«Поддержка социального предпринимательства — это больше, чем просто благотворительность»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Это лучшее дело в моей жизни. Проект родился из моего желания помочь одной конкретной семье справиться с горем», — закончила с дрожью в голосе свою речь со сцены социальный предприниматель Александра Фешина, защищавшая свой проект помощи семьям, потерявшим ребенка до родов или в течение первого года. Эмоциональными были выступления практически всех десяти финалистов IV Всероссийского конкурса социальных предпринимателей, организованного фондом поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам».

22 ноября жюри выбрало пять лучших проектов. Каждый победитель получит начальное финансирование на один год в размере 1,2 млн рублей. При этом всем финалистам окажут информационную поддержку в их регионах и консультационную помощь в формате инкубатора, где наставниками выступят сотрудники компаний-партнеров фонда.

Один из членов жюри — Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2, провел на финале конкурса практически целый день, активно задавая предпринимателям вопросы в ходе защиты проектов. В интервью «Филантропу» Сергей Эмдин рассказал о том, почему компания помогает социальным предпринимателям.

Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2

— Компания поддерживает социальное предпринимательство в России с 2012 года. Почему для КСО выбрали именно это направление? 

— Во-первых, поддерживать социальных предпринимателей Tele2 начала еще при шведских акционерах. На уровне международной группы Tele2 существовал фонд, который работал в этой области уже достаточно давно. Мы увидели, что для России эта тема уникальна. Несмотря на то, что уже были фонды с такой специализацией, социальное предпринимательство в России не было достаточно развито как на уровне исполнения, так и на уровне понимания. Если на сцену выйдет учитель, всем понятно, чем он занимается и какой вклад в общество вносит, а если кто-то представляется как социальный предприниматель — почти никто в зале не понимает.

Во-вторых, мы считаем, что поддержка социального предпринимательства — это больше, чем просто благотворительность, когда компания просто дала денег, их потратили на решение некой социальной проблемы и все закончилось.

Здесь же мы ищем людей, которые в сложных условиях (а очевидно, что социальный бизнес — это еще более сложные условия, чем просто малый бизнес, в нем нет больших денег, нет большой маржи), видят нишу и находят бизнес-модель, при которой их услуги могли бы развиваться долгое время в том числе и как бизнес.

В-третьих, история про то, чтобы найти деньги, государственные или частные, на хорошее дело, тоже важная. Но на такие проекты деньги выделяют многие фонды, и мы вряд ли привнесли бы что-то большее на этой территории. А в случае с социальным предпринимательством наша помощь и наша экспертиза обеспечивают эффект мультипликатора для социального бизнеса.

О конкурсе

Всего на конкурс фонда «Навстречу переменам» в 2018 году подали заявки 298 социальных предпринимателей со всей России. Из них волонтеры Tele2, эксперты, сотрудники фонда отобрали 51 лучшую работу. Все представленные проекты направлены на решение проблемы детей, оказывают поддержку семьям в сложной ситуации, предлагают инновации в образовании детей и детей с особенностями.

В состав жюри конкурса в этом году вошли Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2, Светлана Скворцова, директор по стратегическому планированию Tele2, Григорий Березкин, председатель совета директоров группы ЕСН, Анна Тюшкевич, председатель совета директоров РБК, Ирина Гофман, генеральный директор и президент международной вещательной компании ViasatWord, София Брейтхольц, директор международного фонда Reach for Change, Татьяна Бурмистрова, председатель управляющего совета фонда «Навстречу переменам». Также проекты оценивало детское жюри.

Победителями конкурса социальных предпринимателей в 2018 году стали:

  1. Белозерова Ирина, Архангельск. Специальная продукция для недоношенных детей «Шерстяная терапия»;
  2. Максимова Елена и Максимов Павел, Тула. Подготовка детей с нарушенным слухом к ЕГЭ;
  3. Мосенжник Юрий, деревня Шутово Псковской области. База отдыха и ретрит-центр для семей с особыми детьми;
  4. Соколов Алексей, Новосибирск. Приложение для повышения уровня культуры и знаний у глухих людей;
  5. Фешина Александра, Москва. Помощь родителям после потери ребенка, при беременности, родах или в первые месяцы жизни ребенка.
 

— Вы взаимодействуете каким-то образом с фондом «Наше будущее», который первым начал развивать в России тему социального предпринимательства?

— Они недавно наградили нас премией «Импульс добра». У фонда «Навстречу переменам» есть соглашение о партнерстве с фондом «Наше будущее». Это хорошо, что мы не одни занимаемся этой темой в России, даже сегодня она по-прежнему остается недокрученной.

— Tele2 и фонд «Навстречу переменам» получили премию в номинации корпоративных программ по развитию социального предпринимательства, учрежденной РСПП. Это, безусловно, достижение. А для вас лично что является самым значимым достижением в социальной деятельности компании?

— Мне кажется, что самое важное — это то, что эта работа имеет системный характер, у нас есть конвейер по отбору проектов, доведению их до уровня, когда бизнес-проект становится стабильным и независимым. Как это модно у программистов говорить, до уровня MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт — прим. ред). Инкубатор фонда может работать с проектом от года до трех лет. Мы не просто даем людям деньги, а еще и помогаем улучшить их продукт.

— Можете поподробнее рассказать, как это происходит?

— За каждым проектом, прошедшим отбор, закрепляется один или несколько менторов. Мы привлекаем на добровольной основе наших сотрудников самых разных специальностей помочь предпринимателям наладить бизнес. Люди, у которых есть красивая идея, часто очень далеки от бизнеса и плохо понимают, как ее коммерциализировать, чтобы социальное предприятие было устойчивым и была возможность эту социальную проблему решать на долгосрочной основе. Я сам недавно участвовал в конвейерной сессии, когда много проектов сразу проходит через несколько менторов. Казалось бы, компетенции топ-менеджера крупной компании должны сильно отличаться от того, что нужно старатапу, да еще в социальной сфере. Но пару полезных советов я всё же дал. Был один проект по проблеме наркомании подростков, она для родителей разного социального достатка актуальна, и команда не могла понять, как строить ценообразование своего продукта. Я предложил им модель фокус-цены — цена одна, но есть система разных скидок, люди в итоге платят столько, сколько могут.

Помощь может быть разной, востребованы консультации на любые темы: как лучше зарегистрировать фирму, как привлекать финансирование, какой должна быть структура ценообразования, как следить за затратами, как продвигать продукт.

Поэтому я думаю, что нам вместе с партнерами удалось создать полноценный бизнес-инкубатор по поиску и доведению до ума выбранных социальных проектов.

Надежда Корсакова: «Стиль работы и управления в бизнесе и благотворительности одинаков»

— Каковы результаты его работы?

— Примерно 80% из тех, кого отобрали когда-либо в инкубатор, до сих пор существуют и успешно развиваются. Есть и примеры, когда они запускают потом новые проекты. Например, Зоя Бойцева и Алла Маллабиу из Санкт-Петербурга, победители конкурса 2016 года, создали родительскую организацию «Я тебя слышу», которая распространяют информацию о самых современных подходах к абилитации детей с нарушенным слухом и меняют отношение общества к понятию «глухота» и «кохлеарная имплантация». У них уже несколько проектов в этом же направлении — и интерактивный театр для малышей с нарушением слуха, и сказки-приложения на жестовом языке для iOs.

Самый главный результат работы инкубатора — это не разовая история. Поддержка социальных предпринимателей стала частью ДНК нашей компании. Это явление не на уровне руководства или каких-то специально выделенных людей, оно глубоко и широко проникло в недра компании.

Секреты успеха движений Ice Bucket Challenge, MeToo и Щедрый Вторник: примеры из книги «Новая власть»

— А много ли сотрудников занимаются таким волонтерством и есть ли разница по регионам?

— Получается, каждый двадцатый. Вовлечены активно 350 человек, а в компании трудятся 7000. Из регионов активнее всего Урал, Поволжье, Санкт-Петербург, Москва. Меньше всего активен пока Дальний Восток, в следующем году планируем обратить на него больше внимания. Проекты актуальны для всей страны, проблемы одинаковые во всех российских регионах, особые дети и социально-незащищенные категории есть везде. Другой вопрос, насколько известна тема, смогли ли социальные предприниматели достучаться до широких кругов — тут мы можем помочь с информационной поддержкой.

— Отражается ли КСО на показателях вовлеченности сотрудников?

— В 2017 году 91% сотрудников на вопрос о том, считают ли они компанию социально ориентированной и этичной, отвечали положительно. У нас в целом уровень вовлеченности выше мировых практик — около 80% (независимое исследование уровня вовлеченности ежегодно делает международная аналитическая компанияKornFerry). Но сложно выделить, какова в этом роль именно сотрудничества с фондом «Навстречу переменам». А вот если говорить с людьми, которые вовлечены в работу с социальными проектами, они всегда отмечают, что это часть их личного развития, им важно участие в жизни общества и это один из значимых факторов, почему они работают именно в Tele2 и каждое утро с радостью идут на работу.

— Мобильные технологии меняют социальную сферу?

— Возможно с ними даже перебор. Сейчас модно все проблемы решать с помощью мобильного приложения — действительно, у нас у всех в руках смартфоны, не надо куда-то бежать и звонить. Но мне кажется, социальные предприниматели зачастую не понимают, что за их приложением очередь сразу не выстроится, надо еще и подумать, что сделать, чтобы продукт попал конечному потребителю. Если у вас просветительская деятельность, люди сами не придут. А приложение, у которого всего 10 пользователей, никому не интересно.

У нас пока не было таких проектов, которые мы интегрировали на свою платформу. Но мы создали сервис для сбора частных пожертвований в фонд, нашим абонентам помогать теперь легко и удобно. И как показала работа сервиса — абоненты у нас очень отзывчивые.

Дмитрий Ямпольский: «В благотворительности всегда будут находиться новые задачи»

— Мне кажется, социальным предпринимательством чаще занимаются люди, которые сами столкнулись с той или иной проблемой, которая слишком узкая и потому не решается на каком-то большом уровне. Так ли это?

— Даже сегодня по защитам проектов это видно. Александра Фешина столкнулась с потерей ребенка — создала проект помощи семьям в подобной ситуации, Алексей Соколов из Новосибирска, который выступал с сурдопереводчиком, делает приложение для повышения уровня культуры и знаний у глухих людей. По прошлым годам то же самое — семейная пара из Каменск-Уральска мне очень запомнилась, у них ребенок с ДЦП и они много денег потратили, чтобы индивидуально собрать для него велосипед нужной конструкции. Сейчас разработанное устройство, благодаря которому на обычном велосипеде может кататься ребенок, который с трудом ходит, хорошо продается и помогает детям с ДЦП получать то же счастье от «велика» в детстве, что и всем остальным.

Неудивительно, что 60% проектов связаны с личной историей. Должен быть толчок, чтобы люди начали заниматься социальным предпринимательством. Они хотят изменить мир к лучшему, видят на своем опыте, как плохо сейчас решается эта проблема в обществе. И с горящими глазами ищут решение.

— Что бы вы посоветовали социальным предпринимателям?

— Для того, чтобы создать бизнес, надо абстрагироваться от эмоций и того, что вы хотите решить важную проблему. Сейчас это то, чем по сути мы занимаемся — добавить рационального подхода к организации дела: кто целевая аудитория, как организовать производство эффективно и прочие приземленные вещи. Социальные предприниматели совершенно точно неравнодушные люди, болеют душой. Но к горячему сердцу нужен холодный ум, чтобы придумать, как идею воплотить в реальности. И тогда изменение в мире точно станет возможным.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий