Красота спасёт мир? Можно ли сделать культуру партнёром в решении социальных проблем


Как оценить, насколько эффективно работают учреждения культуры? Можно ли выяснить, какой культурный проект оказывает большее воздействие на общество? И кто более нуждается в финансовой поддержке? Благотворительный фонд В. Потанина изучил зарубежный опыт в этой сфере и организовал дискуссию в российском экспертном сообществе.

Круглый стол «Показатели эффективности в сфере культуры: за и против». Фото Натальи Дорошевой

Круглый стол «Показатели эффективности в сфере культуры: за и против». Фото Натальи Дорошевой

Круглый стол «Показатели эффективности в сфере культуры: за и против» состоялся в Москве 25 сентября 2015 г. в Общественной палате РФ в рамках Культурного форума регионов России. Организаторами открытой дискуссии выступили Благотворительный фонд В. Потанина в партнёрстве с некоммерческой организацией Evolution and Philanthropy. Поводом для разговора стало проведённое в июле-августе 2015 года исследование мировых практик по измерению социального воздействия культурных проектов, выполненное Evolution and Philanthropy по заказу фонда Потанина. Исследователи проанализировали около 30 открытых источников информации, прежде всего – североамериканских и британских.

В России вопрос социального воздействия культурных проектов на большую повестку пока не выносился. Для нас культура всегда была априори носителем света, знаний и всего позитивного, что нуждалось в государственной поддержке, пусть и по остаточному принципу. Грантодающие организации помогали культурным инициативам скорее из любви к искусству. Сейчас же всё больше учреждения культуры рассматриваются государством и донорами как партнеры в решении социальных вопросов. И в этой связи говорить об инструментах, измеряющих их воздействие на общество, оказалось вполне логично.

– Нам показалось очень важным, чтобы между учреждениями культуры и донорским сообществом установился не просто диалог, для чего необходима оценка, но и общее понимание индикаторов эффективности проектов, – сказала, открывая круглый стол, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева. – Мы попытались изучить накопленный зарубежный опыт коллег и проанализировать, насколько это может быть применимо или не применимо в нашей стране.

Ольга Евдокимова (слева) и Оксана Орачева. Фото Натальи Дорошевой

Ольга Евдокимова (слева) и Оксана Орачева. Фото Натальи Дорошевой

Результаты исследования представила директор филиала Evolution and Philanthropy в РФ Ольга Евдокимова. По ее словам, основными заказчиками оценки в сфере культуры и искусства являются регулирующие и финансирующие стороны: государство, частные фонды и профессиональные сети. Их мотивирует продолжающийся экономический кризис и нарастающие социальные проблемы, которые необходимо решать с меньшими бюджетами. Отсюда запрос на эффективность и применение новых социальных технологий.

– Зарубежный опыт показывает, что и государство, и частные фонды начинают подходить к своим благополучателям в сфере культуры не только как к хранителям прекрасного, но и как к партнёрам в решении социальных проблем, – подчеркнула Ольга Евдокимова. – Что происходит дальше? Учреждения культуры вынуждены по-другому относиться к планированию и оценке социальных результатов своих проектов.

Применим ли этот опыт у нас, или оценка для российских учреждений культуры станет лишь дополнительным обременением? Проводить или нет количественные и качественные исследования? Какие показатели нужны донорам, а какие – учреждениям культуры? Приглашённые эксперты высказали свои мнения: в основном все они согласились с важностью оценки, но говорили о возможных проблемах.

– Это очень интересные данные и для учреждений культуры, и для студентов, которые сейчас обучаются на спецкурсе по музейному делу, который мы запустили вместе с Фондом Потанина, – сказала заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея Наталья Сергиевская. – Я надеюсь, что эти студенты потом смогут эффективно управлять вверенными им организациями. Но для меня актуален такой вопрос: очень часто заявленная миссия учреждения культуры и одобренная донорами не совпадает с теми целями и задачами, которые требуется достигать, чтобы получить какое-то финансирование. И здесь происходит спекулирование ценностями и вообще понятиями… Важно научиться говорить на языке разумных критериев, действительно измеряемых, сопоставимых.

Наталья Сергиевская. Фото Натальи Дорошевой

Наталья Сергиевская. Фото Натальи Дорошевой

– У нас есть четыре типа аудиторий, по которым мы оцениваем эффективность собственной деятельности, – отметила исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры и директор объединения «Выставочные залы Москвы» Елизавета Фокина. – Первый учредитель – государство, которое даёт нам базовое задание. Оно оценивает нас количественно: в соответствии с увеличением числа выставок, мероприятий, посетителей и т. д. Далее – профессиональное сообщество. Третий и основной потребитель – местное сообщество: на каком языке мы с ним говорим и какую обратную связь получаем. Здесь вообще критерии другие, и они точно не про эффективность. И четвертая аудитория – это грантодающие организации, которые предъявляют по отношению к нам те или иные требования. Все эти критерии – разные. И как их соединить, как умело лавировать для того чтобы отвечать и тем, и другим и третьим потребностям, и как при этом быть эффективным, говоря на разных языках с каждой конкретной аудиторией – это действительно проблема.

Елизавета Фокина. Фото Натальи Дорошевой

Елизавета Фокина. Фото Натальи Дорошевой

– Оценка – это инструмент и внутреннего развития, и внешней отчетности, – сказала генеральный директор Благотворительного фонда «Ренова» Ольга Башкирова. – Музеи, театры и другие учреждения культуры переживают время трансформации, и поэтому появился некий запрос – это потребность оценить себя и пойти к чему-то новому. Отчасти это связано с недостатком ресурсов, которых становится всё меньше, в том числе и финансовых. Один из важных критериев, с моей точки зрения – это открытость данных эффективности. Они должны быть понятным образом сформулированы – чтобы не только государство в них разбиралось, но и обычный пользователь, который мог бы, зайдя на сайт, понять: почему эта галерея, музей или театр очень эффективный, а этот нет. Вопрос открытости данных станет критерием успешности и привлекательности для финансирования.

Ольга Башкирова. Фото Натальи Дорошевой

Ольга Башкирова. Фото Натальи Дорошевой

Директор по развитию компании «Процесс Консалтинг» Владимир Балакирев высказал мысль, что сама по себе система показателей мало о чём рассказывает:

– Цифры – это ничто. Разговор об оценке должен все время возвращаться к разговору о миссии, о предназначении учреждений культуры. Если же говорить о технических возможностях, можно сказать, что профессиональная оценка сейчас в мире достаточно оснащена инструментами, которые позволяют отвечать на любые запросы заказчиков.

Владимир Балакирев. Фото Натальи Дорошевой

Владимир Балакирев. Фото Натальи Дорошевой

Подводя итоги дискуссии, Оксана Орачева заверила, что на основании проведенного исследования фонд Потанина сделает рекомендации для доноров и учреждений культуры и будет дальше организовывать подобного рода диалоги. С другой стороны, необходимо развивать диалог с государством как с заинтересованной стороной.

В благотворительном сообществе 2015 год был объявлен Международным годом оценки. Исследование, инициированное фондом Потанина в ответ на запрос времени, может помочь российским организациям лучше понять инструмент оценки и внедрить его в свою работу.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply