«Мемориал» поддержит волонтерские инициативы


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии
Фото: Д. Абрамов / Ведомости

Фото: Д. Абрамов / Ведомости

Правозащитный центр «Мемориал» запустил проект Human Rights Incubator или, как называет его сам «Мемориал», инструмент поддержки и развития низовых инициатив в области гражданских прав. Миссия Human Rights Incubator — способствовать становлению проектов, находящихся в самом начале своего пути, то есть помочь недавно зародившимся (и воплотившимся) идеям стать долгосрочными и профессиональными.

Участники Инкубатора получают доступ к целому ряду ресурсов: инфраструктурному, информационному, юридическому. На протяжении всего срока реализации проекта победители смогут консультироваться с экспертами, юристами, опытными проектными менеджерами. Они примут участие в обучающих программах Инкубатора – семинарах и мастер-классах. И, конечно, получат финансовую поддержку на реализацию конкретных краткосрочных проектов. Подробнее о Human Rights Incubator мы поговорили с координатором проекта Дарьей Рудановской.

— Я правильно понимаю, что речь идет о начинающих правозащитниках?

— Правильно.  При этом речь идет как о волонтерских правозащитных объединениях, так и уже сформировавшихся относительно молодых некоммерческих организациях. Есть потребность в институциализации, поддержке начинающих правозащитников. Мы постараемся помочь перейти на качественно новый уровень.

— По каким направлениям рассматриваются проекты?

— Инкубатор предназначен для тех проектов, которые представляют то или иное сообщество и произрастают из конкретных интересов граждан. Сюда относятся поддержка театральных проектов, которые запрещает местная администрация или министерство (свобода слова), журналистов, отстаивающих права сотрудников СМИ с помощью создания профсоюза (свобода слова и свобода ассоциаций). Речь также идет о таких инициативах, как оказание правовой помощи организаторам и участникам публичных мероприятий (свобода собраний), создании онлайн-ресурса в городской среде для оказания помощи жителям во взаимодействии с администрацией (верховенство права), создании или развитии группы активистов, защищающих права представителей ЛГБТ-сообщества (верховенство права), об объединении художников, организующих выставки на гражданские темы (свобода слова), об оказании юридической помощи блогерам, размещающим в сети антифашистские карикатуры (свобода слова).  Но это, конечно, далеко не полный список инициатив, которые могут быть поддержаны в рамках Инкубатора. Это могут быть любые правозащитные проекты.

— А в чем состоит принципиальное отличие волонтерской правозащитной организации от профессиональной правозащитной НКО?

— Волонтерские организации возникают из конкретной проблемы того или иного сообщества: где-то местные власти запрещают ставить спектакль или есть необходимость создать открывать онлайн-ресурс для коммуникации с администрацией. И вот ребята не могут создать такой ресурс или образовать театральный профсоюз для защиты своих прав. Наша цель поддержать инициативы снизу, так называемые grassroots. Они делают какие-то вещи, подчас не подозревая, что это и называется защита прав человека. Крупные НКО, как правило, решают системные проблемы, тогда как частные волонтерские инициативы работают на местах, что называется, или защищают интересы конкретного сообщества.

— Сейчас наступили не самые простые времена для правозащитных организаций. Согласны?

— С одной стороны, мы наблюдаем давление на НКО. Законодательное давление. С другой стороны, сами инициативы, люди никуда не деваются. Чем сильнее давление, тем сильнее становится те, на кого давят. Своего рода закалка. В нашем конкурсе могут участвовать частные лица и неформальные объединения, что очень важно. Это дает возможность маневра в условиях давления на третий сектор.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий