Корпоративное волонтёрство как антикризисный план


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Какую роль играет корпоративное волонтёрство в условиях меняющегося мира, и какие надежды связывают с этим направлением благотворительности компании, 10 марта обсуждали на круглом столе «Роль бизнеса в развитии культуры частной благотворительности в России». Встреча была организована Форумом Доноров в рамках стартовавшего проекта «Лидеры корпоративной благотворительности-2016».

IMG_6707

По статистике, 9 из 10 компаний в России в той или иной мере развивают корпоративное волонтёрство. Об этом говорят цифры проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» последних лет, а также результаты опроса Форума Доноров «Барометр кризиса» 2015 года. Исследования отмечают, что впервые такая тенденция появилась в кризис 2008-2009 годов, и поэтому, наверное, новая волна популярности темы в 2014-2015 гг. не нуждается в объяснении.

10 марта Форум Доноров собрал лидеров бизнеса, чтобы обсудить с ними, как компании развивают эту тему, и поделиться лучшими практиками победителей номинации «Лучшая программа, способствующая развитию волонтёрства в России». На протяжении многих лет партнёром этой номинации в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности» является Международный форум лидеров бизнеса (IBLF).

Как отметил Борис Ткаченко, руководитель IBLF, признание популярности темы ярко иллюстрирует появление Национального совета по корпоративному волонтёрству: «Недостаточно того, чтобы компания просто занималась этой темой, а важно объединять усилия и распространять лучшие волонтёрские практики». Поддержала тему объединения усилий и Наталья Каминарская, директор АНО «БлагоСфера». В 2016 году организация объявила новую номинацию про продвижение идей благотворительности в обществе, особую роль в вовлечении граждан в филантропическое движение «БлагоСфера» видит в бизнесе — ему под силу системная работа с гражданами, продуманные образовательные программы, грамотные партнёрские отношения с НКО.

«Волонтёрские проекты должны быть интересными. Апелляция к благородным чувствам срабатывает не надолго — чтобы удержать людей-добровольцев, нужен фан (им могут быть культурные и образовательные проекты) и каждодневная работа с волонтёрами», — уверен Рустам Закиев, директор департамента социальных проектов ОК РУСАЛ. В 2015 году компания стала победителем в номинации про волонтёрство «Лидеров корпоративной благотворительности». Их опыт — это всесторонний подход к организации волонтёрского движения. В него входят специально созданная программа «Помогать просто» и её брендинг, отдельный сайт как точка входа в программу, аккуратная интеграция в уже существующие добровольческие сообщества (зарегистрированные, например, в социальных сетях) и многое другое. Кроме того, в РУСАЛе уверены: успех во многом зависит от того, как ты «продашь» свои идеи другим компаниям — то есть вовлечёшь их в обще дело. Уметь объяснить другому бизнесу его преимущества от включения в волонтёрское движение, эффект от синергии партнёрства — важный навык, которому ОК РУСАЛ обучает своих сотрудников.

Интересный опыт работы с волонтёрами продемонстрировала Ольга Миронова, руководитель направления спонсорских и благотворительных проектов АО «ОМК» (2-е место номинации IBLF про волонтёрство в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности-2015»). Прежде чем запустить волонтёрский проект, компания провела исследование: сотрудников попросили рассказать, что бы им хотелось получить от добровольческой работы, какие направления их интересуют, какие формы поощрения им ближе. Это позволило не изобретать велосипед и не придумывать дополнительных мотиваций для сотрудников – нужно было просто разрешить делать то, что они хотят. Хотя считается, что публикации в корпоративных и местных СМИ традиционно поднимают самооценку и повышают эффективность работы, оказалось, как ни странно, что в качестве поощрения для многих было важным просто получать сертификаты и благодарственные письма. И нет ничего сложного, чтобы напечатать такие письма: «Мы делали то, о чём люди нас просили, и они были счастливы». Ещё один способ повысить активность сотрудников в волонтёрских проектах — повышение их квалификации через тренинги по социальному проектированию, фандрайзингу, продвижению в СМИ.

Татьяна Рожкова, директор департамента социальной политики УК «Металлоинвест», поделилась опытом своей компании. По наблюдениям Татьяны, «в регионах волонтёрство бывает двух видов: «тимуровское движение», когда сотрудники выступают с собственными идеями преобразований, и «общественно полезный труд», когда сотрудник работает по инициативе работодателя». Для того чтобы помочь коллегам заниматься благотворительностью осознанно, компания «Металлоинвест» организовывала  образовательные курсы, которые со временем помогли структурировать потребность помогать в три направления — сегодня это помощь пожилым, детям и животным.

В середине дискуссии обнаружились разночтения в трактовке формальной стороны корпоративного волонёрства — у каждой компании свой подход к организации труда своих работников. Так выяснилось, что «Шеврон» трактует понятие как волонёрскую работу сотрудника в рабочее время либо волонтёрскую работу, которая выполняется в офисе. «Газпром нефть» напротив определяет волонтёрство как труд в выходные либо в будни вечером. В это же время ряд компаний используют распространённую зарубежную модель, когда сотруднику предоставляется фиксированное количество оплачиваемых рабочих дней в году, которые он тратит на волонтёрскую работу.

Между тем одна печальная статистка не даёт расслабиться и считать вершину «корпоративное волонтёрство» покорённой бизнесом России. В активном обсуждении практик прозвучали результаты исследования сайта HeadHunter: большинство hr-специалистов не воспринимают корпоративное волонтёрство как способ обретения дополнительных навыков сотрудниками и каким-либо преимуществом в отношении коллег, не занятых в такой работе.

Так или иначе, все согласились, что корпоративное волонтёрство — одно из самых перспективных направлений развития корпоративной благотворительности в России. В условиях кризиса это возможность сохранить долгосрочные социальные программы, сократив на них расходы. А возможно, главное — что для сотрудника корпоративное волонтёрство — это отдушина, вид осознанного, общественно полезного досуга, способ самореализации и социальный лифт, позволяющий продвинуться по карьерной лестнице.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий