — воспитанники колонии — очень воодушевились увидев, что с ними действительно работают!

2 Comments

Add yours
    • admin

      Географические названия славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно традиционно склонялись (http://www.gramota.ru/class/istiny/istiny_1_toponimy/). Тенденция к употреблению несклоняемого варианта сложилась лишь в последние десятилетия. Эта тенденция в свое время раздражала, например, Ахматову и Лидию Чуковскую.

      Сейчас разрешено использовать оба варианта, но если строго следовать литературным нормам языка, нужно все же склонять.

Добавить комментарий