Третий сектор в поисках идентичности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

26 февраля в Общественной палате РФ состоялась дискуссия на тему «Новая идентичность третьего сектора», организованная Комиссией по развитию благотворительности и волонтерства ОП РФ. Поводом послужило исследование, посвященное вопросам устойчивости некоммерческих организаций и проведенное CAF Россия.

идентичность

Российская некоммерческая сфера развивается вместе с обществом: вступают в силу новые законы, изменяется отношение людей к благотворительности, на рынке социальных услуг появляются новые игроки. Как помочь НКО оставаться устойчивыми в изменившихся условиях? Авторы исследования уверены: для этого нужно перестать понимать устойчивость как исключительно финансовый термин, а оценивать, прежде всего, вклад НКО в благополучие человека.

— Главный вопрос, на который ищет ответ исследование — как отличить среди большого количества организаций, нередко маскирующихся под некоммерческие, истинные намерения работать на благо общества, и как сделать так, чтобы общественные ресурсы аккумулировались правильным образом, — отметила, открывая дискуссию, заместитель председателя Комиссии по развитию благотворительности и волонтерства Лариса Зелькова.

Директор по программной деятельности CAF Россия Полина Филиппова рассказала, какие новые возможности и вызовы появились в некоммерческой сфере. Вступивший в силу «закон об иностранных агентах» в значительной степени лишил НКО западного финансирования. В результате многие организации переориентировались на получение помощи от государства – в 2013 году спрос на президентские гранты вырос в 2,5 раза. Организации также стали активно участвовать в системе госзакупок, конкурсах, тендерах и аукционах. Изменился и сам сектор: на нем появились нетрадиционные игроки. Активно заниматься социальными услугами и претендовать на пожертвования благотворителей начали школы, библиотеки, больницы и другие бюджетные учреждения, нередко создавая при себе НКО. Другим заметным явлением стал социальный активизм – неформальные объединения граждан (волонтерские и другие инициативные группы) пытаются решать наиболее острые социальные проблемы. Активно развивается социальное предпринимательство. Часто типичные для НКО технологии используются околополитическими группами. Наконец, создаются псевдо-НКО.

— Пока отделить тех, кто работает на социальное благо, от тех, у кого другие цели, непросто. Между тем, репутация сектора очень важна, – уверена Мария Черток, директор CAF Россия. – НКО необходимо определиться в новых границах, сформулировать общие ценности и общую повестку дня, найти работающие механизмы солидарности. Крайне важно найти идентичность. Пока нас воспринимают, как некий придаток к системе социального обслуживания или природоохранного направления в рамкха государственных структур. Значимость представляется невысокой – третий сектор экономики производит всего 1% ВВП. Вопрос, для чего мы работаем и в чем мы видим свое предназначение, значительно шире, чем оказание непосредственной помощи в тем или иным группам населения. Мы предлагаем сфокусироваться на понятии благополучия (well-being) – по сути, некоммерческий сектор — единственная сфера, направляющая усилия на повышение именно благополучия каждого человека, что в итоге ведет к гуманизации общества в целом.

Пока нас воспринимают, как некий придаток к системе социального обслуживания.

Директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Артем Шадрин отметил, что в мире накоплен интересный опыт, позволяющий соединить возможности некоммерческого сектора и государства. Например, социальные облигации, когда частные инвесторы вкладывают средства в социальные услуги, покупая специальные ценные бумаги. Когда вложенные в проект деньги начинают приносить эффект: скажем, программа помощи заключенным снижает процент рецидивов преступлений — государство компенсирует инвесторам вложения. «Было бы здорово внедрить у нас нечто подобное», — отметил Шадрин.

— Доклад способен спровоцировать в обществе поиск ответа на вопрос, что такое некоммерческий сектор, и зачем он нужен,  —  уверен консультант Фонда Ч.С.Мотта Вячеслав Бахмин. – У него много ролей, есть прагматичные, есть идеальные. Прежде всего, НКО создают целый сектор экономики, и именно на это государство обращает внимание (правда, относится как этому сектору как к полезному, но все-таки довеску к остальной экономике). Он обеспечивает гражданский контроль над государством, смягчает многие серьезные проблемы. Еще некоммерческая сфера является лабораторией, пилотной площадкой для разных инноваций, школой гражданского воспитания. Наиболее важно то, что сектор дает людям возможность реализовать творческий и личностный потенциал, ощутить свою важность и нужность.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий