Елена Альшанская: «Все российские детдома должны быть переформатированы в дома семейного типа проживания»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и известный эксперт этой сферы, выиграла выборы и стала одним из 168 новых членов Общественной палаты России шестого созыва (2017-2020 годы), Елена прошла конкурсный отбор по направлению «Поддержка семьи, детей и материнства, работа с молодежью». В интервью «Филантропу» Елена Альшанская рассказала о главных целях этой новой общественной работы на ближайшие три года, о реформировании системы ДДИ и государственной экономии.

— В предыдущие созывы ОПРФ вы участвовали в работе в качестве эксперта, сейчас в качестве члена ОПРФ. Как менялась Палата за эти годы?

— Да, перемены были достаточно заметными. Наиболее симпатичной мне была Палата первого и второго созывов. Она была более подвижной и менее функционерской. В этом отношении как рас с прошлым созывом наименее эффективно удавалось работать –лишь с отдельными членами палаты. Надеюсь, что нынешний созыв будет работать активно.

— С кем из членов Палаты Вы планируете сотрудничать? Кого Вы считаете соратниками?

— Давний и один из самых активных и эффективных членов ОПРФ, это  Елена Тополева-Солдунова. В первую очередь работать надо будет в комиссии в которую я сейчас вошла, по вопросам семьи, материнства и детства, это  ее председатель Диана Гурцкая и заместитель Дианы — Юлия Зимова.

Я уже успела познакомиться и пообщаться с некоторыми новыми членами Палаты.. Я увидела большое количество живых активных людей, заинтересованных в решении проблем в сферах, далеких от моей профессиональной – жкх, развитие местного самоуправления. Надеюсь, у них получится использовать работу в палате с результатом для людей на местах.

— Насколько сильна тема детства в новом созыве ОПРФ?

— Если смотреть формально, то только одна из 19 комиссий ОПРФ одна будет заниматься вопросами материнства и детства. Комиссию возглавляет Диана Гурцкая. Все остальные 18 комиссий не про детство. Есть комиссия по делам молодежи. Мне кажется, что паритет и представительство не показатель важности или отсутствия внимания к той или иной теме. Вопрос в другом: насколько комиссия будет активной? Я еще этого не знаю. Работа пока не началась. Но надеюсь, я смогу продвигать и прорабатывать важные для нашего сектора темы — реформирование детских домов, поддержка семей на всех возможных уровнях, вопрос процедуры изъятия ребенка из семьи (ситуация пока стоит на месте).

У нас много вопросов к семейному законодательству, к мерам поддержки кровных и приемных родителей. Что удастся или не удастся сделать – покажет время.

— В последнее время СМИ много обсуждают скандалы в приемных семьях. Это результат либерализации законодательства 10-летней давности?

— Я бы не назвала это либерализацией. Но, безусловно, как раз около десяти лет назад активно пошел рост устройства детей в замещающие семьи. До этого процесс был достаточно вялым. 10 лет — большой срок. Накопились за этот период проблемы: отсутствие профилактической работы для сохранения ребенка в кровной семье, отсутствие грамотного сопровождения приемных семей, учета потребностей и конкретных обстоятельств жизни  ребенка при назначении опекуна или усыновителя. Другое дело, что СМИ берут одну за другой резонансные истории и создают из этого общую картину. Не бывает такого, что все приемные родители вчера были хорошими, а сегодня резко стали плохими. Большинство семей – ответственные, заботливые люди. Они хотят помогать детям и помогают. Но в условиях, про которые я уже сказала – когда семья не подбирается каждому ребенку и не оценивается возможность семьи помочь именно ему, когда много лет не было даже обязательной  подготовки, когда нет сопровождения, а отношение окружающих годами было настороженным и многие семьи жили в напряжении, буквально в кругу обороны и- не имели достаточно ресурсов помощи – конечно, все это приводит к тому, что не все семьи справляются. Не все достаточно хорошими были с самого начала. Но это, конечно, же не большинство приемных семей.

Второй момент: материальная помощь семьям сильно разнится в зависимости от региона. Неслучайно, многие приемные родители переезжают в Москву. Вот например был скандал с семьей из Калининграда? Так вот там пособие 2500 рублей на ребенка, тогда как в Москве эта цифра была в разы больше. Люди ищут лучшие условия жизни. Это, вообще говоря, нормальное поведение взрослого человека в условии свободы передвижения. Надо менять ситуацию – во-первых, не мотивировать семьи слишком большими выплатами, при отсутствии нормальной системы отбора государство само создает для детей риски. Надо выровнять более-менее пособия по регионам. Они должны быть достаточными, не 2500 тысячи рублей, но и без попытки обогнать соседа кто больше единовременное или ежемесячное назначит.

— Реформирование детских домов продолжится?

— Все российские детдома должны быть переформатированы в дома семейного типа проживания. Понятно, что такие глобальные изменения не случатся за один год. В ходе реформы выявились проблемы с переходом на новый тип в первую очередь домов ребенка и коррекционных детских домов. Вот например в ДДИ, где дети с тяжелыми патологиями, в отделении может быть один взрослый на 10-15 человек. Это же дети, каждый из которых требует серьезного индивидуального ухода.   К сожалению, слабое финансирование не позволяет провести до конца полноценное реформирование системы во многих регионах.

Есть проблема и с тем, как сегодня устроены финансовые инструменты бюджетирования организаций. К примеру, создали две группы, по шесть детей в каждой. Так вот пришли приемные родители и забрали из каждой группы по два ребенка. Группу сливают в одну, а часть педагогов увольняют. И так получается каждый раз. Это значит, что, несмотря на прямой запрет в постановлении менять воспитателей и переводить детей из группы в группу, чтобы они не травмировались каждый раз и успевали привыкнуть к воспитателям, – экономическая целесообразность оказывается важнее.

Я хочу сказать, что не так уж много у нас в стране детей в учреждениях, чтобы так на них экономить.

И не обнищает наша страна, если перестанет экономить на воспитателях для детей-сирот. Есть много других трат, на которых действительно отстоит сэкономить. Перестать золотые сервизы для министерств, например, закупать. Глядишь и на детей останется.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий