Изучение истории Отечества с помощью свободного ассоциативного рисования


Наши ребята пришли, уже будучи взрослыми людьми, учиться в образовательный центр «Вверх». Эти молодые люди – сироты. Они живут в психо-неврологических интернатах, и были признаны в своё время необучаемыми. Поэтому в вечернюю школу многие из них пришли, не умея читать, писать и считать. Пришли осознанно, с большим желанием учиться, с готовностью к многолетнему труду, с чёткой целью: получить обычное образование, а затем – профессию. (У многих, к тому же, есть цель покинуть ПНИ, доказав тем, от кого это зависит, свою способность жить самостоятельно).

Образовательный центр "Вверх"

Об авторе
Ирина Ладыгина, образовательный центр «Вверх»
Закончила исторический факультет МГУ с красным дипломом. С профессией повезло: работу люблю. С преподаванием истории сиротам связываю свою жизнь.

Мне нравится создавать свою методику преподавания. Предпочитаю учить, не уча. Люблю учиться у учеников. Стараюсь преподавать по-разному разным людям: с учетом темперамента и жизненного опыта ученика. Так, чтобы предмет был актуален для него. Уроки провожу в виде мастерских, где мы исследуем предмет вместе, у каждого есть своя работа, каждый идет в своем ритме и обязательно достигает результата. Верю, что интеллектуальное развитие решает многие жизненные вопросы.

Больше 10 лет преподаю историю в образовательном центре «Вверх» молодым людям с диагнозом умственная отсталость, проживающим в московских психо-неврологических интернатах. У большинства наших ребят нет шансов получить обычный аттестат. Поэтому я считаю очень важным поднимать их статус в их собственных глазах. Мы устраиваем выставки, презентации, напечатали их работы для внутреннего пользования. Очень было бы здорово, если бы к их работам проявили внимание не только мы, но и другие люди из «большого мира».

Изучение отечественной истории для наших студентов становится инструментом познания, социальной адаптации, решения психологических проблем (через размышление об исторических процессах, событиях и судьбах).

На захватывающем и волнующем материале легче учиться читать, писать, считать, мыслить, говорить правильно и связно, а также искать свою тему, свой интерес в мире науки.

Историю можно изучать разными способами. Если целью является осмысление и усвоение исторических фактов, лучше использовать разнообразные инструменты восприятия, а не только возможность слушать и читать текстовую информацию. В дело могут пойти: движение тела, вкус, обоняние, осязание; театр, музыка, поэзия, конструирование, скульптура, изобразительное искусство…

Рисунок – это другой уровень общения и понимания, другой язык. Не всё можно сказать и понять при помощи слов.

Если ты взялся за краски и карандаши, ты можешь прожить и превратить в собственные символы то, что узнал. На тебя начинают работать форма и цвет. Твои руки создают и запоминают, делают неожиданные открытия в процессе рисования и в процессе созерцания готового изображения. Ты не пассивный слушатель, но созидатель своей истории.

Обращение к образу на уроке истории подключает к работе левого полушария головного мозга, отвечающего за логику, правое полушарие. В результате естественного союза двух полушарий возникает живой мыслеобраз (мысль + образ). Чем он необычнее и актуальнее для своего создателя, тем эффективнее он снимает стресс и страх перед сложностью материала через «природнение», сопереживание, ассоциацию, творчество. Тем прочнее он западает в нашу память. Для создания образа используются учебный материал, воображение и жизненный опыт ученика. В итоге ученик овладевает таким инструментом «схватывания» информации, как привычка мыслить образами.

Образовательный центр "Вверх"

Поверить учителю, пойти за ним по новому пути: рискнуть начать зарисовывать информацию… Для наших студентов это — непростая задача. Ребята мало учились и никогда не изучали таким способом предметы. Идём постепенно: от сокращенных до одного символа слов, от маленьких значков и картинок (по примеру египетских иероглифов) к опорным листам и художественным образам.

Такая методика является, по сути, возвратом к древнерусской рукописной книге. Ребята создают своеобразную летопись родной истории: записывают то, что считают важным и, используя своё образное, ассоциативное мышление, зарисовывают то, что считают интересным.

В итоге у каждого студента появляется и с каждым занятием увеличивается в объёме своя собственная иллюстрированная книжка по родной истории. Когда есть собственный учебник и плакаты по темам на стенах, можно с лёгкостью «гулять» по истории в разных направлениях, вспоминая, сравнивая и делая выводы.

Всякий раз, начиная этот путь с ребятами, сомневаюсь: примут ли, пойдёт ли, понравится ли… И всякий раз вижу: пройдя через творческие муки, уходят не загруженные новой информацией, а освобождённые, со светом в глазах, удивлённые тому, что думали: ничего не получится, а вот получилось и нравится, и не только мне самому. Рисование после «загрузки» информацией, это как выдох после того, как долго набирал в грудь воздух.

Образовательный центр "Вверх"

Рисование… Есть что-то детское, что-то несолидное в этом занятии. Это, наверное, и является барьером для взрослых и тех, кто считает себя взрослыми. Действительно, многие ли из преподавателей согласились бы изобразить что-либо на чистом листе бумаги? Но ведь недаром же сказано: будьте как дети! И тогда, добавим от себя, вы не остановитесь на одном месте, но будете двигаться и станете по-настоящему взрослыми.

Мало того, что нашим ребятам в принципе полезно рисовать (развитие мелкой моторики, психологическая реабилитация и т.д.), у них возникает привычка и потребность самовыражаться в художественном творчестве. О школе, в которой востребована творческая энергия учеников, можно сказать, что её выпускники действительно готовы к самообразованию, к самоопределению, к самостоятельной жизни.

На занятиях истории все ребята начинают рисовать. Пробуют разные материалы и способы рисования, постепенно нащупывают собственную неповторимую манеру, превращаются в самобытных художников. Все до одного!   Чудо? Как это получается? Что должны иметь ребята, чтобы у них получалось?

  • иметь возможность основательно потрудиться: долго и увлечённо изучать тему, самостоятельно добывать информацию по ней, осмысливать, усваивать, учиться применять её, обсуждать, задавать вопросы, высказывать своё мнение…
  • иметь возможность убедиться в том, что, когда хочешь выразить мысли и впечатления на листе бумаги, не существует понятия: «Я не умею рисовать». И даже наоборот: чем более я выскажусь по-своему, чем менее это будет похоже на то, что кто-то когда-то изображал, тем моя работа будет интереснее и ценнее.
  • иметь полную и безоговорочную заинтересованно-восторженную поддержку авторитетного преподавателя, который создаёт доброжелательную атмосферу коллективного сотворчества в группе студентов.
  • иметь место, время и материалы для свободного рисования, когда внутри тебя живёт тема, когда без напряжения просто позволяешь руке двигаться, когда получаешь  от этого удовольствие.
  • и ещё. Хорошо бы иметь возможность показывать свои работы и получать положительные отклики сторонних зрителей: на  выставках, презентациях, конференциях, в публикациях…

У наших ребят непростые судьбы. Они не получили своевременно достаточного образования. Но они обладают исключительными человеческими качествами, бесподобной интуицией и оригинальным образным мышлением. Результат нашего сотрудничества на уроках истории двойной: усвоение материала и создание художественных произведений.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply