Исследование: 75% детей подвергаются психологическому насилию


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Благотворительная организация «Семья детям» при поддержке компании Boeing провела исследование по проблеме жестокого обращения с детьми в Верхней Салде (Свердловская область). Цель: оценка общей ситуации, методов и форм воспитания детей, которые используются в семьях и государственных образовательных учреждениях (детских садах, школе, интернате, центре реабилитации для несовершеннолетних). Кроме того, исследователи проанализировали виды жестокого обращения и уровень их распространенности в Верхней Салде.

Насилие над детьми

Исследование — часть благотворительного проекта, который стартовал на территории города в начале 2015 года. Было выявлено, что особую тревогу вызывает психологическое и физическое насилие в отношении детей, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

​Исследование проводилось на четырех площадках: детский дом, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, детский сад, школа. В опросах приняли участие дети в возрасте от 11 до 18 лет, родители детей дошкольного и школьного возраста, а также специалисты социальных и образовательных учреждений. Всего исследованием были охвачены 104 ребенка и 134 взрослых. Важно отметить, что еще 54 родителя не дали согласие на участие своих детей в исследовании.

Дети склонны винить себя

Анализ результатов исследования показал, что из четырех видов жестокого обращения (физическое, психологическое, сексуальное и пренебрежение нуждами ребенка) преобладает психологическое насилие дома, в школе и в учреждениях государственного воспитания. Это подтвердили 58% детей и 75% взрослых. В школе и интернатных учреждениях психологическое насилие чаще всего выражается в угрозе ребенку плохими оценками, унижениях со стороны взрослых, а также обзывательствах, краже или порче личных вещей со стороны сверстников.

Дома, как отметили дети и взрослые, родители нередко повышают голос на ребенка или запрещают ему то, что он любит. Кроме того, родители ругают ребенка при посторонних, называют его обидными словами, отказываются разговаривать с ним, обещают бросить его.

Дети в большинстве случаев склонны обвинять себя в причинах такого поведения со стороны взрослых. 70% детей считают, что взрослые кричат на них, когда дети сами в чем-то виноваты. 30% предполагают, что причиной всему — неумение родителей действовать по-другому или их личные проблемы.

«Психологическое насилие – это результат, во-первых, наших культурных традиций. Обзывательства, унижения не всегда воспринимаются в обществе как насилие, — говорит психолог проекта Александра Мелях. — Во-вторых – это результат недостатка родительской компетентности. Чаще всего люди учатся воспитывать ребенка у своих родителей, и делают это интуитивно, не прибегая к дополнительному обучению. В-третьих, – это влияние социального неблагополучия и вместе с тем психологическое состояние родителей. Когда жить тяжело, труднее воспитывать ребенка. Общеизвестно, что количество актов насилия в отношен детей в кризис возрастает.

В исследование мы отметили, что дети склонны винить себя в жестокостях взрослых, и это тоже закономерность. Обвинение жертвы – это иллюзия контроля над ситуацией. Ребенку трудно принять, что, например, его папа, которого он любит и дорожит им, не прав, когда он делает ему больно, поэтому ребенку легче обвинить себя.

Учитывая все это, мы обучаем специалистов быть более чувствительными к проявлениям жестокого обращения и поддерживать родителей на пути к изменениям».

Дети: «Применение физической силы недопустимо»

Другая проблема, выявленная при исследовании, — физическое насилие в школе и интернатных учреждениях. 30% учащихся отметили его в своих анкетах, обозначив, что их били по лицу или по голове, а также пинали. Чаще всего от физического насилия со стороны сверстников страдают учащиеся 6–8 классов. При этом 98% детей считают, что применение физической силы к более слабому – это «плохо», «подло» и «недопустимо».

Что касается взрослых, то о разрешении конфликтов с ребенком путем физических наказаний говорят 26% опрошенных. Согласно опросу, 74% детей отметили, что когда у них будут свои дети, они не будут их бить и кричать на них.

«Применение физической силы – это часто результат бессилия родителей, — говорит Александра, — чаще всего его применяют, когда совсем ничего не помогает. Отметим, что на физическое насилие в нашей стране у многих уже есть запрет, хотя оно тоже пока остается в наших традициях. Столь явного запрета на психологическое насилие пока нет. Этим также объясняется высокое распространение последнего в обществе.

Поэтому важно и взрослых и детей обучать тому, что жестокость не является нормой, и предоставлять социально-приемлемые способы решения сложных ситуаций».

Плохо поддается исследованию

Исследование помогло выявить риски сексуального насилия в отношении детей. Отмечалось, что были случаи, когда дети показывали друг другу фотографии, журналы, фильмы со сценами сексуального характера.

Эксперты считают, что в учреждениях государственного воспитания такие риски выявить проще, чем в семье, потому что детские дома, социальные центры открыты для волонтеров, специалистов, экспертов – они на виду. При этом дети там более ранимы и более подвержены воздействию насилия (психологическое, физическое, сексуальное), чем дети из семей.

«В своем проекте мы учим специалистов распознавать признаки наличия неадекватного возрасту сексуального опыта у ребенка, и параллельно помогаем повысить их психологическую устойчивость в работе с этой проблемой – учим оставаться в контакте с ребенком и понимать границы своей компетенции», — отмечает Александра Мелях.

По анкетам 14% опрошенных детей из семей не получают заботу (поддержку, помощь) со стороны взрослых, когда они в ней нуждаются.

Идеальная семья

Исследование показывает, что 90% родителей хотели бы использовать ненасильственный способ воспитания ребенка, когда они словами могут объяснить ребенку, почему что-то было плохо.

Конечно, о предпочтениях в ненасильственных мерах воспитания говорят и сами дети: 88% детей считают, что воспитывать нужно с помощью доброты и ласки, советов, любви, мотивации, понимания. 42% детей, участвующих в опросе, считают свою семью идеальной.

Что делать

Подводя итоги исследования, эксперты «Семьи детям» отмечают, что закрытость детей и родителей пропорциональна числу имеющихся у них проблем. Это возникает из страха осуждения или любой другой угрозы.

«Семья детям», занимаясь этими проблемами в Свердловской области, главной своей задачей считает не только выявить факты жестокого обращения, но и обучить взрослых (родителей, педагогов, специалистов) формам и методам ненасильственного воспитания детей. «Мы понимаем, что решение проблемы жестокого обращения с детьми – это сложная задача. Но мы работаем по ней уже четыре года в Екатеринбурге и в целом в Свердловской области, — отметила директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. — А в 2015 году в отдельно взятом маленьком городе, в Верхней Салде. Нам удалось привлечь в проект практически все категории специалистов социальной сферы, которые работают с детьми и семьями. Это учителя, социальные педагоги, воспитатели, психологи, специалисты по социальной работе, руководители учреждений государственного воспитания. Именно они постоянно встречаются с сотнями родителей и детей. Кто если не они могут повлиять на решение проблемы? Поэтому наш проект не только помогающий, но и обучающий».

Инструменты исследования

В качестве инструментов исследования были использованы несколько типов опросников:

  • адаптированный под цели данного исследования опросник на базе ICAST – C (опросник для изучения насилия среди детей и подростков 11–18 лет);
  • адаптированный под цели данного исследования опросник на базе ICAST- P (опросник для изучения распространенности насилия над детьми среди родителей или специалистов, работающих с детьми);
  • интервью для диагностики насилия (для детей, воспитывающихся в семьях);
  • методика незаконченных предложений (для детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, вне семьи).

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий