«Мы так увлеклись строительством социальных брендов, что забыли о главном»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

C 22 по 29 ноября в соцсетях идет флешмоб «Неделя признаний», в котором многие люди рассказывают о своем участии в благотворительности, в том числе и впервые. Мария Черток, директор фонда «КАФ», рассуждает о том, почему в России принято молчать о добрых делах и почему это важно менять, а также о подготовке к #ЩедромуВторнику, новых партнерах и ощущении праздника.   

Когда мы начали готовиться к Щедрому Вторнику, то искали ведущую идею, которая подготовит людей к этой инициативе. Мы заранее включили в анкету для нашего исследования частных пожертвований вопрос, рассказывают ли люди про свое участие в благотворительности. И оказалось, что почти нет. Согласно данным «Исследования частных пожертвований в России – 2016» фонда «КАФ», ежегодно в нашей стране около 52 миллионов людей переводят деньги в благотворительные фонды, собирают теплые вещи для пожилых, помогают детским хосписам, сдают кровь, участвуют в волонтерских движениях. Но из них больше половины — 43 миллиона — не рассказывают о своем участии в добрых делах.

Неделя Признаний – по сути способ привлечь внимание к родовой проблеме благотворительности – ее молчаливости.

Причин у этого много. Возможно, это отчасти религиозные мотивы, во всяком случае часто повторяют фразу из Библии, что правая рука не должна знать, что делает левая.

За последние годы благотворительность в России сильно выросла, но все равно у многих людей есть ощущение, что это какая-то маргинальная сфера и что об этом лучше не рассказывать. Причем цифры показывают, что у молодых людей барьера этого нет, а у людей постарше, несомненно, да. По данным нашего исследования, особенно скрытность в отношении своей благотворительности характерна для мужчин (66%) и людей старше 45 лет (67%). Для женщин свойственно рассказывать о благотворительности членам семьи (41%). Люди до 45 лет чаще делятся с друзьями, коллегами (32%).

Кроме того, помощь – это ведь про чувства. А про чувства у нас тоже не очень принято говорить, у кого-то помощь связана с глубокими переживаниями, личной историей, и люди лишний раз про это рассказывать не хотят.

Наша задача предложить форму, которая сможет немного изменить культурный код и поможет проще говорить о помощи людям.

По сути флешмобом Неделя Признаний мы адаптировали под нас популярный на Западе формат unselfie – это фотография без лица с каким-то посланием, написанным на листке бумаги. Мы не просим закрывать лица. Мы придумали такой формат, в котором человек наоборот выходит из тени и рассказывает, кому он помогает.

Почему неделя? Потому что одного дня не хватит, нам бы хотелось распространить идею, что помогать лучше открыто, что в этом нет ничего стыдного, неловкого, нет бахвальства.

Но вообще, это не только российская проблема. И Щедрый Вторник во всех странах пытается с ней бороться. Мы просто решили ее сделать центральным посланием кампании подготовки к Щедрому Вторнику.

И это не просто задача призвать людей говорить, важно через эти послания сделать благотворительность более видимой, вовлечь больше людей.

Потому что, прежде всего, именно личный пример подвигает на занятие благотворительностью. Об этом говорят многие исследования. Люди узнают о видах помощи из разных источников – из интернета, ТВ, но мотивирует, становится тригером – именно личный пример друзей, коллег и родных. Поэтому надо больше разговаривать.

Щедрый Вторник – это объединение

#ЩедрыйВторник учит нас всех не просто говорить открыто, а говорить вместе, работать вместе.

Это дается непросто. Не все готовы делиться ресурсом. Но именно поэтому важно и правильно развивать солидарность и культуру общего действия в секторе. Она у нас никогда не была представлена.  Сейчас многие держатся за бренд, за свои устоявшиеся правила, конкурируют за внимание людей, СМИ. И Щедрый Вторник – правильный инструмент, чтобы начать ситуацию менять к лучшему. Если НКО научатся работать вместе, ресурса станет больше, а не меньше.

Мы столько лет говорили, что нам не хватает социальных брендов и нужно их строить, и видимо, так сильно увлеклись строительством, что забыли о главном. Ну или перестали придавать значение.

Конечно, это касается не всех. В период подготовки мы встретили потрясающих партнеров, которые оказались готовы делиться всем. Например, Всемирный фонд дикой природы оказался бесценным партнером, многие вещи не получились бы, если бы не их помощь. Они делились доступом к звездам и СМИ — контактами, за которые НКО обычно держатся.

Еще одна большая миссия Щедрого Вторника – развитие профессионализма организации в плане коммуникации, фандрайзинга. Мы сделали набор методических материалов, которые можно использовать, не обращаясь к дизайнерам, надеюсь, они пригодятся фондам и во время Недели Признаний, и для проведения Щедрого Вторника.

Фонд «КАФ» и его сотрудники тоже присоединятся к кампании, мы все поучаствуем в Неделе Признаний. Кроме того, фонд запускает сразу два собственных проекта – краудфандинговую кампанию в поддержку журнала «Филантроп»  на Планета.ру. Причем, мы делаем это в партнерстве с благотворительным собранием «Все вместе». Все организации, которые входят в партнерство, дают нам подарки для жертвователей. Это приятно, потому что говорит о том, что «Филантроп» востребован в секторе, готовы делиться для того, чтобы проект эффективно работал.

Еще у нас начнется кампания на Благо.ру cовместно с Росбанком. По условиям акции, Росбанк добавит 450 000 рублей к пожертвованиям, собранным на портале Благо.ру в пользу организаций, которые помогают людям с инвалидностью в социальной реабилитации и адаптации. Средства будут пропорционально распределены между всеми участниками акции в зависимости от суммы собранных пожертвований в период с 18 по 29 ноября.

Щедрый Вторник – это праздник

В последние дни очень быстро начинают присоединяться новые организации, причем те, которые мы даже не знаем и с которыми не общались во время подготовки, — это рестораны, кафе, компании, школы, разные НКО, про которых мы не слышали.

Мы на это рассчитывали, но я все равно каждый раз радуюсь и удивляюсь, что проникновение происходит во многом без нашего участия. Недаром Щедрый Вторник – это движение, и оно уже идет само по себе.

Я же сама недавно поняла, что ощущение праздничности от ожидания Щедрого Вторника перекрывает предвкушение, например, Нового года. Есть ощущение приближения очень большого праздника. Надеюсь, он таким и будет.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий