«Социальные проекты для театра — это всегда зона риска»
7 апреля на Новой сцене Александринского театра благотворительный фонд AdVita отмечает свой 16-й день рождения. В этот день все сотрудники площадки, артисты и музыканты выступают бесплатно. Все собранные средства будут перечислены в помощь подопечных фонда – людей с онкологическими заболеваниями. Начальник отдела по связям с общественностью Новой сцены Александринского театра Оксана Токранова рассказала «Филантропу», почему театр поддержал благотворительный фестиваль и как в современном театре говорить на социальные темы.
— Новая сцена Александринского театра открылась пять лет назад, но социальные проекты появились у вас не сразу. Как вы к этому пришли? Была ли эта программная история?
— В каком-то смысле первым социальным проектом стал спектакль Михаила Патласова «Шум». И совершенно точно социальный смысл был в том, что делала тогдашний шеф-редактор Новой сцены Екатерина Бондаренко: фестиваль «Новая детская пьеса», фестиваль драматургии европейских стран. Эти начинания, проекты составляли важную часть деятельности Новой сцены в первые три сезона ее существования. И это только два крупных ежегодных проекта. Были и поменьше масштабом. Так или иначе они разминали острые социальные темы.
— Какие, например?
— Например, на одном из фестивалей современных текстов для театра поднимались проблемы, связанные с детской агрессией, травлей. Именно на «Новой пьесе для детей» впервые прошла читка пьесы «Ливия, 13», ту читку делал Михаил Патласов. Он же позже поставил спектакль, который сейчас периодически играют в рамках проекта социально-культурных программ «Здесь и сейчас». То есть первые шаги в направлении к социальным проектам Новая сцена сделала тогда. Еще у нас были совместные акции с разными институциями. Например, проект «Прикасаемые».
— Что это за проект?
— Это постановка, в которой одновременно задействованы и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры.
Собственно говоря, естественным продолжением нашего движения в сторону социально ориентированного театра и попыткой систематизировать наши проекты этого направления стало создание программы «Здесь и сейчас», которую с одной стороны курирует Екатерина Пузанкова, руководитель отдела культурных проектов, а с другой — режиссер Михаил Патласов. Он давно и очень активно реализует себя на поле социального театра. В этом же направлении Михаил сделал целый ряд проектов, в том числе и на нашей площадке. Например, «Цель визита» — совместно с Гёте-институтом, про подростков-мигрантов. Для него специально собирали группу подростков в Петербурге, в основном выходцев из стран СНГ. Аналогичный проект делала в Германии русский режиссер с местными подростками-мигрантами. В ходе диалога дети делились опытом, что называется, языковой и социальной адаптации.
— У него был короткий жизненный цикл. Возможно, чтобы этот проект возобновился еще когда-нибудь?
— У него с самого начала был ограниченный срок реализации. В рамках «Здесь и сейчас» мы показываем несколько проектов. Кроме «Ливии», это еще и проект молодого режиссера Антона Оконешникова по пьесе Анастасии Букреевой «Томми». Он идет раз в несколько месяцев и тоже ориентирован на подростков. Эта тема сейчас одна из самых проблемных в современном театре. Неслучайно на фестивале «Арлекин», который пройдет в Петербурге в конце апреля, подростковый театр выделен в отдельную программу. Запланирована читка текстов победителей конкурса «Маленькая ремарка», драматургии для подростков.
Это очень сложный материал и с ним как раз применительно к аудитории у нас возникают проблемы. Общество сейчас невероятно напряжено, многие вещи принимаются в штыки. Например, у нас были раздраженные обращения от зрителей по следам той же «Ливии».
— Как театр справляется с такой внешней реакцией?
— Мы стараемся объяснять, что это такой тип драматургии и театра, когда задаются вопросы, вскрываются проблемы. И такой тип театра, драматургии предполагает и иной, открытый тип спектакля, который ориентирован, развернут на диалог.
Сейчас почва, что называется, размята для разного рода всплесков: кто-нибудь обязательно оскорбится без всякого повода и провокации. Естественно, мы уважаем любое мнение, высказанное в корректной форме. Но мало кто выступает аргументированно. В целом же, все, что касается социальных проектов, для театра это всегда зона риска, особых усилий.
При том, с одной стороны есть проекты как фестиваль фонда AdVita «Один день из жизни…», который ничего кроме позитивных чувств и эмоций вызывать не может. Потому что это музыка, классические тексты, замечательные артисты, и средства собираются на благое дело. Это всегда снимет любое напряжение. Но когда речь идет о другой стороне соцпроектов, в основе которых документальные тексты, поднимающие острые проблемы, о социальном театре, сфокусированном на табуированных темах, обращенном к тем группам общества, что традиционно были не включены в поле театра. И тут мы оказываемся практически на минном поле.
— А как театру жить в таких условиях?
— Есть позитивные примеры. Например, «Квартира», которую создали Ника Пархомовская и Борис Павлович. Это особенное пространство, где людям комфортно и свободно. В нем и гости, и хозяева существуют открыто, творчески. Ведь самая важная вещь любого социального проекта — процесс, диалог, возникающая синергия.
— Александринский театр воспринимается скорее как театр академический. Тогда для чего ему нужны все эти эксперименты, лаборатории, социальные проекты и тому подобное. Ведь они создают еще и сложности при коммуникации с внешним миром.
— Новая сцена изначально задумывалась худруком Александринского театра Валерием Владимировичем Фокиным как место для поиска, эксперимента.
Социальный театр сегодня одно из направлений, в котором современный театр активно и глубоко развивается. В ходе жизни Новой сцены в орбите ее интересов закономерно появилось и это направление.
— Помимо социальных проектов, у вас проходят и благотворительные. Насколько сотрудники театра вовлечены в эту сферу?
— В театре проходит несколько благотворительных событий в течение сезона в сотрудничестве с разными фондами и благотворительными организациями. И в них безвозмездно вовлечены все службы нашего театра — от хозяйственной и технической до административной.
+ There are no comments
Add yours