Мама начинает… и выигрывает


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Форум «Сделано мамой – сделано в России» собрал на заводе «Флакон» в Москве более 200 женщин – социальных предпринимателей. Среди участниц – производители различных товаров и продуктов питания, фермеры, поставщики услуг в самых разных сферах, благотворители. Одной из главных задач форума было развеять вековой миф о том, что молодая мама способна лишь сидеть у домашнего очага и воспитывать детей. 

Форум «Сделано мамой»-6 

Все, что делается руками мам-предпринимателей, – это реальный потенциал развития экономики, инновационные социальные продукты. Все участницы жаждут новых знаний, поэтому для них подготовили обширную  образовательную программу, составленную с учетом ключевых информационных потребностей и насущных тем. Во время «менторских часов» они могли задать любой вопрос организаторам и гостям – таким, как, например, Надия Черкасова, председатель комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА России» и партнер краудфандинговой программы Boomstarter.

«Что такое социальный предприниматель? Это человек, который не дает ни рыбу, ни удочку. Он просто приходит и делает революцию в рыбной отрасли, то есть меняет отношение общества к своей целевой аудитории. Сегодня таких людей можно назвать лидерами социальных изменений». Так считает генеральный директор Фонда социальных инвестиций Сергей Голубев – гость форума и спикер круглого стола «Подводные камни социального предпринимательства».

Автор и организатор проекта «Сделано мамой – сделано в России» Евгения Лазарева вполне соответствует этому емкому определению. Она – серийный предприниматель, создатель собственной фабрики детской одежды и мама шестилетнего Федора.

– Я слышала, что в аду есть место для женщин, которые не поддерживают других женщин, – шутит Евгения. – А если серьезно, то, когда ты встречаешь людей, у которых дело в руках спорится, тебя это мотивирует. Я и моя команда – такие же мамы, как и я, – решили создать интерактивную среду для поддержки и продвижения женских предпринимательских проектов. В нее входят образовательные сессии, магазин онлайн, где любая мама может продавать разные товары и услуги через сеть, выставочные пространства, где есть возможность показать свой проект в реальности.

Евгения Лазарева и ее коллеги объездили немало регионов России: побывали в Костроме, Калуге, Перми, Кемерове, Уфе, Улан-Удэ. Везде организовывали выставки, или «универмаги», приглашали местных чиновников, СМИ и обычных жителей города, чтобы те увидели: несмотря на трудные кризисные времена, социальные предприниматели существуют и даже достигают успеха. Для желающих читали лекции про то, как прийти к предпринимательству, как при ограниченных ресурсах продвигать свой проект и организовывать продажи, какими ресурсами поддержки пользоваться, как избежать ошибок. А также разбирали конкретные истории успеха, а их героини приглашались для обмена опытом.

Такой же «универмаг» активно работал и на форуме, в здании «Куб» на заводе «Флакон»: в зале выставлялась продукция 30 молодых женщин-предпринимателей. С каждой из них можно было пообщаться, выспросить все бизнес-секреты, запастись контактами и рекламой, попробовать печенья и торты из мини-пекарен и кафе, наконец, приобрести продукцию, полезную в быту и сделанную с любовью. Большие настенные плакаты знакомили посетителей с историей каждой участницы. В этих историях, очень непростых и разных, как в песнях одного композитора, прослеживается общий рефрен: работала в крупной компании, родила ребенка, стало скучно в декрете, захотелось попробовать себя в творчестве. И неожиданно получилось…

Вот, скажем, как начинала свой путь та же Евгения Лазарева? Ей просто захотелось быть «одного цвета» с сыном, поэтому она сшила одинаковые толстовки и шапочки – себе и Феде. А потом она стала шить в двух экземплярах пальто, пижамы, куртки… Симпатичный тренд полюбился подругам, подругам подруг и так далее. И теперь у Евгении своя небольшая фабрика «Маманонстоп», где работают 30 человек, на 90% – такие же молодые и задорные мамы. Нашли инвестиции, открыли производство и магазин.  «До декрета я работала в банке, получала приличную зарплату, и психологически трудно было уйти в свободное плавание, подобрать команду», – говорит Евгения. В свободное время она – истинная поклонница рока, и только теперь у нее нашлось время для того, чтобы стать идейным вдохновителем  рок-фестиваля для детей КидРокФест. На котором любой ребенок получает шанс совершенно бесплатно танцевать, петь вместе с артистами и научиться играть на настоящей электрогитаре.

«Пряничная живопись» Виктории Лайнер тоже началась с семейной истории: когда у сына обнаружились проблемы со здоровьем, она задумалась о диетическом питании без вредных добавок и консервантов. Все дети на свете любят сладости, но ей хотелось сделать их не только полезными, но и красивыми. Виктория начала печь пряники и раскрашивать их в нежные пастельные цвета. Оказалось, что на плоском пряничном пространстве можно рисовать не хуже, чем на холсте. Теперь ее клиентура, которая заказывает солнечные пряники в подарок своим детям в Инстаграмме, перевалила за 1100 человек. А  дочка и сын стали ее «независимыми экспертами»: они обязательно испытывают на вкус всю новую продукцию. Виктория участвует и в благотворительных проектах, например, вела мастер-класс по раскраске пряников для детей с инвалидностью на премьере спектакля «СтихоВаренье», посвященном дню рождения благотворительного фонда «Галчонок».

Форум «Сделано мамой»-3

«А у меня прямо настоящий Стартап Стартапович – моя компания „Душа“ открылась всего лишь три дня назад», – говорит Анна Матюхина. Основатель самого юного бизнеса на форуме демонстрирует колоритные восточные тюрбаны и шапочки из хлопка. Основная цель – помочь женщинам с онкологическими заболеваниями замаскировать потерю волос после химиотерапии. Первую модель такой шапочки Анна придумала для родственницы, которая после тяжелой болезни потеряла волосы. Парики слишком дороги, а женщине, независимо от состояния здоровья, всегда хочется и вести привычный образ жизни, и при этом оставаться красивой. Головные уборы «Души» полностью закрывают голову, в них не жарко, к ним даже прикрепляются пряди натуральных волос, чтобы создать иллюзию «прически»… А детские шапочки Анна продает в благотворительных целях, в пользу детей с онкологическими заболеваниями – через Клуб добряков Маши Субанта или проект «Добрый блогер».

Забавные наклейки, мотиваторы для больших и маленьких, органайзеры с мультяшными картинками – все это вносит в пресные семейные будни щепотку юмора и каплю фантазии. Издательство «Хеппилайн» создала Екатерина Леликова вместе с подругой Аленой.

– Мы создаем фотоисторию малышей первого года и историю всей семьи, – говорит она. – Помните плюшевые фотоальбомы нашего детства, которые так уютно было разглядывать под абажуром? Теперь они ушли в прошлое, но мамам все равно приходится хранить традиции, вести семейную хронику. Мотиваторы в игровой форме приучают малышей к самостоятельности, к домашним обязанностям, а папу настраивают на помощь  маме по дому, ведь многие папы хотят помогать, но не знают как или стесняются. Мама выдает папе «купоны родительской щедрости» за сделанные домашние дела: когда наберет нужное количество, то будет отпущен в баню или на футбол с друзьями… Я работала в маркетинге, делала успешную карьеру, но было чувство вины за то, что первый ребенок рос не у меня на глазах. Рождение второго сына поменяло отношение к жизни, сейчас хочу проводить с ним время постоянно и заниматься благотворительностью: мы  дарим продукцию фондам «Детский мир», «Дари добро» и другим.

Эти четыре истории говорят о том, что женщины, становясь матерями, не собираются замыкаться в домашнем кругу. «Материнство – не преграда, а источник вдохновения для женщин», – уверены организаторы. Однако их психология меняется, появляется другая мотивация: ведь рядом с детской колыбелью мир видится совсем иначе, чем за офисным столом. Сначала появляется желание смастерить что-то яркое и нестандартное для собственного малыша. Потом самодеятельное творчество оттачивается, становится более профессиональным, выплескивается за пределы семейного быта и воплощается в подарки друзьям и  близким. И новая ступень – это социальное мышление, осознание того, что продукт домашней сборки способен приносить пользу не только ближнему кругу, но и незнакомым людям, как благополучным, так и попавшим в сети беды.

Конечно, трудно представить себе маму, которая основала бы, например, металлургическую фабрику или компьютерную фирму. Но «бизнес у детской кроватки» тем и хорош, что заполняет мелкую социальную нишу, не замечаемую серьезными производителями с их планетарным размахом. Он видит конкретного человека, понимает его нужды, вписан в местное сообщество, способен подать руку тем, кто рядом.

Выступая на круглом столе «Подводные камни социального предпринимательства», спикеры пришли к выводу: важны не столько ошибки начинающего предпринимателя, сколько вопрос перехода от благостной картинки в его голове к реальному воплощению идеи и конкретным действиям. Анна Тихомирова, президент фонда «Культура детства» и создатель детского книжного автобуса «Бампер», предостерегла от злоупотребления займами или грантами.

– Мы не получали никаких субсидий, – рассказала она. – Единственный конкурс, который мы выиграли, – это конкурс социальных предпринимателей Фонда «Навстречу переменам». Получили небольшую стипендию, которая ушла на покрытие мелких расходов, и это была единственная финансовая поддержка. Большие деньги мы бы потратили на всякие мелочи, а потом нам пришлось бы их отдавать. Мы с нуля развивали наш проект, и отсутствие денег научило нас зарабатывать самим. Зато теперь мы можем позволить себе не только продавать книжки, но и ездить по детским домам, детсадам и школам, где ничего не продаем, а только работаем с детьми: читаем с ними книги, советуем родителям, какая книга может послужить психологической опорой для ребенка. Мы балансируем между коммерческой и социальной деятельностью, но так живут социальные предприниматели во всем мире. Бизнес-консультанты иногда советуют нам, как заработать кучу денег. И каждый раз они начинают с того, что надо срочно поменять наши серьезные книги на легкий, попсовый ассортимент, который продается везде. И каждый раз я говорю: «Нет – мы будем зарабатывать меньше денег, зато будем продвигать то, что заставляет думать».

Секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов подтвердил, что поддержка женщин-предпринимателей должна идти на системном уровне. «У нас пока нет специальных программ для их поддержки, — подчеркнул Бречалов. — Однако я приложу максимум усилий, чтобы до конца этого года (желательно до окончания полномочий действующего состава парламента) были внесены изменения в законодательство, которые позволят системно помогать женщинам-предпринимателям в России».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий