Ирина Меньшенина: «Фандрайзеры должны видеть в темноте»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Ассоциация фандрайзеров учредила и впервые будет вручать премию «За достижения в привлечении средств на благотворительные и социальные проекты». В конкурсе участвуют проекты некоммерческих организаций, реализованные с 1 июня 2015 года по 31 мая 2016 года. Церемония награждения пройдет 2 декабря в пространстве Благосфера.

Ирина Меньшенина, Председатель совета Ассоциации фандрайзеров, рассказала об идее премии, главных номинациях и основных трендах фандрайзинга.

— Почему вы решили создать премию?

Ирина Меньшенина

Ирина Меньшенина

— Разрешите мне начать не с премии, а со сверхзадачи Ассоциации фандрайзеров: необходимости развития фандрайзинга как профессиональной деятельности.

Благотворительный сектор, как и любой другой, не может существовать без денег или других материальных и нематериальных ресурсов. И кто-то эти ресурсы должен привлекать. Этот кто-то и есть фандрайзер. Его работа — это серьезное и очень ответственное дело. От него зависит устойчивость и уровень качества работы благотворительной организации. И, в конечном итоге, судьбы людей и окружающий нас мир.

Фандрайзинг в странах развитой филантропии считается обычной работой, как врач, строитель, летчик, бухгалтер и другие. Но, к сожалению, в нашей стране такой профессии формально пока не существует и профессионального поля практически тоже.

Специалисты есть, деятельность есть, правила и законы жанра есть, свои лидеры и отстающие есть, и даже доноры есть, а индустрии нет. Как у Фаины Раневской: одно место есть, а слова нет.

Соответственно, премия – один из наиболее эффективных и эффектных способов собрать истории успеха, растиражировать их и выделить наиболее успешные кейсы.

Наличие профессиональной премии – это значимый шаг к развитию любой индустрии. Своя премия есть у специалистов по связям с общественностью, у журналистов, у специалистов по оценке, Почему бы не отметить те организации, у которых это хорошо получается?

Еще важно то, что мы хотели поддержать людей, занимающихся фандрайзингом, потому что их труд очень непрост в условиях неразвитой профессиональной инфраструктуры, отсутствия системного обучения, невысоких материальных стимулов и ощущением колоссальной ответственности.

— Что изменилось за время работы Ассоциации фандрайзеров? Вы видите прогресс?

— Ассоциация фандрайзеров была зарегистрирована Минюстом в конце 2013 года. На данный момент она объединяет около 60 членов, среди которых и частные лица и организации. Для нас, прежде всего, прогресс в том, что все, кто вступил в Ассоциацию, сделали это не только потому, что хотят получать услуги ассоциации, а готовы участвовать в преобразованиях сектора в сторону его профессионализма, совместно влиять на состояние фандрайзинга в стране. Ведь в конечном итоге, выиграет от консолидации каждый в отдельности. Любой прилив поднимает в порту все лодки.

snimok-e-krana-2016-10-27-v-0-08-01Также важно отметить, что за последнее три года фандрайзинг благотворительных организаций в России стал ориентироваться на массовых частных доноров. Как и, собственно, везде в мире.

Мы прошли точку невозврата в этом и находимся в ситуации нарастания серьезной конкуренции между НКО за ресурсы обычных людей, жертвующих небольшими суммами.

Символично, что премия будет завершением мероприятий по Щедрому Вторнику, ведь это, прежде всего, акция, стимулирующая участие обычного человека в благотворительности.

— Какие основные номинации премии?

— Номинации премии отражают традиции и тренды фандрайзинга. Например, «Стартап в фандрайзинге» появился, потому что сейчас очень много инициатив, которые нельзя не заметить. Фандрайзинговые акции онлайн –набирающий популярность современный формат, и мы хотим его поддержать. Фандрайзинговая рассылка выделена в номинацию, потому что это очень важный инструмент в нашей работе, со множеством нюансов. Важно написать такой текст, чтобы он вызвал отклик, разослать в правильное время дня и день недели, чтобы письмо открыли, и т.д. Все секреты как раз раскроют номинанты и победители.

Но никуда не исчезло и мероприятие как формат: балы, забеги, концерты, аукционы и прочее. Я люблю правило: собирай людей, а деньги придут. Если организаторы умеют делать интересные живые события, то и их участники с удовольствием сделают пожертвования. Самые успешные мероприятия будут отмечены в отдельной номинации.

И еще одна номинация — социальная реклама. На Западе это очень эффективный инструмент массового фандрайзинга, потому что плакаты, ролики и баннеры не просто рассказывают о проблеме, а призывают людей делать пожертвование чаще всего посредством СМС.

— А какие призы ждут победителей?

— Тут мне хочется сохранить интригу, хотя призы победителям уже приготовлены. Они, в первую очередь, направлены на профессиональное развитие участников конкурса, и на поддержку тех НКО, кто отличится.

Мы очень рады, что партнерами премии, и по призам в том числе, стали авторитетные организации и бренды, разделяющие наши стремления и готовые поддержать фандрайзинг: проект «Благосфера», компания «Шеврон», ЦРНО, инфопортал «Такие дела», Форум доноров, газета «Ведомости», Ассоциация интерактивных агентств, Агентство Социальной Информации.

— Что вам кажется самым интересным в фандрайзинге за последний год?

— Как я уже отмечала, это развитие темы пожертвований со стороны массовых частных доноров, а не крупных корпораций или фондов. С одной стороны, эта работа достаточно затратная, но с другой – интересная, поскольку дает место для творчества и даже эксперимента.

Очевидна польза этого вида фандрайзинга и для некоммерческого сектора в целом, потому что практика массовых пожертвований предъявляет к благотворительным организациям высокие требования в области прозрачности и отчетности. То, что на это поле сегодня пришли мошенники – сигнал нам всем о повышении требований к самим себе.

Интересен и приход диджитал форматов в фандрайзинг, позволяющих пожертвования здесь и сейчас он-лайн и одновременно пополнить базу сторонников организации.

— Какие акции российские и зарубежные вам запомнились?

— Самой популярной акцией последних лет, конечно, стал #Ice bucket challenge в 2014 год, когда все желающие обливались ледяной водой. Акция была направлена на повышение осведомлённости о боковом амиотрофическом склерозе и сбор средств на соответствующие благотворительные программы. Она была простой по исполнению и резонансной – мечта любого фандрайзера.

В фонде «Даунсайд Ап», где я много лет работаю директором по развитию, ежегодно проходит всероссийская новогодняя акция «Чем дальше в лес». На сайте фонда любой желающий может кликнуть на виртуальную елочную игрушку и сделать пожертвование, после чего игрушка загорается, а рядом видно, кто и как помог детям. Такой маленький интерактив.

И еще одна, на мой взгляд, выдающаяся акция, прошла 21 марта этого года в Международный день человека с синдромом Дауна в соцсети «Вконтакте». Суть ее в следующем: если человек употребил слово «даун» в оскорбительном значении, то слово подсвечивалось в его посте, и появлялась сноска о, что слово «даун» имеет другое значение. Ссылка отправляла пользователя на группу фонда «Вконтакте». В итоге за один день группа и сайт получили десятки тысяч просмотров, акцию осветили ведущие СМИ, а это, в свою очередь, стимулировало пожертвования от новых доноров.

— Чего не хватает российскому фандрайзингу?

— Повторюсь, профессионализма. Специалистам — знаний, умений, навыков. Сообществу фандрайзеров – консолидации. Сектору – инфраструктуры типа программного обеспечения, консалтинга, системы оценки и бенчмарков, исследований, фандрайзинговых агентств. Государству – признания права НКО тратить деньги на то, чтобы привлечь благотворительные средства, или решительности (или еще чего-то), чтобы ввести льготу на благотворительность для социально-ответственных компаний. Обществу – понимания, кто такой этот человек, который почему-то просит у меня денег на благотворительность.

В последнем случае надо пояснить, что в массовом сознании прочно живет миф, что благотворительностью у нас занимаются не столько обычные люди – сотрудники НКО, сколько телеканалы или знаменитости. Тут наши усилия по продвижению успешных фандрайзинговых организаций через Премию должны помочь.

— Ассоциация планирует заниматься созданием методик и программ?

— Да, обязательно. Мы надеемся, что наши недавние заявки на финансирование этой работы будет поддержана.

— Почему вы назвали премию именно «Золотой кот»?

— Одного и простого объяснения нет, нам просто понравился кот как символ свободы, с одной стороны, и как символ дома, тепла, заботы, с другой. Все любят котиков, в конце концов.

Фандрайзеры – люди, которые гуляют сами по себе. Их не зовут, они сами приходят и делают так, что жизнь вокруг обретает новые грани. А еще фандрайзеры должны видеть в темноте, особенно это актуально сейчас.

Подать заявку на участие в премии «За достижения в привлечении средств на благотворительные и социальные проекты» можно до 10 ноября.

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий