Вместе с мамой: как работают приюты для женщин с детьми


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Приюты для матерей с детьми – один из самых эффективных способов профилактики социального сиротства в России. Но одновременно это сложнейшие с финансовой, юридической, психологической точки зрения проекты.

В России открыто более 70 кризисных центров для мам с детьми. Большинство из них работают на пределе своих возможностей и не могут принять то количество людей, которые нуждаются в таких услугах. Многие кризисные центры не имеют никакой государственной поддержки, несмотря на то, что государственные органы и службы регулярно направляют к ним нуждающихся граждан. Госцентры зачастую ограничены требованиями к приему граждан строго постоянно проживающих в регионе (или даже районе), а также сжатыми сроками пребывания (около 2 месяцев), и далеко не всегда имеют возможность расширить свою деятельность в соответствии с реальными потребностями людей.

С 31 октября по 2 ноября фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» провел совместно со свердловской региональной общественной организацией «Аистенок» в Екатеринбурге конференцию «Сохраним семью для ребенка! Приюты для матерей с детьми: новый этап профилактики социального сиротства в России». В ней приняли участие 47 кризисных центров, социальных квартир и гостиниц для мам с детьми из 22 регионов России.

альшанская

Президент фонда«Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская рассказала «Филантропу», как устроена жизнь в приютах, как помогают молодым мамам и какая помощь нужна самим центрам.

Как помогают приюты

«Главным инструментом помощи, безусловно, является не только предоставление крыши над головой, но и комплексная социально-психологическая работа. Это два взаимосвязанных вида помощи. Важно не просто предоставить жилье, а помочь человеку выбраться из кризисной ситуации. Помимо восстановления документов, работы на дальнейшую ресоциализацию – возвращение к самостоятельной жизни, огромное значение у работы психологов, направленной на повышение у матерей самооценки и мотивации к улучшению собственной жизни, а также развитие детско-родительских отношений для предотвращения отказа от ребенка, профилактики жестокого и пренебрежительного обращения с ним

В рамках конференции происходит обмен технологиями, разработка методов работы центров. Сотрудники центров должны понять, что основная задача состоит в том, чтобы женщина с ребенком вернулась обратно в общество и самостоятельно вырастила своего ребенка, а не в том, чтобы просто дать жилье и обогреть. Мама должна найти в себе силы преодолеть обстоятельства и выйти из кризиса. В нашей работе крайне важна помощь в выстраивании детско-родительских отношений. Если женщина планировала отказ от ребенка, то процесс охлаждения отношений между ней и ребенком начался. Наша задача: помочь в выстраивании психологических связей и формировании привязанности. В «Теплом доме» мы внимательно следим за этим процессом. Конечно, бывают случаи, когда девушка не хочет быть мамой, и эта обязанность ее тяготит. В таком случае единственно верное решение — отдать ребенка в приемную семью. Отмечу, что подобные случаи хоть и имеют место в практике, тем не менее они единичны.

Почему важна психологическая помощь

Как минимум треть женщин, которые рассматривали вариант отказа, оставляют ребенка в семье после разговора со специалистом. Задача психолога помочь женщине разобраться, хочет ли она быть мамой для этого ребенка, какие обстоятельства толкают ее к этому решению, готова ли она их преодолевать. Вместе с мамой он начинает перебирать возможные варианты. Основная масса причин имеет социально-экономические корни. Чтобы их преодолеть мало поговорить с психологом. Поэтому нужны приюты, нужна работа после.

Продолжительность нахождения девушки с ребенком в приютах или социальных гостиницах зависит от группы риска, к которой она принадлежит. К примеру, жертвы домашнего насилия находятся от нескольких дней до двух месяцев (до момента разрешения конфликта). В нашем центре средний срок пребывания от 2 месяцев до полугода. В приютах для несовершеннолетних мам девушки проживают от года и больше, потому что им нужно помочь встать на ноги. Они живут и взрослеют в этом центре.

С кем работают приюты

Сложно выделить какую-то одну группу риска, поскольку центры временного пребывания работают с разными категориями населения. Одни центры работают только с несовершеннолетними мамами, другие —с жертвами насилия. Наш центр «Теплый дом» работает как вторая ступень в работе по профилактике отказов от новорожденных. Мы работаем с теми, кто находится на грани отказа. У каждой подобной организации есть ключевые категории подопечных. И есть еще региональная специфика. Например, в Москве отказы среди несовершеннолетних мам в общей статистике занимают не самую большую долю, а в студенческом Томске число отказов со стороны несовершеннолетних гораздо больше. Вне зависимости от специфики, у всех центров конечная цель одна: помочь женщинам в трудной жизненной ситуации.

РОО «Аистенок» совместно с социологами Центра социальных коммуникаций и информационных технологий представили на конференции анкету, с помощью которой мы все вместе будем проводить опросы среди жительниц 47 приютов страны для создания наиболее полной картины происходящего: возраст, семейный статус, представление о материнстве, место проживания. Анкетирование должно дать полный взгляд на проблему потребности в таких приютах, их целевой аудитории, проблем, которые они решают. В течение года будет собрана и проанализирована информация о жительницах приютов.

Почему сложно попасть в приют

В государственные приюты в ряде регионов попасть сложнее. Зачастую девушке необходимо собрать большое количество справок, чтобы туда попасть, что не всегда реалистично в ситуации, когда мама с ребенком фактически оказывается на улице. Другой существенный барьер: ограничение срока пребывания (обычно не более двух месяцев). За этот период далеко не каждая мама может решить свои проблемы. Требуется больше времени.

С негосударственными приютами проще, обычно они не требуют большого набора документов и могут гибче отнестись к срокам пребывания. Но у них свои проблемы – они нестабильны за счет непрочности финансирования. Приют – достаточно дорогостоящий проект, который включает в себя расходы по аренде здания, зарплатам сотрудникам. Проект не сможет существовать только на деньги благотворителей. Не смог какой-то фонд собрать нужное количество денег, и вынужден был закрыть приют. На конференции мы, кстати говоря, узнали о том, что несколько приютов за прошедший год закрылись. Поэтому участие государства в поддержке центров просто необходимо. Пока лишь единицы из приютов получают государственную поддержку.

Почему важна помощь государства

Ситуация меняется и возможность государственного финансирования указана в последних изменениях законодательстве, но предъявляемые требования к работе приютов не всегда обоснованы. К примеру, ограничение срока нахождения женщины в центре. Как я уже говорила, за два-три месяца не каждую проблему возможно решить. Предложенные государством стандарты не всегда дают возможность НКО оказать полноценную помощь подопечным.

Но кроме отсутствия поддержки со стороны государства, мы обсуждали вторую проблему — неподъемные для большинства НКО, общественных и религиозных организаций налоги на землю и недвижимость. НКО их платят так же, как коммерческие компании. Но коммерческие компании в своих объектах получают прибыль, а НКО содержат в них мам с детьми за свой счет. И кроме средств на сам проект, НКО должна находить средства для уплаты налогов на здания и землю, которые иногда сопоставимы с бюджетом проекта. По итогам конференции мы хотим выйти к правительству с предложением о том, что социально ориентированные НКО не должны платить налоги с недвижимости, если деятельность, которая там осуществляется, социально значима и бесплатна для получателей услуг. Либо существенно сократить налоговую нагрузку».

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий