Короткий метр милосердия


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

18 июня в Центре документального кино на Открытом фестивале короткометражных документальных фильмов «Милосердие.DOC» показали лучшие работы в номинациях «Короткометражный документальный фильм» и «Ролик социальной рекламы». Корреспондент «Филантропа» записал самые интересные моменты обсуждения картин-победителей.

Фестиваль социаных документальных короткометражных фильмов и рекламы Милосердие.DOC

Фото Екатерины Степановой

Документалистика — идеальный язык для благотворительности

Фестиваль «Милосердие.DOC» — проект портала о благотворительности Милосердие.ru. Первый раз его провели в 2013-м, а в этом году на конкурс поступило 115 работ со всей России. Темы: болезнь и её преодоление, дети с инвалидностью, старость и одиночество и многие другие.

Победителей выбрало жюри, которое возглавила режиссёр-документалист Марина Разбежкина. Призы, вазы ручной работы, обладателям первых мест вручала автор проекта «Наивно? Очень» Елена Вахрушева. «Наивно? Очень» — это социальное предприятие, на котором «особые художники», люди с ментальной инвалидностью, создают арт-объекты для продажи.

Для Милосердия.ru это кинособытие — большое и важное дело, потому что, как рассказала главный редактор портала и президент фестиваля Юлия Данилова, «документалистика — язык, который лучше всего показывает, как можно помочь разным людям. Ведь далеко не все подопечные благотворительных фондов — пушистые зайчики, голубоглазые детки. Поэтому демонстрировать фильмы на такие непростые темы, как, например, бездомность или инвалидность, — отличная идея».

Юлия Данилова отметила, что сейчас организаторам конкурса интереснее всего то кино, те ролики социальной рекламы, которые живут в интернете. «Потому что это площадка, где все могут смотреть всё, где зрителю легко перейти от пассивного просмотра к прямому действию и где режиссёры могут донести свой месседж быстро и эффективно, без блеклых и затёртых слов. Последнее очень важно для людей искусства, которым часто не хватает выхода в реальность».

«Короткометражный документальный фильм» — тройка победителей

Первое место среди короткометражек занял фильм «Давай, вставай!» петербургского режиссёра Ксении Ксандиновой. Это картина о парне, который лишился обеих ног при восхождении на Эльбрус, но нашёл в себе мужество не сдаться. Теперь вместо ног у героя фильма протезы, причём «полный боевой комплект» — от беговых до горнолыжных. Герой «Давай, вставай!» мечтает попасть в национальную сборную по горным лыжам и поучаствовать в следующей паралимпиаде. О своей истории преодоления он говорит с неизменной улыбкой: «Бывает обидно, когда люди погружаются в свои проблемы; и инвалидность тут ни при чём. Если плохо, вытаскивай себя за волосы, как Мюнхгаузен».

Интересный вопрос из зала задали о смысле фильма-победителя: «Разве этот фильм о милосердии? Он, скорее, о преодолении, при чём тут тема фестиваля?» Юлия Данилова ответила, что в самом вопросе зрителя «есть ошибка в посылке. Что вроде как «есть мы, обычные люди, и есть они, бедные крошки». Мы — это они. В рамках нашего фестиваля мы не хотим проводить сегрегацию. Милосердие — это не жалость, это соучастие, попытка признать, что мы на равных».

Второе место среди короткометражек заняла картина режиссёров из Владикавказа Лилии и Макса Гиджрати «Вова» — о 26-летнем парне с синдромом Дауна, который слушает «Басту», сам читает рэп, рассуждает о дружбе и любви и, вообще, отлично социализирован даже по московским меркам. Фильм светлый и позитивный, и даже история мамы героя о том, как ей предлагали отказаться от сына, только больше убеждает зрителя в том, что все возможно, если любить ребёнка и бороться за него: «Я сама педагог и считала, что у благополучных родителей должны быть благополучные дети. Это был удар по моей гордыне. Но потом сын открыл мне новый мир».

Как рассказали Лилия и Макс Гиджрати в видеообращении, выход фильма сыграл замечательную роль в жизни Вовы — сейчас он записывает клипы, снимается в социальной рекламе, о нем пишут статьи и снимают телепередачи.

Третье место досталось картине Юлии Меламед «Без движения», которую режиссёр сняла в рамках документального проекта «Москвичи». Героиня этого кино — девушка, с рождения прикованная к инвалидному креслу. Она работает, учится и даже посещает уроки вождения. Сама ездит в метро, у каждой лестницы с бесполезными полозьями по полчаса прося: «Помогите подняться, пожалуйста».

По словам Юлии Меламед, проект «Москвичи» родился, «когда ещё были живы РИА Новости. Это документальное кино, снятое специально для интернета. Главная интрига «Без движения» — героиня не раз в течение фильма говорит, что все прекрасно, но все чувствуют, как нелегко ей даются эти слова. Почему? Мы случайно догадались. Родители стесняются Таню — с детства они боялись, что соседи и друзья решат: у них неблагополучная семья, раз в ней родился «инвалид». Честно, я не знала, что такое бывает…»

«Ролик социальной рекламы» — тройка победителей

Первое место в номинации «Ролик социальной рекламы» заняла работа «Щелкунчик в колонии» режиссёра Марии Поляковой. Съёмочная группа приехала на один день в Колпинскую колонию для несовершеннолетних, чтобы снять клип для заключённых — поздравление мамам с Новым годом. Но, как рассказал продюсер ролика, «сначала это был просто клип, но потом мы поняли, что может получиться нечто большее — социальное видео. Вообще, Колпинская колония — это разрыв шаблона. Её начальник — человек, который делает все, чтобы ребята никогда туда не возвращались, чтобы поняли, что есть альтернатива зоне. Возит их на фестивали для заключённых, одному парню помог записать рэп-композицию прямо за решёткой».

Вторыми в номинации стали режиссёр Георгий Молодцов и его анимационный ролик «Чемпион», снятый вместе с «Перспективой». Как рассказал автор, «анимация — одно из хороших решений для социальной рекламы. Это весело, зрелищно, поэтому даёт нам возможность появляться в эфире не только с полуночи до шести утра, а в прайм-тайм. Телевизионщикам важно поддержать имидж позитивного канала».

Третье место досталось работе Кирилла Новикова «Может, этой весной». Это один из десяти роликов в серии, которую по инициативе фонда «Измени одну жизнь» сняли успешные режиссёры. Социальную рекламу о том, что каждый ребёнок должен жить в семье, многие уже успели увидеть в московских кинотеатрах — ролики показывали перед кинолентами вместе с трейлерами. Кстати, в конкурсной программе «Милосердие.DOC» «Может, этой весной» — единственный профессиональный рекламный ролик, снятый на общемировом уровне.

1 comment

Add yours
  1. Лариса

    Я с интересом прочла статью и посмотрела эти фильмы. По каждому фильму есть,разумеется, свои мысли, что-то приняла, что-то осталось со знаком вопроса. Но считаю, что авторы делают очень нужное дело. Для меня. как мамы 24-летней дочери-инвалида Яночки, у которой тяжелая форма ДЦП(ссебя не обслуживает совсем. но ин-теллект сохоанный) непонятно как можно стесняться собственного ребенка. просто я понимаю какое у нас общество. Только-только начинают уверенно говорить о людях с инвалидностью, восхищаться теми, кто принимал участие в Паралимпиаде да еще и стал призером…..А сколько таких. кто попал в аварию или что-то еще, как им жить? Вот благодаря таким фильмам. акциям, неравнодушным людям узнается истинная цена, ценность жизни. Спасибо всем, кто донес до нас эти фильмы. Удачи и здоровья! С уважением, Лариса.

Добавить комментарий