«Наша цель – рассказать обществу о глухих интересно и разрушить множество стереотипов»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На платформе Boomstarter стартовала краудфандинговая кампания для социального кросс-медиа проекта в поддержку глухих людей «Услышь меня». Начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации Всероссийского общества глухих Максим Ларионов рассказал корреспонденту «Филантропа» о главных целях и задачах проекта, о том, как бороться со стереотипами, и о том, что нужно изменить на законодательном уровне, чтобы люди с нарушениями слуха могли комфортнее чувствовать себя в обществе. 

Максим Ларионов

Максим Ларионов

— О чем проект «Услышь меня»? Какие он преследует цели? 

— Проект «Услышь меня» — это большая социальная кросс-медиа платформа, основой которой является полнометражный документальный фильм о глухих людях. На первый взгляд кажется, что об этой категории людей уже  многое написано, снято и показано, но сами глухие всегда чувствовали, что между обществом и их миром существует определенный барьер. Именно поэтому Всероссийское общество глухих поддержало этот проект.

Дефектолог Федор Рау (26.3.1868 – 30.5.1957)

Дефектолог Федор Рау (26.3.1868 – 30.5.1957)

В этом проекте очень много символизма. Во-первых, в этом году мы отмечаем 90-летие Всероссийского общества глухих. Во-вторых, главным продюсером проекта является Никита Тихонов-Рау, потомок династии Рау, которая 120 лет назад впервые открыла в России детский сад для глухих. Они родоначальники сурдопедагогики – науки по обучению глухих детей и одни из основателей общества глухих – того общества, которое сейчас защищает интересы инвалидов по слуху в России.

Цель этого проекта – рассказать обществу о глухих интересно, разрушить множество стереотипов. Мы не можем никого обвинять в том, что люди не владеют информацией, но понимаем, что именно ее недостаток создает очень много барьеров. Мы хотим рассказать в фильме о спортивных достижениях глухих, хотим показать на что они способны в своей профессиональной деятельности. Этот фильм должен дать ясную картину мира глухих, показанную ими самими при помощи профессионалов – Лаборатории социального кино «3 Сектор».

— Вы сказали, что фильм стремится разрушить стереотипы… А с какими предубеждениями часто приходится сталкиваться людям с нарушениями слуха?  

— Первый стереотип — многие воспринимают жесты как что-то убогое и несамостоятельное, но не все знают о том, что жестовый язык – это самостоятельная полноценная лингвистическая система. Это было доказано совсем недавно: только в 2012 году были приняты поправки в закон о том, что русский жестовый язык признается самостоятельным языком. Несмотря на то что у него нет письменности, он имеет свою грамматику, фонетику, его изучают лингвисты. На самом деле, это именно та коммуникационная система, в который людям с нарушением слуха комфортно находиться. И этот комфорт не просто внутренний, он еще и культурный – миросозидательный. И если глухой ребенок с самого маленького возраста имеет доступ к этой коммуникационной системе, он развивается даже быстрее, чем его сверстники.

Второй стереотип – глухие многого не могут. Водить машину? Работать у станка? Работать с электропроводкой? Нет, ни в коем случае. Такие стереотипы есть, и они перерастают в нормативные акты, которые ограничивают доступ к определенным профессиям. Позиция государства, что люди с нарушениями слуха могут заниматься только самыми простыми работами — тоже серьезный стереотип, и мы хотим его разрушить.

Также очень часто про глухих говорят «глухонемые», но это некорректно. Можно сказать «глухой», «инвалид по слуху», «человек с нарушениями слуха». Ведь даже если человек не говорит голосом, его нельзя называть глухонемым, потому что у него есть жестовый язык. Конечно, русский язык – это наш государственный язык, и любой гражданин обязан быть грамотным, но мы стремимся к билингвизму и уверены, что этот подход даст хороший результат.

— Что изменилось и что еще требуется изменить на законодательном уровне для того, чтобы жизнь инвалидов по слуху стала более комфортной? 

— Благодаря тому, что Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, произошли серьезные изменения на уровне федерального законодательства. В частности, как я уже говорил, был закреплен статус жестового языка. Также было принято очень много изменений в федеральные законы в части доступности инфраструктуры и транспорта – это и наличие информационного табло, индукционной петли, наличие бегущей строки в электричках. Помимо этого в сфере образования был принят федеральный закон об обеспечении государством услуг по переводу жестового языка  при получении профессионального образования. Но работа еще только начинается, поскольку во многих случаях механизм реализации законов отсутствует.

Например, есть закон, который гарантирует предоставление переводческих услуг при получении образования. Однако механизма на сегодняшний день нет: не разъяснено, в штате ли должен работать переводчик, каким образом он получает зарплату, сколько часов он должен работать. Также отсутствует механизм изучения жестового языка в учебных заведениях, только в этом году планируется начать выделение средств на разработку методических пособий по обучению переводчиков жестового языка на базе высшего образования.

Также мы считаем, что необходимо законодательно вводить использование жестового языка при получении школьного образования, в том числе на нормативно-правовом уровне.

Помимо этого необходимо снять все ограничения, связанные с трудоустройством инвалидов по слуху. В целом, основные сложности сейчас содержатся не на уровне федерального законодательства, а на уровне подзаконных нормативных актов, чтобы нормы, которые гарантирует нам Конституция, стало возможным применить на практике.

— А лично вам приходилось сталкиваться с недопониманием со стороны общества?

— В 2011 году вышел приказ Минздрава, который ограничил для слабослышаших людей доступ ко многих профессиям. В том числе, в нем говорилось, что при небольшом снижение слуха нельзя работать в условиях шума, у крутящихся механизмов и не разрешается водить машину. Но вождение автомобиля было официально разрешено после эксперимента, проведенного в СССР в 1975 году, когда специалисты наблюдали за группой глухих в течении пяти лет. Так вот, после приказа 2011 года глухим начали отказывать в выдаче медицинских справок, на основании которых они получают права. Специалисты Всероссийского общества глухих сразу начали работу с министерством здравоохранения по снятию ограничений, и на одной из встреч, когда я рассказывал о том, что глухие уже давно водят автомобили, показывал документы, журналы и говорил, что сам имею права и стаж вождения более 20 лет, один из чиновников заявил, что побоялся бы сесть ко мне в машину. Я сразу себя почувствовал человеком совсем другого сорта.  Конечно, этот чиновник не виноват в своем незнании – это наша вина в том, что не запустили проект «Услышь меня» раньше. Поэтому наша цель не просто рассказать, но и донести информацию до каждого. Для этого у нас будет не только фильм, но целая медиа-компания, которая рассчитана, как минимум на несколько лет. Чтобы в каждом регионе отделение Всероссийского общества глухих договаривалось о кинопоказах, чтобы шли интервью с героями на местных уровнях, чтобы студенты – будущие чиновники и министры – смотрели и понимали нас и смогли использовать эти знания в своей дальнейшей работе.

Глухие – это маленький народ, со своим языком, со своей культурой, со своим театром и со своим миром. Этот мир открытый для тех, кто дружелюбен.

1 comment

Add yours
  1. Ольга

    Здравствуйте! Мы сняли фильм с участием глухих ребят 16-18 лет. Сложная , но интересная работа была. Предлагаем наш фильм в Ваш проект. https://www.youtube.com/watch?v=-mdHW7nUhlA
    В этом году будем снимать еще один с участием глухих и слышащих актеров о проблемах взаимодействия, интеграции…

Добавить комментарий