На ощупь и на слух. Книги и другие пособия в специальных форматах для слепых и слабовидящих


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Как человек, лишённый зрения, может читать? Общеизвестны выпуклый шрифт Брайля, компьютерные программы, переводящие текст в звук и, конечно, аудиокниги. Но оказывается, что это далеко не всё. Недавно Санкт-Петербургская библиотека для слепых и слабовидящих провела презентацию «Детская книга в специальном формате», на которой журналистам были представлены издания, сделанные по технологиям, про которые не знает широкая зрячая публика. По этим книгам и пособиям и дети, и взрослые с нарушениями зрения могут знакомиться не только с текстами, но и с различными объектами, в том числе с произведениями живописи. О проекте рассказывает сотрудник отдела развития СПбГБУК «Государственная библиотека для слепых и слабовидящих» Дарья Бочарова:

— Тактильные книги – это книги, специально разработанные и сшитые художниками из тканей с использованием и других материалов (например, папье-маше). Для незрячих малышей это эквивалент книжки с картинками. Предназначены они для возраста от 0 до 10 — 12 лет. В нашей библиотеке около 150 таких книг на разные темы. Количество не очень большое потому, что эти книги дорогостоящие и на изготовление каждой книги уходит достаточно много времени – полтора-два месяца. Эскизы этих книг художники обсуждают с нашими специалистами, знающими особенности восприятия людей с нарушениями зрения. Обязательно учитываются материалы, из которых делается книга. Если речь заходит о новом материале, мы тестируем его, предлагая нашим незрячим сотрудникам и пользователям. Материалы должны быть приятными, не должны вызывать раздражения, ни одна деталь книги не должна быть такой, чтобы ребёнок мог уколоться или как-то ещё травмироваться при соприкосновении с ней. Ещё одно обязательное требование по безопасности – отсутствие в книге токсичных материалов, например, клея ПВА: ведь наши дети могут эти книги не только потрогать, но и понюхать и попробовать на вкус. Незрячий ребёнок пытается задействовать максимум своих сохранных анализаторов. И, конечно, важно, чтобы все объекты в книге были достаточно прочными.

тактильные книги

Тактильная книга. Фото: taday.ru

Тактильные книги у нас разные: есть сказки для совсем малышей, есть книги образовательного характера, которые знакомят ребят с окружающим миром, есть даже книги, посвящённые музеям. Уже несколько лет мы сотрудничаем с музеями – занимаемся адаптацией музейных программ. И в рамках каждого проекта делаем такую книгу, которая готовит ребёнка к походу в музей – например, музей Суворова или музей блокады Ленинграда. Ведь обычный ребёнок, приходя в музей, окидывает всё взглядом и быстро понимает обстановку, а незрячему ребёнку нужно больше времени. Конечно, можно провести часа три в музее, но лучше, чтобы с незрячим ребёнком была проведена предварительная работа.

Книги, которые издаются в технике рельефной графики, предназначены для ребят более старшего возраста. Рельефно-графические картинки достаточно условные, чёрно-белые. И эти книги – уже не ручная работа. Для их изготовления используется специальная прорезиненная, состоящая из микрокапсул бумага, на которой рисуется специальное упрощённое изображение, потом с помощью специального прибора изображение нагревается – капсулы, на которые нанесён чёрный цвет, нагреваются сильнее, лопаются, и получается рельефное изображение. Такая технология позволяет сделать большое количество иллюстраций и большое количество экземпляров, так можно передать в том числе какие-то большие схематичные изображения.

Ещё один формат – книги, созданные по технологии прототипирования. Прототипирование позволяет сделать тактильные и цветные иллюстрации, доступные и для зрячих, и для слепых и слабовидящих людей – так они могут знакомиться в том числе и с живописью. Это технология послойного нанесения трёхмерного изображения. Сначала художники и дизайнеры разрабатывают картинку – раскладывают её послойно и решают, какой будет уровень поднятия рельефа. Уровень поднятия рельефа зависит от характера изначального изображения, от того, на каком плане изображена та или иная фигура, от сочетания изображённых объектов. Потом картинка печатается на трёхмерном принтере послойно, сразу в цветном варианте. Цвет очень важен для людей с остаточным зрением. Так что и в книгах, созданных при помощи прототипирования, и в тактильных матерчатых книгах всегда есть цвет.

Кроме книг мы ещё делаем трёхмерные модели архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. К нам приходят детки, с которыми мы проводим занятия, посвящённые нашему городу. Модели напечатаны на 3D-принтере. Они легко узнаваемы для всех людей, но адаптированы специально для слепых. Если присмотреться, можно заметить, что пропорции несколько изменены – например, в модели Смольного собора нарочито увеличены башни, уменьшено количество окон. Дело в том, что при тактильном знакомстве с объектом, что в книге, что знакомясь с макетом, минимальный размер одного элемента должен быть не меньше 5 мм потому, что он должен легко прощупываться и опознаваться. А для более мелких деталей нужны уже другие пособия, например, та же рельефная графика.

— Дети приходят заниматься к вам в библиотеку. А в самих специальных образовательных учреждениях есть такие пособия?

— Если говорить о специальных детских садах, то в них очень мало подобных изданий. В этой ситуации мы с ними выходим из положения так: у нас есть отдел нестационарного обслуживания и мы им привозим на время книги, которые они заказывают – как для занятий, так и просто для чтения. В школах есть библиотеки, но там в основном учебная литература, и какие-то другие издания мы так же им привозим.

— Некоторые издания включают в себя разные носители информации. Например, к тактильной книге прилагается текст, напечатанный шрифтом Брайля и аудиозапись. Полезна ли в данной ситуации аудиозапись? Не расслабится ли читатель, предпочтя этот более простой способ получения информации?

— Аудиозапись, конечно, полезна. Вообще у нас в библиотеке аудиокниги очень популярны , ведь шрифт Брайля читают далеко не все незрячие люди. Если это дети, которые родились слепыми или потеряли зрение в раннем возрасте, то их в школе обучили шрифту Брайля. Если ребёнок потерял зрение в 10, в 15 лет, он может этому и не научиться. И тогда аудио книги становятся решением проблемы. А в тактильных книгах мы сочетаем разные варианты потому, что у деток могут быть как зрячие, так и незрячие родители, как родители умеющие читать шрифт Брайля, так и не умеющие. А мы помогаем им организовать совместное чтение. Так что аудиозапись только дополняет тактильный вариант, это ещё один способ знакомства с материалом.

— Как появились в библиотеке для слепых и слабовидящих представленные вами сегодня форматы?

— Детские тактильные книги мы стали производить в конце 90-х годов. Мы позаимствовали эту технологию у наших скандинавских коллег – наши сотрудники ездили к ним на специальные курсы, где обучались делать такие книги. У нас сначала книги создавали сотрудники библиотеки, потом мы стали привлекать наших друзей художников, которые тоже освоили эту технологию. Существует и специальная методическая рекомендация по изготовлению тактильных книг.

Рельефная графика – это тоже западная технология. И бумагу мы покупаем голландскую или норвежскую, в России её не производят. Здесь у нас тоже есть стандарт – голландский. В нём указаны толщина линий, размеры объектов, рекомендованные для изготовления рельефно-графических иллюстраций.

Что касается прототипирования, то, вероятно, мы первооткрыватели в применении этой технологии для изготовления таких книг. Честно говоря, я не знаю примеров производства таких книг за рубежом. Само по себе прототипирование используется в архитектуре, в 3D-моделировании, но мы перенесли её в производство пособий для слепых и слабовидящих. Первую книгу по этой технологии мы сделали в 2014 году.

— Представленные вами пособия предназначены в первую очередь для детей и подростков. А много ли людей, потерявших зрение в более зрелом возрасте, пользуются услугами вашей библиотеки?

— Да, конечно, много. Люди, которые теряют зрение с возрастом, очень редко осваивают шрифт Брайля, поэтому в основном они интересуются аудиокнигами. У нас есть аудиозаписи на специальных флэш-картах. В настоящее время в качестве средства реабилитации незрячим людям выдаётся тифлофлэшплеер. Ещё взрослыми людьми востребованы рельефно-графические пособия и пособия, сделанные по технологии прототипирования. Эти форматы расширяют возможности незрячих людей. Правда, взрослые не всегда умеют с ними работать. Детям проще – они обучаются с раннего возраста по этим пособиям. Но появились эти форматы в 90-е годы, и если человек обучался раньше, он может здесь испытывать некоторые трудности. В таких случаях на помощь приходят наши сотрудники.

1 comment

Add yours

Добавить комментарий