Ценности в кризис. Опубликован доклад о состоянии и развитии фондов в России

1 октября, в Европейский день фондов, Форум Доноров представил свой очередной, четвертый доклад о состоянии и развитии фондов в России.

Доклад охватывает период 2014 года, который в Форуме Доноров был посвящен теме ценностей. «Вопросы ценностей и мотивов благотворительной деятельности касаются практических всех, о них думают, но до открытого обсуждения вопроса ценностей, которыми руководствуются благотворители и фонды, до этого дело никогда не доходило», — подчеркнул важность выбранной темы Вячеслав Бахмин, член Совета Форума Доноров.

В докладе представлен обзор изменений в количественном и качественном составе фондов, проанализированы публикации в средствах массовой информации о благотворительности, а также сформулированы основные тенденции и прогнозы дальнейшего развития фондов в России.

Скачать доклад Форума Доноров

Проверка на прочность

В исследовании проанализированы данные фондов, которые сами зарегистрировались на Карте донорской активности. На сегодня там представлено 105 организаций, 18 присоединились в последний год. Примечательно, что в этом году больше половины фондов отказались открывать финансовые данные: только 50 организаций из 105 поделились информацией о своих бюджетах, тогда как в 2013 году этот показатель был 70 из 87. Это дает возможность предположить, что в кризис бюджеты существенно сокращаются, и представители фондов не хотят делать эту информацию публичной. О том же свидетельствует и другое новое явление — практически все участники исследования назвали фандрайзинг  одним из источников финансирования организации.

«2014 год стал годом проверки на прочность не только экономики России, но также и некоммерческого сектора. Впервые после кризиса 2008 года благотворители столкнулись с таким количеством внешних и внутренних вызовов. С частью из них удалось справиться, но многие, безусловно, проявят себя и в долговременной перспективе», — пишут авторы доклада.

Направления помощи за год фактически не изменились. На первом месте с большим отрывом остаются образование и просвещение (82 фонда), за ним следует поддержка социально уязвимых групп населения (55), здравоохранение (51) и развитие некоммерческого сектора (51), спорт и здоровый образ жизни (45), наука (49), культура и искусство (47). Любопытно, что в 2014 году несколько выросло число фондов, поддерживающих экологические проекты и развитие гражданского общества, хотя объем средств, выделенных на них, был явно небольшой. Значительный вклад в популярность темы «образование» внесли фонды целевого капитала, чьи бюджеты начинают понемногу расти.

Совокупный бюджет 50 организаций составил 5 451 041 949 рублей, из них 86% —4 663 401 774 рублей — были переданы благополучателям. Как и в прошлом году, наиболее щедрыми были частные фонды, вдвое обогнавшие корпоративных коллег.

«Отсутствие значительных изменений может говорить как о некотором затишье, так и о начале стагнации в этой сфере. А заметное нежелание фондов делиться информацией о своей деятельности тем более значимый фактор, что именно прозрачность и подотчетность может обеспечить приход новых доноров – как частных лиц, так и компаний», — делают вывод авторы доклада.

Благотворительность глазами СМИ

Освещение благотворительности в СМИ в 2014 году не претерпело значительных изменений по сравнению с 2013 годом — число публикаций возросло лишь на 2,6%. На том же уровне, что и в прошлом году, осталось количество текстов с упоминанием различных видов фондов. За отчетный период было опубликовано 102 741 текстов с использованием составных наименований «благотворительный фонд», «частный фонд», «корпоративный фонд», «фонд местного сообщества», «фонд помощи», «фонд целевого капитала»: среднее количество материалов в месяц осталось на уровне 11 тысяч. При сохранении количества публикаций исследователи отмечают некоторое углубление контента и повышение качества материалов в СМИ.

Интернет остается как главным местом появления нового контента, так и главным агрегатором информации о благотворительной деятельности. Появление новых специализированных ресурсов, прежде всего настроенных на привлечение финансирования, привело и к увеличению контента в Сети — с общей долей до 68 % от всех публикаций.

Наибольший интерес СМИ привлекают те же направления деятельности фондов, которые лидировали и в прошлом году: здравоохранение (включая помощь больным детям), защита детства, культура и искусство. По содержанию — как и прежде, превалирующая часть публикаций (2/3) описывает просто практику деятельности различных фондов, так как большая часть информационных поводов — конкретные мероприятия. Про фандрайзинговые фонды пишут значительно больше, чем про все остальные.

Новое то, что в прошедшем году в качестве ньюсмейкеров наряду с селебритиз стали появляться чиновники, занявшие большую часть мест в десятке самых упоминаемых в контексте благотворительности персон. С одной стороны, это связано со значительными переменами в законодательстве, с другой — с недостаточной активностью самих благотворителей.

«Один из самых приятных выводов нашего исследования – рост качества публикаций о благотворительности. Еще два года назад мотивы благотворительной деятельности освещались только в 1 проценте случаев. В прошлом году произошёл скачок до 7 процентов, в этом (2014 году) —  9%. Если мы посмотрим на жанры, то информационные сообщения, безусловно, превалируют. Но именно в тот момент, когда журналист выходит за рамки информационного освещения, у него появляются вопросы о мотивах, — прокомментировала результаты Елена Темичева, главный редактор Агентства социальной информации. — Меняется и характер оценки публикаций. То, что превалирует позитивная – это не новость, эта тенденция появилась пару лет назад и укрепилась. Что является новостью и знаком – снизилось количество нейтральных публикаций, в основном, за счёт роста позитивных. При этом, правда, прибавилось и негативных — на 5%. Я это объясняю тем, что к освещению темы журналисты стали подходить более заинтересованно. Чтобы иметь своё мнение – давать положительную или отрицательную оценку, необходим опыт, и, видимо, он появился».

О ценностях

В докладе представлены декларируемые ценности российских фондов. На вопросы анкет ответили 60 % организаций, включенных в Карту донорской активности.

Среди самых важных для фондов организационных ценностей были выбраны:

  • «информационная открытость»,
  • «добросовестность»,
  • «инвестиции в будущее»,
  • «профессионализм».

Их отметила практически половина опрошенных руководителей фондов.

В зависимости от типа фонда среди наиболее важных для них встречались различные категории ценностей. Так, для частных фондов в тройку лидеров попала «командная работа», у корпоративных — «законопослушность», у фондов местных сообществ — «общественное благо», у фондов целевого капитала — «добросовестность», а у фандрайзинговых фондов и вовсе было семь главных ценностей, включая «эффективность», «справедливость распределения средств», «лидерство и уважение».

Ценности, выбираемые разными типами фондов. Иллюстрация из доклада

Ценности, выбираемые разными типами фондов. Иллюстрация из доклада

«Ценности бывают декларируемые, а бывают истинные, и они не всегда совпадают – не всё, что  объявляется организацией вслух, на самом деле является основой её деятельности. Поэтому ценности – очень сложный предмет для исследования, — пояснил Алексей Кузьмин, генеральный директор компании „Процесс Консалтинг“. — Надо отметить одну интересную вещь: значительное число руководителей российских фондов сказали, что вслух о ценностях говорить не надо, это принципиальная позиция. О нас, говорят они, будут судить по нашим делам,  и не надо ходить с плакатами, на которых написано, например, „профессионализм“, „добросовестность“ и так далее. Ты работай так, и тебя так и будут знать. А вот когда плакаты и так написано – это „чересчур по-американски“».

Тенденции и прогнозы

Среди главных тенденций развития исследователи выделили:

  • Рост числа активных граждан и молодежи, заинтересованных в развитии благотворительности, что выражается и в новых волонтерских инициативах: наряду с чисто гуманитарными проектами появляются новые, явно политизированные инициативы.
  • Распространение краудфандинговых технологий за пределы фандрайзинговых фондов, использование их представителями бизнеса и государства.
  • Благотворительность как часть имиджа состоятельного человека.
  • Рост активности отмечен в таких тематических направлениях как социальное предпринимательство, экология и паллиативная помощь.
  • Расширилась активность государства в поддержке некоммерческих организаций. Так, наряду с предоставлением средств стали доступны и другие ресурсы и возможности, способствующие росту активности — прежде всего фандрайзинговых фондов и фондов местных сообществ.

Прогнозы, прежде всего, касаются ухудшения экономической ситуации. «Это однозначно скажется на бюджетах всех видов фондов, но одновременно должно привести к появлению запроса на формирование разного рода партнерств», — считают авторы исследования. Они также предсказывают, что после резкого роста госфинансирования сектора в следующем году бюджет поддержки пойдет на убыль.

В связи с законом об иностранных агентах очевидно, что иностранные фонды будут вынуждены снизить свою активность, а их благополучатели окажутся в зоне риска.

В публичное пространство все активнее будут выходить фонды, созданные селебритиз, и этому будут способствовать их возросший профессионализм, а также обретение своего фокуса, более системная работа и устойчивость.

В будущем году начнут появляться онлайн-платформы, способствующие формированию профессионального рынка благотворительности, нахождению партнеров, доноров и проектов для социальных инвестиций.

«В целом тенденции развития институциональной благотворительности продолжают сохраняться, вовлекая в орбиту новых игроков и расширяя запрос на профессионализацию сектора», — резюмируют авторы исследования.

Итоги года

Традиционно в своем докладе Форум Доноров подводит итоги года.

События года:

  1. Зимние Паралимпийские игры 2014
  2. Европейский день фондов
  3. Конференция «Благотворительность в провинциальной России: возможности и перспективы»

Проекты года:

  1. Всероссийский конкурс культурных проектов для малых городов и сел «Культурная мозаика»
  2. Социальная сеть «НЕБО» (сокращенное от «Не будь одиноким»)
  3. Благотворительный марафон Ice Bucket Challenge

Публикации года:

  1. Аудиодиск «Сказки про бабочек»
  2. Исследование информационной открытости системы распределения государственной поддержки НКО за 2011–2012 годы.
  3. «Социальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше»

Персона года:

Нюта Федермессер