Вне зоны доступа. Москву проверили на приспособленность для инвалидов


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В самом центре Москвы – на улицах Моховая и Волхонка – люди в инвалидных колясках самостоятельно смогут посетить лишь одно заведение. Попасть в остальные, включая якобы приспособленный для инвалидов городской туалет, невозможно без посторонней помощи. Таковые результаты акции «Доступ есть», которая прошла 1 августа.

Акция «Доступ есть» в Москве. Фото Ирины Толстошеевой

Акция «Доступ есть» в Москве. Фото Ирины Толстошеевой

Проверка

Во время акции люди с инвалидностью и без пробуют в инвалидных колясках проехать по какой-то части Москвы. И определить, насколько этот участок города доступен для людей с ограниченными возможностями. Акция проводится с 2009 года по инициативе журнала «Большой город». В этом году ее поддержали телеканал «Дождь» и портал для людей с ограниченными возможностями Dislife.ru.

Участники разделились на 4 группы и исследовали улицы: Моховая и Волхонка, Тверская, Петровка, Большая Дорогомиловская и Кутузовский проспект. Корреспондент журнала «Филантроп» прошла с группой, идущей от библиотеки им. Ленина к Пушкинскому музею.

Самым узнаваемым участником нашей группы стал Сергей Миронов, лидер партии «Справедливая Россия» и депутат Госдумы. Кроме него были Юлия Таратута, ведущая телеканала «Дождь», Денис Роза, председатель правления общественной организации инвалидов «Перспектива» и Стас Жицкий, художник. Все эти люди сели в инвалидные коляски и вместе с теми, для кого этот вид транспорта является привычным, отправились на прогулку.

Сергей Миронов во время акции «Доступ есть». Фото Ирины Толстошеевой

Сергей Миронов во время акции «Доступ есть». Фото Ирины Толстошеевой

Прогулка

Первым делом попробовали попасть в библиотеку им. Ленина. Но пандус на подъезде к ее лестнице оказался таким крутым, что самостоятельно взять такую высоту не удалось никому из участников. Оставив эту попытку, двинулись по Моховой улице в сторону станции метро «Боровицкая».

По дороге встретился городской общественный туалет в виде отдельно стоящего павильона. На нем был значок, что туалет приспособлен для людей с инвалидностью. Наша группа решила проверить, так ли это. Чтобы воспользоваться туалетом, надо купить карточку. Без особых проблем заплатили за нее во встроенном терминале, и тут возникла первая сложность. Терминал выдает магнитную карточку, которую надо приложить у входной двери. Но карточка выдвигается из окошка, расположенного на уровне глаз взрослого стоящего человека. Человеку в инвалидной коляске без подсказки трудно было даже понять, где же находится карточка. Чтобы дотянуться до нее, пришлось привставать в кресле, опираясь только на ступни. Со стороны кажется, что в этом нет ничего сложного. Но это не так. Приходится балансировать, чтобы коляска стояла на месте и не отъезжала.

С карточкой в руках Игорь Гаков, передвигающийся в инвалидной коляске 18 лет, открыл тяжелую дверь и попробовал въехать в туалет. Но порог высотой около 30 сантиметров стал непреодолимой преградой. Попасть внутрь мужчина смог только тогда, когда его вместе с коляской вкатили в это помещение.

Недалеко от туалета обнаружили терминал для оплаты мобильных телефонов и городских услуг. Попробовали воспользоваться им, и снова неудача. Человек в коляске может дотянуться до всех окошек на экране, но снизу ему не видно, что изображено собственно на экране. Мешает отсвечивание. Выходом стал бы козырек или навес, но его в этом месте на Моховой не было.

Затем наша делегация подъехала к станции метро «Боровицкая». Самостоятельно открыть тяжелые входные двери невозможно – мешает поток выдуваемого воздуха со станции. Оказавшись внутри, человек в коляске упирается в турникеты – они узкие, проехать между створками на коляске невозможно. И сразу за турникетами виднелось несколько лестниц, которые вели к платформе.

Полицейский, работающий на станции, узнал Сергея Миронова и пообещал тому, что сейчас сотрудники метрополитена вызовут специалистов Центра обеспечения мобильности пассажиров. Они помогают людям с инвалидностью, пожилым и пассажирам с детскими колясками попасть в метрополитен. В частности, на руках несут коляску с человеком до платформы. Но помогают они по предварительной заявке, сделанной не менее чем за три часа до прохода в метро. Ждать так долго помощников участники акции «Доступ есть» не стали. Вердикт однозначный – в московском метрополитене без сопровождения передвигаться в инвалидной коляске невозможно.

Сергей Миронов во время акции «Доступ есть». Фото Ирины Толстошеевой

Сергей Миронов во время акции «Доступ есть». Фото Ирины Толстошеевой

От станции метро тротуар в сторону Волхонки шел под незначительным уклоном. Пешеход его едва замечает. Но для людей в коляске он опасен. «Я постоянно боялся, что просто опрокинусь из-за уклона», — признался Сергей Миронов, депутат Госдумы.

На пересечении Моховой и Знаменки шел ремонт бордюрного камня. Бордюр уже установили, но асфальт толком уложить не успели. Без посторонней помощи преодолеть этот участок было невозможно. Съезжать на пешеходный переход тут будет удобно, когда ремонт завершится – у бордюр заниженная высота. А вот въехать на Воздвиженку, в которую упирается переход, будет невозможно — бордюр там слишком высокий.

Акция «Доступ есть» в Москве. Фото Ирины Толстошеевой

Акция «Доступ есть» в Москве. Фото Ирины Толстошеевой

В галерею Шилова участники акции попали почти без проблем. К ней вел пандус, который, правда, около входа был перекрыт урной для мусора. Ее отодвинули для таких посетителей. Внутри обнаружился подъемник, с помощью которого спускают всех желающих. Эта галерея стала единственным местом, в котором участники акции наклеили стикер «Доступ есть!».

Волхонка в одном из мест делает небольшой изгиб. Там же стоит, с одной стороны, дорожный знак, отрезая часть тротуара, с другой – урна. Человеку в широкой инвалидной коляске тут уже не проехать.

По дороге попробовали заехать в несколько кафе. В одном – «Шоколад» — был низкий порог, его можно преодолеть. Но коридор довольно узкий. Вышедшая официантка хотела помочь участникам акции, но ничего не могла сделать – для нее места в коридоре не было. Внутри кафе оказалось, что туалет находится в подвальной части, к которой ведут лестницы. А на выезде колеса застревали в резиновом коврике с дырочками.

В другом кафе путь преграждал высокий порог, в третьем пандус был, но только внутри. Как попасть в кафе снаружи, так и осталось загадкой.

В Галерею Ильи Глазунова человек в коляске может въехать со служебного входа – нужно преодолеть одну невысокую ступеньку. Но тротуар около служебного входа завершается довольно высоким бордюром.

«Я бы уже упал с коляски в таких местах несколько раз», — говорит Стас Жицкий, художник.

В Пушкинский музей можно попасть лишь с бокового входа. И для осмотра будут доступны только залы на первом этаже. Лифта, ведущего на второй этаж, в музее пока нет.

Впечатления

«Очень трудно передвигаться, — заключил Сергей Миронов. — Когда идешь, многих вещей не понимаешь. Мы видим, что часто формально [к заведениям] не придерешься, потому что вроде пандус есть. Но сделан так, что пользоваться невозможно».

Осенью Миронову и его коллегам в Госдуме предстоит заслушать отчет о реализации федеральной программы «Доступная среда». «Когда мне будут красиво докладывать, что в Москве все сделано [в рамках программы], я уже буду знать, что это не так. И есть все основания добиваться у городских властей и федеральной власти, чтобы любой населенный пункт был доступен для людей в инвалидной коляске. Чтоб у них не было проблем с посещением музеев, кафе, аптек, переходами через дорогу».

Игорь Гаков говорит, что за 18 лет, которые он передвигается на коляске, Москва становится более доступной. Но по-прежнему передвигаться по городу на метро нельзя. И всякий выход в город требует большого заряда собственного позитива. «Да, изменения идут. Но если бы все средства, которые направляются на создание доступной среды, доходили реально, если бы делали всё знающие люди, мы бы давно жили в идеальном городе», — считает он.

В ходе нашей прогулки организаторы акции представителям тех помещений, в которые не смогли попасть люди на колясках, выдали памятки, как повысить доступность их учреждений. Будут ли приняты какие-то меры, станет понятно во время следующей акции «Доступ есть».

Мнение бывшего вице-мэра

Андрей Шаронов, бывший вице-мэр Москвы, проехал в коляске по Тверской улице в рамках акции. Своими впечатления он поделился на странице в Facebbok:

«Я впервые ощутил Москву глазами и руками человека, прикованного к коляске. Я не смог нигде пересечь Тверскую без посторонней помощи: единственный лифт в переходе на Маяковке давно не работает, а рейловые спуски в других переходах пригодны только для детских колясок. Бордюры на большинстве переходов сделаны с понижением, это позволяет двигаться самостоятельно, а вот войти в кафе, магазины и другие общественные заведения, чаще всего, самостоятельно я не смог. 20- сантиметровый порог, который ты не замечаешь, становится непреодолимым препятствием для человека с ограниченными возможностями. В одно кафе я въехал легко, нет порога, широкие проходы между столами, но на вопрос, есть ли туалет, которым может воспользоваться колясочник, услышал, что туалет обычный, да и тот на 2-м этаже по крутой лестнице. Увидел несколько “псевдопандусов”: один упирался в стену, другой был уже коляски. Причем, оба пандуса из дорогого мрамора: деньги потрачены — проблема не решена. Еще я узнал, что все эти требования к безбарьерной среде закреплены в законе г. Москва и в федеральных СНиПах, что за их нарушение предусмотрены санкции, включая штраф до 100000 рублей. Особенно огорчило отсутствие пандусов в гос. учреждениях: Музее современной истории на Тверской, Департаменте торговли и услуг и на недавно отреставрированном Тверском бульваре. Из хорошего: приятно удивил городской транспорт. Водитель троллейбуса вышел, быстро раскрыл удобный пандус, помог заехать. Внутри троллейбуса большая удобная площадка для коляски (и не одной), кнопка сигнала водителю. И еще: большая часть прохожих и обслуживающего персонала кафе, магазинов, офисов предлагали свою помощь, компенсируя отсутствие пандусов и других удобств, что радует. Итак, очень полезный опыт. Думаю, каждому из нас (особенно, строителям, муниципальным служащим) стоит хоть раз “попробовать” город в инвалидном кресле и потом всегда вспоминать эти ощущения в своей профессиональной деятельности и, самое главное, в общении с людьми с ограниченными возможностями. Очень часто мы просто забываем об их существовании. Увы, и я здесь не исключение».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий