«Важно, чтобы об инсульте знали все, даже дети»: Дарья Лисиченко о фонде «ОРБИ»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Согласно статистике, каждый год в России инсульт случается у 450 тысяч человек. Из них почти 150 тысяч умирают, 260 тысяч остаются инвалидами и только 40 тысяч человек возвращаются к привычной социальной жизни. Первый и единственный фонд в России, который занимается вопросами реабилитации и проблемой инсульта в целом, — фонд ОРБИ. Президент и учредитель фонда Дарья Лисиченко, кроме того, успешная предпринимательница, генеральный директор торгового центра “Коньково-Пассаж”, совладелец и акционер компании Fitoguru. Дарья Лисиченко рассказала «Филантропу» об истории фонда, о том, что общего между бизнесом и благотворительностью и почему инсульт молодеет.

Об истории

zv3_8456

Дарья Лисиченко

«История фонда началась в 2006 году. В городской клинической больнице №31 на базе кафедры НИИ инсульта образовалась инициативная группа неврологов, возглавлял ее Александр Комаров, сейчас он исполнительный директор фонда. Врачи тогда хотели создать центр, в котором пациентов и их родственников учили бы жить после инсульта. Мой отчим отчим Александр перенес инсульт, мама его восстанавливала 7 лет, много консультаций было… Александр проходил лечение в 31 больнице. Врачи, с которыми за это время моя мама Елена подружилась, предложили ей войти в попечительский совет. Мама загорелась этой идеей, даже успела съездить на одну конференцию неврологии в Петербург. Но фонд так и не родился, потому что врачи обнаружили у мамы рак 4 стадии. Когда мамы не стало, я подумала, что в память о ней должна продолжить начатое. Мне было больно без мамы, хотелось что-то сделать, а фонд – это бы ей понравилось. Тогда я обзвонила всех врачей, сказала, что готова реализовать их идею. Пригласила юристов, которые помогли мне написать устав, нашла первую команду фонда, и мы начали работать.

О развитии и целях

Трудности в развитии фонда – это как трудности в развитии любого бизнеса. Вначале это всегда группа людей, которые объединены общей целью, но не очень структурированы. Это стадия, которую проходят любые компании, благотворительные, коммерческие.

Недетская площадка для перенесших инсульт людей - сбор на Благо.Ру
Межрегиональный фонд помощи родственникам больных с инсультом ОРБИ в ноябре начал сбор средств на строительство площадки в Новосибирской области, чтобы перенёсшие инсульт пожилые, молодые люди и даже дети получили шанс вернуться к нормальной жизни на платформе Благо.Ру.

Реабилитация после инсульта очень дорогая, месяц лечения стоит примерно 300 тысяч рублей, что далеко не каждый может себе позволить. При этом трудиться над восстановлением движения нужно буквально рабочий день — 6-7 часов в сутки. Даже аппаратная физиотерапия и эрготерапия в клинике под присмотром врачей не дают в сумме этого времени. Но в случае с инсультом больной, если у него есть достаточно сил, желания и главное —  возможность, может работать над восстановлением организма самостоятельно.

Для больных, перенесших инсульт, из Новосибирской области такой возможностью может стать одна небольшая спортивная площадка. Во дворе новосибирской РКБ №1 есть прекрасная парковая зона. Если там установить тренажёры, специально подобранные под возможности и нужды людей с двигательными нарушениями, пациенты смогут бесплатно заниматься и с большей вероятностью вернутся к нормальной жизни.

Для этого фонду ОРБИ и РКБ №1 Новосибирска необходимо собрать 144 000 рублей. 

Но именно в благотворительности есть тенденция: многие фонды эту стадию не перерастают. В какой-то момент я поняла, что существует риск застрять на очень любительском уровне, потому что благотворительность – это то, что приносит огромную эмоциональную отдачу. И если совсем увлечься эмоциями и только их ставить как цель работы, то, наверное, это уже называется волонтерство. А, собственно, создание фонда предполагает создание компании с профессиональными людьми. Первая задача была найти профессионала, который бы мог развить благотворительный проект, и я считаю, мы с ней справились. Сейчас наша команда меня радует, правильные хорошие люди, сочетающие в себя любовь к делу и профессионализм.

О помощи

Первоначально мы назывались «Фонд помощи родственникам больных с инсультом». Когда человек перенес инсульт, больше всего он хочет вернуться домой, к прежней жизни, к прежнему физическому состоянию, а это невозможно без поддержки семьи. Кроме того что мы собираем деньги на реабилитацию после инсульта конкретному человеку, мы помогаем его близким. Одна из первых и главных программ фонда – школа для родственников, в которой мы совершенно бесплатно обучаем приемам ухода за больными, базовым вещам по питанию, рассказываем, как будет развиваться заболевание. То есть максимально готовим людей, чтобы они спокойно и осознанно могли у себя дома организовать уход за больным.

Программа адресной помощи построена так, что мы одному человеку собираем на реабилитацию один раз, дальше мы берем кого-то другого. Реабилитация – штука дорогая, примерно 300 тысяч рублей на месяц, а нуждаются в ней очень много людей. Дело в том, что уже первый месяц способен качественно улучшить ситуацию. В подавляющем большинстве случаев семья, обучившись уходу, может много достичь и дома. Поэтому мы считаем своим долгом качественно помочь как можно большему количеству людей.

Об информации и методе FAST

chelovechkiКроме того, мы реализуем программы, которые направлены на информирование населения о факторах риска развития и симптомах инсульта. Поэтому в какой-то мере фонд помогает всем. Есть день в году, Всемирный День борьбы с инсультом 29 октября, когда мы абсолютно для всех людей, которые даже не знают, что такое инсульт, или думают, что это их никогда не коснется, доносим информацию о симптомах и факторах риска. В этом году мы наконец-то начали проводить семинары в школах. Я давно вынашивала эту идею, потому что очень важно, чтобы об инсульте знали все, даже дети. Есть тест, который позволяет точно понять, инсульт это или не инсульт. Называется FAST, как раз о нем мы говорим в школах. Он настолько простой, что его может сделать десятилетний ребенок. Нужно попросить человека улыбнуться, вытянуть руки и сказать свое имя. Чем раньше окружающие заметят симптомы инсульта и вызовут скорую помощь, тем эффективнее будут лечение и реабилитация.

О причинах

Непосредственной причиной инсульта становится разрыв или закупорка кровеносного сосуда. При разрыве сосуда происходит кровоизлияние в мозг (геморрагический инсульт) или под оболочки мозга (субарахноидальное кровоизлияние). Но наиболее распространенный вид инсульта — ишемический, связанный с закупоркой мозговых сосудов. Принято считать, что это может случиться только с людьми зрелого возраста. Но это не так. Существуют даже детские инсульты. К счастью, таких случаев довольно мало. К ним, как правило, приводят врожденные заболевания: дефицит витамина Ка, аномалии строения сосудов, онкология. Детьми как раз достаточно хорошо занимается наше здравоохранение. Основной контингент, с которым мы сейчас работаем, – это люди лет 30-40, которые совершенно не думают, что инсульт – это к ним, потому что уверены, что он случается после 60 у бабушек и дедушек. Тем не менее, инсульт «молодеет», растет число людей, заработавших его в результате стрессов, неправильного образа жизни, экологии, наследственности в очень раннем возрасте, около 30. Вот таких у нас очень много и на сборах, и на программах адресной помощи».

Кому помогает ОРБИ
За годы существования фонд ОРБИ помог тысячам семей по всей России. Одна из подопечных живет в Подмосковье. Мама Виктория говорит, что если бы не своевременная помощь фонда, ее сын Даниил не смог бы реабилитироваться после перенесенного в полтора месяца инсульта.

«В полтора месяца у ребенка случилось кровоизлияние в мозг, врачи до сих пор не могут понять, почему это произошло. Говорят, возможно, это связано с тем, что именно детям в роддомах перестали колоть Викасол. Именно в тот период был всплеск инсультов у детей в грудном возрасте, а когда препарат вернули, ни одного инсультного ребенка не было. Это одна из гипотез, но во всяком случае это хотя бы дает какое-то объяснение. До года мы 7 раз лежали в Морозовской больнице. Потом обратились в неврологическую поликлинику. Там врач рассказала нам, что есть фонд ОРБИ и что он может нам помочь.

Приняли нас радушно, выслушали, прониклись проблемой. И это после того, как в соцзащите мы снова и снова сталкивались с абсолютным равнодушием: «Ну и что, что у вас такой ребенок, ничем не можем помочь». Здесь чувства противоположные. Доброта, забота, чуткость, внимательность сотрудников. Вдруг понимаешь, что ты не один со своей проблемой. На экспертном совете фонда определили, что нам лучше всего пройти лечение в Научно-практическом центре психоневрологии. Мы два года пытались сами попасть в эту больницу, так и не получилось. В конце апреля мы подали документы, и уже к январю нужная сумма, 250 тысяч рублей, была собрана. Этого хватило на один курс реабилитации, дальше мы продолжили лечение своими силами, но результат был виден сразу. Сейчас ребенок адаптировался, он понимает обращенную речь, может ответить на вопрос, может фразу построить. Это очень хорошо, потому что пока он маленький, его можно вылечить, а если после пяти лет ребенок не разговаривает, то и не заговорит». 

Помочь фонду «ОРБИ» можно на Blago.ru.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий