Поправки СПЧ: иностранных агентов не называть, но заставить отчитываться


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На заседании 4 сентября члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) вновь попросят Владимира Путина исправить законопроект «О некоммерческих организациях». Общественники подготовили для главы государства поправки, согласно которым из закона об НКО уберут термин «иностранный агент», но зато некоммерческие организации будут обязаны предоставлять в Министерство юстиции детальные ежеквартальные отчеты о выполнении работ за счет иностранного финансирования в том случае, если оно превышает 3 млн рублей в год. Об этом «Известиям» рассказала руководитель постоянной комиссии по развитию НКО Елена Тополева-Солдунова.

Иностранный агент

Иностранный агент

— Если мы хотим контролировать иностранное финансирование НКО, в том числе выделение средств на политическую деятельность, то для этого есть и другие возможности, кроме как маркировка организаций. Нужна подробная отчетность, аудит тех, кто получает иностранное финансирование свыше определенных сумм. Понятно, что если это $1 или $100, то на это ничего политического нельзя сделать. А если это суммы свыше трех миллионов в год в рублевом эквиваленте, то совсем другое дело, — добавила она.

Председатель СПЧ Михаил Федотов подтвердил «Известиям», что поправки будут предложены главе государства.

— Закон нуждается в срочной корректировке. Он сейчас не дает ясного определения, что такое иностранный источник и что такое политическая деятельность. Исходя из федерального закона о конституционном суде, политическая деятельность — узкая категория. На практике эта категория совершенно безгранична, — говорит он.

Автор закона об НКО Александр Сидякин («Единая Россия») считает, что вносить поправки в документ «еще не время».

— Для кого-то «иностранный агент» — ярлык, а для кого-то подтверждение деловой репутации. У закона небольшой срок, прошло меньше года. В США, в демократической стране, по мнению членов СПЧ, такой закон работает, хоть и его критикуют. Может быть, у нас еще не пришло время, чтобы он заработал в полную силу. Когда будет понятно, что термин «иностранный агент» — это ярлык, то будем что-то думать, — заверил он.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» вступил в силу 21 ноября 2012 года. Согласно закону, НКО-агентов обязали состоять в особом реестре, для них ввели иной правовой режим, чем для обычных НКО. Например, для «иностранных» НКО ввели отдельную отчетность и проверки. За несоблюдение закона документом предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до 1 млн рублей и уголовная ответственность до четырех лет лишения свободы.

Весной 2013 года по всей России прошли массовые проверки НКО в том числе — чтобы выявить «иностранных агентов». О результатах проверок недавно рассказал представитель Генпрокуратуры Алексей Жафяров. Три НКО признали экстремистскими; проверяющие нашли более 500 нарушений законодательства со стороны НКО; в России финансируются из-за рубежа более 2 тыс. 200 НКО (за пять месяцев 2013 года они, по данным Генпрокуратуры, получили 18 млрд рублей). При этом «иностранными агентами» (это те, что получают иностранные деньги и занимаются политической деятельностью) прокуратура признала 22 организации.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий