Эксперты о корпоративном волонтерстве. Юлия Силенко


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Школа социального волонтерства и Добровольческое движение «Даниловцы» предлагают серию публикаций о корпоративном волонтерстве. Каждая статья – это мнение эксперта, представляющего или бизнес или благотворительное сообщество. Для нас важно, чтобы корпоративное волонтерство перестало быть диковинкой и чудачеством, а стало одной из публичных и обсуждаемых тем, а со временем и традиционной составляющей работы бизнес компаний и корпораций.

Справка

Юлия Силенко

Юлия Силенко в добровольческую деятельность пришла в 2007 году в одну из общественных организаций Москвы. Работала вожатой в детских оздоровительных лагерях, а со временем — координатором волонтерских групп и руководителем проектов. В 2013 году возглавила Дирекцию по проведению Года волонтера в Москве. Сегодня — заместитель директора Ресурсного центра «Мосволонтер».

Корпоративное волонтерство

Корпоративное волонтерство – это участие сотрудников компании в волонтерской деятельности при поддержке и участии самой компании. Если сотрудники просто собрались в инициативную группу и пошли кому-то помогать, но при этом компания не разделяет их интересы, не проявляет лояльности, не хочет об этом знать — это волонтерство, но не корпоративное.

В идеальном представлении корпоративное волонтерство развивается при всесторонней поддержке компании, которая может помогать ресурсами или административными (управленческими) решениями. Где-то это выражается в том, что сотрудник может прийти на два часа позже, то есть, волонтерство может занять часть его рабочего времени. Где-то это может быть методическая или содержательная поддержка, вписанная в программу, когда осуществляются обучающие тренинги и семинары. Если у сотрудников это вызывает интерес, то компания идет навстречу и вместо очередного тимбилдинга или мастер-класса по тайм-менеджменту помогает организовать волонтёрскою работу.

На моей практике координируют корпоративное волонтерство в компаниях чаще всего HR-менеджеры и PR служба. Иногда эти функции с разрешения руководства берет на себя инициативный человек. Редко где есть отдел (сотрудник), функции которого заключаются в развитии именно корпоративного волонтерства. Хорошо, когда этим занимаются конкретные отделы, службы. Тогда это прописывается как конкретная задача. Работа выстраивается  системно. Предусматриваются результаты и конкретные шаги к действию.

Когда компания расценивает КВ как задачу, мы можем говорить о качестве и системности. Когда это зиждется на инициативе одного-двух людей, тогда это слабая история. Но и это важно, поскольку может представлять из себя корпоративное волонтерство в зарождающейся стадии. И если такую инициативу правильно развивать, она может стать частью корпоративной культуры компании.

Подход к развитию корпоративного волонтерства должен быть системным, должен быть спланирован как долгосрочная программа. Могут быть подготовительные и основные этапы, разные формы участия и т.д. Корпоративное волонтерство эффективнее, когда оно пронизывает разные сферы существования компании. Когда развитие КВ не системно – это скорее разрушает, чем созидает. Выезды два раза в год не принесут желаемых результатов ни компании, ни тем, кому хотят помочь. Если вспоминать про КВ от случая к случаю, не получится сделать это частью корпоративной культуры. Сотрудники не смогут почувствовать «силу волонтерства». Если компания, например, ставит себе цель улучшить имидж или наладить пиар, то это крайне затруднительно. Какой пиар от нескольких акций в год? Нерегулярность не дает развития. Это делается, скорее, для того, чтобы потешить себя.

Зачем компании кого-то поддерживать?

Я знаю, что КВ интересно компаниям по нескольким причинам. Во-первых, это показывает некоторую социальную ориентированность и формирует своего рода положительную имиджевую составляющую: «Наши сотрудники не просто зарабатывают деньги, но они еще и за добрые дела!». Во-вторых, такой вид деятельности позволяет увидеть сотрудников с личной (человеческой) стороны. Помогает выявить какие-то особенные качества, лидерские составляющие, отношение и реакцию на ситуации. У управленцев и сотрудников HR есть возможность увидеть свой коллектив с иной стороны. Появляется возможность, зная как сотрудники ведут себя не на рабочем месте, адаптировать это под их профессиональные обязанности. Ну и в третьих, КВ может стать частью корпоративной культуры компании, может объединить сотрудников вокруг одних ценностей. Это важно, если компания хочет долгосрочно и стабильно развиваться.

Дополнительная практическая польза для компании — это командное формирование, неформальное общение, создание общих интересов – всё то, что идет на пользу коллективу, оздоровлению его состояния.

Направления корпоративного волонтерства

При должном подходе и организации можно сделать все, что угодно. Самое очевидное — социальные блок. Он кажется самым понятным и простым: «Помоги тому, кто нуждается».

Это чувствуется особенно в преддверии праздников (Новый год, День защиты детей, День Победы). В такие периоды компании особенно хотят помогать детям в больницах и детских домах, одиноким ветеранам и прочим нуждающимся категориям граждан. Накануне праздника люди хотят приходить, дарить, играть, петь.

К нам в «Мосволонтер» постоянно обращаются с просьбой: «Помогите нам организовать». К Новому году количество таких запросов возрастает раз в десять по сравнению с другими месяцами. И мы понимаем, что если представители компании в декабре или январе поедут и что-то сделают, то нет никакой уверенности, что они поедут и в марте. Эти «порывы к добрым делам» происходят часто из эмоционального состояния, того, что сейчас называют «почистить карму». В марте же они превращается в нехватку времени, в «квартальную отчетность», «давайте подождем» и т.д.

Поэтому когда мы помогаем той или иной компании организовать «добрые дела», всегда проговариваем их дальнейшие намерения и возможность дальнейшего участия, объясняя, почему это важно.

Очень популярны «субботники». Например, почистить какую-нибудь реку, посадить деревья в вырубленной роще, облагородить заброшенный парк. Это простые и понятные людям варианты давно уже стали традиционными и растиражированными. Они известны даже офисному сотруднику, который никогда не изучал волонтерство детально.

Другие направления волонтерства мало популярны. Никто, к сожалению, не хочет организовать арт-волонтеров. А ведь можно договориться с музеем и провести бесплатную экскурсию, например. Сейчас это кажется слишком сложной схемой, об этом не думают, но мы в «Мосволонтере» рассказываем и знакомим с разными вариантами волонтерской деятельности.

О некоторых проблемах

Представления бизнес-компаний не всегда совпадают с запросами в социальной сфере и не всегда совпадают с возможностями некоммерческих организаций, которые могут выступить операторами волонтерской деятельности. У организаторов КВ нет целостного представления, что такое волонтерство, какие  есть конкретные направления, формы участия, трудности, риски. Мало кто понимает, как выстраивается вся механика. Очень много в волонтерстве «слепых» зон и непонятных для посторонних людей процессов.

Я по опыту знаю, что бизнес-компании, интересуясь темой КВ, не всегда понимают, во что это выливается. Вот, к примеру, нам говорят: «Мы хотим сделать доброе дело. Предложите что-то на выбор. Лучше что-нибудь для детей (с детьми) провести». Мы предлагаем детский центр-приют для детей-инвалидов в недалеком Подмосковье, где по периметру здания выстроен бетонный забор. Со стороны приюта есть запрос: раскрасить, разрисовать забор в том месте, где устроена детская площадка: радуга, цветочки… Чтобы дети, когда выходили на прогулку, не чувствовали себя в каком-то загоне. По-моему, очень понятный, простой запрос. Купил краску, нашел трафареты, привлек художника, который проконсультирует. Компания в ответ на это предложение говорит: «Лучше, мы где-нибудь цветочки будем сажать. Наши сотрудники не готовы морально и эмоционально к встрече с такими детьми – сразу станет жалко. Мы придем, а потом уйдем, а дети там останутся».  То есть, получается, есть общее желание, но как только оно становится конкретной задачей, это вызывает страх и неготовность воплотить это желание в жизнь.

Организаторы корпоративного волонтерства должны знать об этой внутренней проблеме. Хороший понятный проект в итоге может получиться нереализуемым, потому что люди не готовы. И это при том, что с нашей стороны может быть оказана консультация, поддержка, обучение и т.д.

Нужно расширять горизонт. Волонтерство действительно бывает очень разным: культурное, спортивное, социальное, экологическое. И надо понимать, что КВ будет таким, каким компания его сделает.

Что можно предложить?

На самом деле, очень хороши несложные истории. Тот же пример — разрисовать стены. Конкретная задача, достаточно проста в исполнении, с конкретным результатом, который можно увидеть и пощупать. И такие проекты можно взять из любого направления. И в каждом из многих направлений я рекомендую: начинайте с простого. Постепенно. Не нужно сразу спасать мир с полным погружением. Опыт показывает, что люди часто к этому не готовы и боятся.

Например, есть фонды, помогающие старикам. Периодически проходят акции по сбору благотворительной помощи — вещей и продуктов, необходимых в домах престарелых. Есть склад, есть куча вещей. Их нужно сортировать, разбирать, упаковывать, подписывать открытки и т.д. Мне кажется, это хорошая история для корпоративного волонтерства. Потому что сотрудники могут приехать в конкретное место. Это не привязано жестко ко времени, и все могут в этом поучаствовать. Но не стоит начинать сразу с поездок к бабушкам и дедушкам, если чувствуете, что вы или ваши сотрудники не до конца готовы к этому.

В области культуры это может быть помощь в музеях, учреждениях, где, если есть знание языка, можно переводить или проводить мини экскурсии. Сейчас в Москве очень много интерактивных зон в музеях для детей. Например, в Дарвиновском музее (он считается детским) поставили новую мультимедийную технику в интерактивной зоне, там сотрудникам нужна помощь. Каждые выходные туда выходят волонтеры. Дети приходят, все трогают, спрашивают. Каждые выходные в течение года волонтёры помогают посетителям чувствовать себя в музее комфортно. Ты можешь пойти и побыть волонтером в Дарвиновском музее. Помочь детям сориентироваться, вместе с детьми все потрогать, потыкать, понажимать на эти интерактивные доски и рассказать им интересные истории про динозавров.

Если говорить про нас, то на городском уровне есть вполне понятный план мероприятий, где волонтеры очень нужны. Это крупные городские события, которые происходят в Москве не первый год и волонтеры «Мосволонтер» всякий раз помогают в их проведении. Самые известные: патриотическая акция «Бессмертный полк», акция «Ночь в музее» и иные яркие мероприятия, которые проходят несколько раз в году. Разные компании могли бы при некоторой подготовке тоже участвовать, принося пользу людям. Чаще всего такие события — это событийное волонтерство (event). Программа «городские волонтеры» — это как раз про то, как помогать городу в разных направлениях: от крупных городских событий до ежедневных локальных мероприятий.

Еще есть много спортивных событий. В этом направлении нужны и встречи гостей в аэропорту, которых нужно довести до машины, работа в качестве переводчика и помощь на площадке. Может потребоваться и помощь судьям: заполнять бланки, помогать командам. Спортивные события — это своя специфика.

Для корпоративного волонтерства каждое из этих направлений может стать началом. Тут хорошо исходить из предложений и задумок сотрудников самой компании. И мы как ресурсный центр можем пойти на встречу и вместе доработать их желание. Предположим, есть задумка заниматься с детьми-сиротами спортом. Есть достаточное количество сотрудников, и они хотят провести какие-то соревнования. Мы поможем найти тренера. Если нужно, поможем найти инвентарь или договориться с сиротскими учреждениями.

Если руководитель корпоративного волонтерства в компанииили на предприятии задумает организовать что-то полезное в области спорта, культуры, в социальной области — он может связаться с «Мосволонтером». Мы готовы провести необходимое обучение. Мы готовы профильно связать с теми, кто в городе отвечает за те или иные направления.

Если есть конкретная инициатива на конкретных предприятиях, то мы готовы эту инициативу рассматривать. И если поймем, что она состыковывается с вашим опытом и нашими возможностями – готовы провести обучение, предоставить информацию. Если мы говорим о том, чтобы компания смогла вписаться в план городских мероприятий, то это тоже возможно. Поэтому если представители корпоративного волонтерства придут, мы предложим то, что у нас уже есть. В случае, если у нас этого нет в плане (например, мы не делаем программу к чемпионату по фигурному катанию, а нам говорят, что хотят именно фигурное катание), то мы в своей базе, через партнеров, знакомых постараемся узнать, кто их делает, и нужна ли помощь. Можем и связать с организаторами напрямую.

Если бы я отвечала за КВ

Во-первых, ответственному лицу или инициативной группе следует «продать» свою идею руководству. Если руководство активно поддержит — это может стать основой. В параллельно нужно начать формировать группу единомышленников. То есть, идею имеет смысл «продавать», когда она уже как-то опредмечена в людях. Если я приду к начальству просто так, без одного-двух единомышленников, то в ответ мне могут сказать: «Это твоя идея». Но абсолютно точно идею корпоративного волонтерства стоит проговорить с руководителями. Это позволить понять, на какие ресурсы и какое отношение можно рассчитывать при дальнейшей проработке вопроса.  Вашу идею могут активно поддержать, а могут отнестись безразлично. Но и это важно, потому что позиция «не мешать» тоже очень важна в этом деле. Можно не помогать, но хотя бы не мешать.

Следующий шаг – сформировать общее видение, ответить на вопросы «Кому помогать? Что доброе сделать? Кто может стать партнером?» и т.д. И лучше искать ответы и формулировать их с помощью тех самых единомышленников и сотрудников, которые будут задействованы в исполнении придуманного. Формат может быть разный: мозговой штурм, обсуждение в свободной форме, предложение провести презентацию для всех сотрудников и попросить записаться, остаться тех, кому интересно. Надо обязательно публично обсудить эту идею. Дать возможность почувствовать себя причастным.

Старайтесь учитывать, чем сотрудники занимаются, понимать профиль компании. Если компания техническая, то, вероятно, люди там не работают в сфере «человек-человек». Им это сложно дается. То есть, радикальное, резкое переключение области деятельности может быть воспринято негативно. Не стоит без подготовки и согласия вывозить к детям тех, кто никогда не работал с детьми.

Надо всегда помнить, что это волонтерство идет дополнительно к работе сотрудников, поэтому оно не должно перегружать. В этом состоит один из главных вопросов: как замотивировать людей, как почувствовать эту грань. Ты не заставишь их, если они не хотят сидеть после шести, если у них есть семьи, дети. Поэтому важно вместе с людьми проговаривать, планировать, чтобы они чувствовали причастность и ответственность за то, что они вместе придумали и что им предстоит сделать. Нужно подключать к этому руководство: вводить льготы или мотивационную программу, стимулирующую дополнительно. И речь не о мотивации с помощью материального вознаграждения, а о признании и поощрении.

Следующий важный шаг — планирование. Оно тоже должно быть коллективное, должно учитывать мнения единомышленников и задействованных людей. Но самое важное планирование – это конкретные шаги к достижению цели. Должен быть последовательный и системный план.

Итог

Первое, что нужно сделать, — проговорить идею развития корпоративного волонтерства с руководством, «продать» эту идею. Второе — провести предварительную работу, формируя команды единомышленников. Третье — сформировать общее видение и цель. Потом нужно продумать конкретный план с конкретными предложениями.  Ну и обязательно приступать к реализации. Ничто не позволяет лучше понять и прочувствовать общее дело, чем само выполнение этого дела.

Безусловно, есть руководитель (лидер КВ), но и остальных участников нужно привлекать к процессу, формируя свой актив. Вместе с ними вы будете «наращивать мясо» и корректировать план действий. Задача руководителя КВ — «дожать» историю, чтобы этот план был целостный, системный, чтобы он учитывал мнения, интересы и возможности людей. Чтобы добрые дела не ограничились 23 февраля, 8 марта и Новым годом. Иначе будет реакция: «Опять руководство что-то новое придумало, опять что-то внедрять будут, ну ладно, потерпим, переждем — наиграются и отстанут».

О мотивации

Для мотивации сотрудников компаний (предприятий) в большинстве подходят те же способы, что и для обычных волонтеров. Показать и объяснить, что волонтерство — это личностное саморазвитие, приобретение «мягких» навыков в области общения с людьми, ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций и т.д.

Волонтерство — это удовлетворение социальной потребности «сделать мир лучше», возможность помочь другому – а значит, помочь себе. Философско-ценностные вещи, правда, бывают очень важны для людей, особенно среднего и старшего возраста.

Волонтерство — это всегда общение и новые знакомства, расширение своего круга контактов. Потом это может вылиться в приятельские отношения, дружбу и привязанности. Когда коллектив уже знаком профессионально, людям интересно общаться и на другие темы. Они говорят, что даже не знали, что у них в соседнем отделе работают такие люди. Формируется некая общность людей по интересам, которым приятно вместе делать еще и какие-то добрые дела. Но к этим человеческим вещам (осознанным и понятным) добавятся еще бонусы от компании, которые могут выражаться в каких-то поездках, обучении, стажировках, командировках.

Доброе слово от лица руководителя компании приятно каждому сотруднику. Это может быть благодарность, грамота или даже денежная премия по итогам года, один дополнительный выходной, упоминание на доске почета «наши лучшие сотрудники», то есть, какое-то общественное признание, которое происходит не только внутри небольшого коллектива, но и компании в целом. И это общественное признание, и признание руководящего состава может выражаться как в нематериальных составляющих, так и в материальных. Но не должно быть оплаты волонтерского труда. Волонтеры не получают денег за свой труд.

О руководителе КВ

Я думаю, что позиция ответственного за КВ мало совместима с другими рабочими позициями. Нельзя заниматься с полным погружением КВ в оставшееся от официального рабочего графика время. Управленческие должности, если мы хотим спрашивать за результат, должны быть изначально прошиты в основу направления.

Корпоративное волонтерство —  это такой мини волонтерский центр. Группа людей, собранная с помощью единой идеи. У человека, который управляет этим, могут быть помощники на добровольных началах, может быть свой актив. Он может придумать себе какую угодно систему координации и выстраивания работы. Но тот, кто отвечает за результат, должен четко понимать, что это его работа. Это должно быть записано в его должностных обязанностях. Если есть ставка, на которой человек работает с прописанными обязанностями ответственного за корпоративное волонтерство, и этот сотрудник рассматривает это как свою работу и функционал, за который спросят, то там и результат будет ощутимый. Потому что он в это вкладывается, понимая всю ответственность.

Еще КВ часто очень зависит от личного участия того, кто за это отвечает. Личная вовлеченность, личный пример, харизма руководителя КВ, его личностные особенности, управленческие и организационные навыки – все это влияет на участие остальных сотрудников. Мне это кажется важным.

Руководитель КВ (ответственный за КВ) должен сам быть включен в то, что он делает. Его задача — не просто придумать проект и потом бессознательно принять в нем участие и повеселиться, а осознанно к этому подойти. Проанализировать, сделать выводы, перевести результаты в какие-то цифры, планы, стратегию развития. Он ведь не просто получает удовольствие от процесса, а он как управленец к этому подходит.

Все не банально

Со стороны предложенная схема — вполне классическая: возьми людей, объедини их идеей,  придумай с ними план и выполни его.  Для кого-то это звучит банально. Но мы на опыте знаем, что в волонтерстве это все очень непростые задачи. Будьте уверены, все пойдет не так как вы планировали! Почему? Потому что волонтерство — это всегда свободный выбор каждого. Потому что волонтёрство – это прежде всего люди. А с людьми работать сложнее всего.

Да, схема выглядит очень просто, но нельзя просто собрать людей и сказать: «Завтра едем красить забор!» — и все сразу сказали «Как круто» и пошли красить. Скорее всего, будет много вопросов. И на них нужно ответить, все объяснить. На предложение красить забор могут предложить покрасить еще и стену, пообсуждают, что красить – забор или стену, в какой цвет и т.д. Это должно быть такое коллективное творчество, которое все примут и подпишутся: да, мы действительно за него проголосовали.  Каждый должен почувствовать свою причастность к общему делу. Поверьте мне, директивный порядок здесь не работает.

Мы работаем с людьми, и у каждого свои личные особенности, своя мотивация, свое видение, как это должно быть. Поэтому работать с людьми — это самое сложное. В любой момент может сработать «человеческий фактор»! Отказ, чрезмерная инициатива, игнорирование, неадекватное поведение или выгорание и апатия. Может случиться все что угодно. Мы может два-три года вместе работать и каждый раз узнавать что-то новое о человеке. В этом сложность. Человека нельзя запрограммировать, как производственный процесс, вбить все формулы и получить результат. Но это и хорошо, это позволяет все время двигаться вперед, развиваться, придумывать новое, чувствовать, что делаешь важные вещи.

Я не считаю, что корпоративное волонтерство – это, когда руководитель сказал, чтобы завтра всем выйти, а потом отчитаться об этой акции, сказать «Мы – молодцы». Это не про волонтерство. Гораздо ценнее, когда ты видишь добровольное участие и инициативу сотрудников, их личный вклад в развитие общества.

Текст Юрия Белановского

Добровольческое движение «Даниловцы» – это общественная организация, которая с 2008 года непрерывно организует долгосрочную и регулярную работу волонтерских групп в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключенными. «Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.

Стать волонтером и помочь волонтёрскому движению может каждый, имеющий хотя бы искорку желания делать добро.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий