Военно-патриотическое воспитание как способ становления личности


Становление личности ребенка, относящегося к категории детей «группы риска», происходит с особыми трудностями. Причины развития дезадаптации личности разнообразны. У детей данной категории, особенно у воспитанников детских домов и школ-интернатов оказываются не сформированными навыки социальной ориентировки, собственные нравственные ценности, принципы и ориентиры, т.е. нравственная сфера.

Об авторе
Родионов Алексей Борисович, председатель правления Самарской Региональной Общественной Организации Участников Боевых Служб Военно-Морского Флота «Центр военно-патриотического воспитания «Контингент». Подробнее по ссылке.

Проблемы формирования нравственной сферы детей данной категории решаются путем применения многообразных педагогических форм работы, например, таких как круглые столы, беседы о нравственности, проблемах жизни, этический театр, уроки этики и др. Однако существенным недостатком, применяемых педагогических методов является то, что они в большей степени направлены на формирование знаний, представлений о нравственных понятиях. А проблема возникновения потребности в применении личностью этих знаний в собственном поведении, конкретных поступках и действиях остается открытой.

Решение данной проблемы будет возможным в ситуации, где нравственное поведение станет востребованным и необходимым условием жизни. Такую ситуацию возможно создать, приобщая детей к традициям и истории собственного народа через систему патриотического воспитания. С этой целью сотрудниками СРООУБСВМФ «Центр военно-патриотического воспитания «Контингент» проводятся различные мероприятия военно-патриотической направленности, например «Уроки мужества», военно-спортивная игра «Тайфун», военно-спортивный лагерь «Ветер перемен», участие в Параде памяти «Запасная столица» и пр.

В настоящее время среди подростков наблюдается повышение интереса к всевозможным играм, спортивным состязаниям, связанным с некими экстремальными переживаниями. Это явление связанно с тем, что урбанизация общества и стремительный технический прогресс настолько окружили человека комфортом и всевозможными благами цивилизации, что привело к утрачиванию остроты эмоциональных переживаний, появлению гиподинамии (недостаточность движения).

Техническая насыщенность современной жизни не позволяет подростку ощутить в его повседневной деятельности яркие естественные эмоциональные переживания и компенсировать гиподинамию. В связи с этим появляется у современных подростков потребность в новых, острых эмоциональных переживаниях, что ведет за собой появление экстремальных видов спорта. Зачастую эти спортивные направления носят стихийный уличный характер. В данном случае велика вероятность травматизма и получения подростком ярких, но весьма негативных эмоциональных переживаний. Для того чтобы подростковое увлечение имело результатом получение социального опыта и служило мощным инструментом решения педагогических задач, оно должно быть организовано и отвечать принципам безопасности, целесообразности, культуросообразности, природосообразности.

Решению этих задач служит применение сотрудниками «Центра военно-патриотического воспитания «Континегнт» в военно-спортивных играх «лазертаг» оборудования. Игры с применением «лазертаг» оборудования являются мощным педагогическим инструментом, служащим целям отвлечения подростков от «идеалов» улицы, передачи им положительного социального опыта, нравственного и физического совершенствования и формирования патриотического сознания детей- сирот как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Военно-спортивный лагерь «Ветер перемен» в рамках программы «Центра военно-патриотического воспитания «Континегнт» представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества, живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Жизнедеятельность в летнем лагере позволяет создать такие условия, при которых станет возможным формировать доверие к педагогам и интерес к социально одобряемой совместной деятельности, что является одной из самых важных задач в работе с детьми, имеющими сложные формы социальной запущенности. В этих условиях подросток находится в позитивно-деятельностной и комфортной для себя среде, эта ситуация является благоприятной для формирования взаимопонимания и доверия между педагогами и подростками внутри группы. Подросток принимает непосредственное участие в жизнеобеспечении группы, что напрямую влияет на формирование его достойной самооценки, а так же способствует получению необходимых в жизни навыков. В условиях летнего лагеря у педагогов есть возможность наблюдать за каждым участником группы, помогать выстраивать взаимоотношения друг с другом, искать наиболее приемлемые формы взаимодействия подростков друг с другом и со взрослыми. У детей появляется возможность и необходимость выстраивать неформальные взаимоотношения как со взрослыми, так и с детской группой.

Подводя итог, можно сделать вывод, что военно-патриотическое воспитание детей и подростков «группы риска», необходимо и направлено на решение комплекса проблем, а так же служит следующим целям:

  • организация активного отдыха и оздоровление детей и подростков при всемерном использовании естественных природных условий;
  • воспитание у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
  • развитие и совершенствование спортивного мастерства.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply