Помогать? Легко! Фонду «АдВита» 15 лет


Благотворительному фонду «АдВита» 1 апреля исполняется 15 лет. Фонд «Адвита» («Ради жизни») появился в Санкт-Петербурге 15 лет назад как волонтерская группа, сейчас это один из крупнейших фондов в стране. «Адвита» помогает детям и взрослым с онкологическими диагнозами. Подопечным фонда оказывается помощь в оплате дорогостоящего лечения, поиске доноров костного мозга в Международном регистре, оплате обследований. У фонда есть своя база доноров крови.

В 2002 году фонду удалось помочь 24 людям. В 2016 году только адресную помощь получили 933 человека из 20 петербургских больниц, и несколько больниц получили системную поддержку: лекарства, оборудование и расходные материалы для операционных, реанимаций, лабораторий.  Только курьерских заявок (встретить пациента в аэропорту, отвезти пробирки в лабораторию, забрать лекарства из аптеки и др.) от подопечных и больниц выполнено 2007. Донорский отдел привлек несколько тысяч новых доноров крови и организовал 60 коллективных кроводач. Это колоссальная ежедневная работа, у которой одна цель: поддержать человека, заболевшего раком, не оставить его один на один с болезнью.

Елена Грачева. Фото Солмаз Гусейновой

Елена Грачева. Фото Солмаз Гусейновой

«Адвита» отличается от многих фондов особенно активной фандрайзинговой политикой. Фонд проводит самые разные мероприятия — от спортивных соревнований до филармонических концертов, у «Адвиты» есть даже собственный магазин — «Легко-легко».

За прошлый год волонтеры и сотрудники фонда провели 456 акций по сбору средств, волонтеры 247 раз приходили в больницы и еще 102 раза вывозили подопечных в театры и музеи, на концерты и экскурсии, прогулки и пикники.

Накануне 15-летия фонда координатор программ Елена Грачева вспомнила наиболее яркие фандрайзинговые акции фонда. Среди них — мульсериал, видео с участием звезд, симфонический концерт, благотворительный магазин и даже экстремальная экспедиция.

Мультсериал «Летающие звери»

«Все началось с совместной акции с сетью магазинов «Кроха» в конце 2008 года. Это была первая акция «Покупаем и помогаем» (когда в цену товара зашита благотворительная наценка), и нужно было эту акцию как-то оформить. Мы сидели на кухне дизайн-агентства «Медиамама» с волонтерами студии детской анимации «Да» и соображали, что бы это могло быть. Кто-то вспомнил, что грядет год коровы. Аниматоры немедленно начали рисовать коров.

Я предложила слоган «Помогать легко!» – самой важной мне казалась идея легкой благотворительности, комфортной и удобной, лишенной, с одной стороны, эмоционального террора, с другой – неудобств вроде стояния в очередях в банке.

Аниматоры немедленно начали пририсовывать коровам крылья. Постепенно стол заполнялся эскизами зверей, которые вообще-то не летают по жизни, но тут вдруг взлетели – и известный анекдот про то, как «хорошо, что коровы не летают», нас не остановил.  

20 декабря 2008 года я впервые привела волонтеров студии «Да» на занятие в отделение детской онкологии 31-ой больницы. Там мы рассказали детям про летающих зверьков, и за одно занятие появился мультфильм, который так и назвали: «Летающие звери», в котором звери переживают, что не умеют летать, и волшебник дарит им крылья. Дальше – больше. Волонтеры с детьми и без продолжали рисовать зверюшек, появлялись все новые и новые герои.

maxresdefault-3В какой-то момент они стали нашими сувенирами – магнитиками, значками, появились на чашках и блокнотиках. Постепенно они обросли характерами и легендами. И в 2011 году сотрудники студии «Да» решились на создание профессионального сериала, героев которого нарисовал Роман Соколов, а первые серии написал и срежиссировал Михаил Сафронов. Первый фильм вышел в 2012 году. С тех пор выпущено два сезона сериала, несколько сезонов spin-off «Малыши и Летающие звери», появился сериал «Машинки». Безусловно, ключевую роль в этой истории сыграл Капитан Немо, давний анонимный жертвователь фонда AdVita: ему понравилась идея и он ее поддержал.  В прошлом году только на просмотрах сериала «Машинки» фонд заработал около 800 000 рублей, общий сбор сериала за счет просмотров и продаж лицензий пока чуть больше четырех миллионов рублей в год, но мы надеемся, что эта сумма будет расти.

Проект «Помогать легко»

pomogat-legko-1

Данила Козловский на акции фонда Advita

Акция с «Крохой» стала первой частью проекта «Помогать легко», основанной на концепции легкой благотворительности. Тогда же, в 2008 году, мы напечатали первые открытки по рисункам наших подопечных. Волонтеры много занимались с детьми в отделениях, и мы с превеликим удовольствием делились рисунками. В какой-то момент нам стало жалко, что рисунки, коллажи, пластилиновые картины, витражи и т.д. видим только мы, а жертвователи, которым известны только печальные обстоятельства болезни ребенка, совершенно лишены радости знакомства с этим самым ребенком. Нам очень хотелось, чтобы наши подопечные были не объектами чужих переживаний, а субъектами своих. С детскими рисунками я пришла к известному петербургскому филокартисту Виталию Петровичу Третьякову, который рассказал об опыте общины святой Евгении. Община святой Евгении поддерживала медсестер Красного Креста, на ее средства существовали больницы и санатории для неимущих, они оплачивали курсы сестер милосердия. С 1886 года они начали издавать благотворительные открытки: знаменитые художники дарили им право на издание своих картин, поэты – право на издание своих портретов, у них был эксклюзив на печать открыток с изображением царской семьи. В общей сложности община выпустила около 30 миллионов открыток и собрала миллионы рублей, пока ее не ликвидировали большевики в 1920 году.  Не то чтобы мы претендовали на такой резонанс, но идея показалась мне прекрасной.

bug3js8kpce

Благотворительное мероприятие «Адвиты» в Санкт-Петербурге

Первый тираж открыток был раздарен за пожертвование на рождественской Арт-Ярмарке, которую проводила Галерея Виталия Третьякова. На входе стоял наш волонтер Сережа Драгомирецкий (ныне доктор, тогда студент), который махал руками в сторону нашего стенда и говорил: «Десять рублей – и вы добрый человек!». Через полчаса так говорила вся ярмарка, все продавцы махали руками в сторону нашего стенда.  Себестоимость открытки была 50 копеек, а посетители жертвовали не меньше десяти рублей, а многие и больше. А главное – открытки очень нравились! Мы это видели и слышали. Понятное дело, что проект хлопотный и, как казалось, копеечный – сколько нужно открыток, чтобы собрать искомые миллионы? Но именно открытки помогли нам сделать фонд узнаваемым, особенно когда к акции подключились «Почта России» и сеть магазинов «Буквоед». Сейчас мы сбились со счету, сколько миллионов открыток распространили. А в Петербурге через некоторое время нас начали называть «Фонд с открыточками».

Скворечник для аукциона "Грачи прилетели" проекта "Легко-легко"

Скворечник для аукциона «Грачи прилетели» проекта «Легко-легко»

Через несколько лет, когда стало понятно, что без коммерческих заказов и магазина не обойтись, наши волонтеры зарегистрировали ООО «Помогать легко», в уставе которого значилось, что ООО создано для финансирования благотворительных проектов фонда AdVita.

Конечно, если бы существовало внятное российское законодательство по коммерческой деятельности некоммерческих организаций, мы бы не плодили сущности. К примеру, один из лондонских хосписов существует на доходы от деятельности четырех благотворительных магазинов, которые имеют преференции и по стоимости аренды, и по налогообложению. У нас, к несчастью, ничего этого пока нет.

ООО «Помогать легко» выпускает несколько линеек сувенирной продукции по рисункам наших подопечных, всю прибыль переводит в фонд AdVita. Кроме того, наш магазин «Легко-легко» на Большой Пушкарской, дом 10 продает продукцию и других благотворительных фондов тоже: фонда «Антон тут рядом» (помощь людям с аутизмом), сувениры фонда «Ночлежка» (помощь бездомным), «Точка опоры» (помощь паралимпийцам).

Видеопроект «Книга о Женечке»

Идея принадлежит координатору специальных программ фонда Наталии Эфендиевой: отметить 15-летие фонда коллективным чтением книги, посвященной истории Евгении Кантонистовой.

Именно с истории Жени много лет назад начался фонд AdVita: близкий друг Жени, Павел Гринберг, искал помощи для нее и познакомился с петербургскими гематологами, которые только начинали трансплантации костного мозга.

Мы разделили книгу на 52 фрагмента, по количеству недель в году, и предложили актрисам, журналистам, писателям, общественным деятелям ее прочитать. Самые разные люди откликнулись, компания «Киноаренда» бесплатно предоставила оборудование, руководство съемками и режиссуру взял на себя Стас Елисеев. Получился не просто мемориальный проект.

С одной стороны, нам было важно вспомнить Женю, ее маму Наталью Семеновну, которая написала эту книгу и поддержала Павла Гринберга в его намерении создать фонд. В первую очередь, хотелось это сделать для нее –  от имени всех, кому помог фонд AdVita. Но когда люди стали присылать свои отклики на первые ролики, оказалось, что у этого проекта есть не только мемориальная составляющая.

Когда люди сталкиваются с этим опытом, они начинают больше понимать тех, кому помогают. Если возникнет больше взаимопонимания между жертвователями и нашими подопечными, если людям будет чуть больше понятны переживания друг друга, это многому поможет.

Фестиваль «Seasons: 5.0. Времена года в пяти частях»

Ближайшее наше большое событие – 1 апреля пройдет музыкальный фестиваль «Seasons: 5.0. Времена года в пяти частях» на Новой сцене Александрийского театра, в котором мы соединим классическую музыку и лекции по истории искусства и фольклору. Фестиваль состоит из 5 блоков в формате «концерт плюс лекция». Камерный оркестр Дивертисмент под управлением заслуженного артиста России скрипача Ильи Иоффа. Будут исполнены  «Времена года» Антонио Вивальди, Кейко Фуджие, Астора Пьяццоллы, Петра Чайковского и «Русские сезоны» Леонида Десятникова. В качестве лекторов приглашены Алексей Лепорк, Марина Козловская, Артем Варгафтик, Светлана Адоньева, а музыку Чайковского будет предварять беседа Ильи Иоффа и Леонида Десятникова.

seasons_advita_zaglushka

AdVitaNord-ВелоАрктика

bxm1clxk6egЕще один проект, который идет прямо сейчас, называется AdVitaNord-ВелоАрктика:  клуб «ВелоПитер» в честь 15-летия фонда AdVita проводит зимнюю велосипедную благотворительную экстремальную экспедицию «Арктический берег Якутия — 2017», направленную на популяризацию донорства костного мозга, в том числе для народов Сибири и Крайнего Севера. На платформе «Такие дела» представители клуба «ВелоПитер» создали событие, и любой желающий может поддержать его финансово».

Записал Дмитрий Хазиев

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Добавить комментарий