Системный подход: объявлены победители юбилейного конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности»
В среду 13 декабря обстановка в особняке на Волхонке, где награждали победителей конкурса «Лидеры корпоративной благотворительности», царила непринужденная. Чаще всех поднимавшийся на сцену за наградами в разных номинациях представитель компании «Газпром нефть» делал селфи с ведущим, в следующее его появление на сцене селфи сделал уже ведущий. После очередного вызова ему пришлось брать у номинанта автограф под овации и улыбки аудитории.
Практически все в зале друг с другом знакомы. Деловая газета «Ведомости», «Форум доноров» и PwC делают этот рэнкинг уже 10 лет. Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера», которая была одним из главных инициаторов создания рэнкинга в бытность главой «Форума доноров», честно призналась со сцены, что собираясь на церемонию даже не осознавала, что уже юбилей. Возможно потому, что в третьем секторе за эти годы все менялось весьма динамично.
«За 10 лет вырос уровень профессионализма»
«Самый главный итог десяти лет существования «Лидеров» в том, что благодаря проекту компании стали более осмысленно подходить к устойчивому развитию, их программы КСО стали более эффективными, решающими проблемы вполне конкретных людей», — отмечает Глеб Прозоров, издатель газеты «Ведомости».
Наталья Поппель, начальник управления по КСО и бренду АО «Северсталь Менеджмент» и посол в благотворительности в 2017 году, отмечает, что за десять лет в секторе очень сильно вырос уровень профессионализма, все крупные компании перешли от адресной помощи к системной работе в сфере благотворительности. «Сформировалось экспертное сообщество, которое с легкостью делится опытом, что создает кумулятивный эффект», — отмечает она. И хотя количество социальных проблем не сократилось, поменялся подход к ним со стороны компаний – от реакции на крик о помощи к системному решению в рамках социального партнерства, взаимодействия между обществом, бизнесом и государством.
Механизмы для развития
В том, насколько мощный экспертный пул сформировался за это время в России, можно было убедиться во время дискуссии о месте российского бизнеса в достижении целей устойчивого развития ООН, которая предшествовала церемонии награждения. Аналитики PwC проанализировали более 400 отчетов компаний в области устойчивого развития и нашли, что уже в 60% из них отражены цели устойчивого развития ООН (ЦУР ООН). Среди российских компаний эта цифра пока не превышает 30%.
Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, так видит эту цифру: «20% — это ядро российского бизнеса, лидеры. Еще 10% — это близко подходящий к ним резерв, который при определенных усилиях войдет в топ. А дальше мы, к сожалению, фиксируем очень большой разрыв. Мы хорошо начали, но мы еще в самом начале пути».
Наталья Гончар из «Сахалин Энерджи» немного успокоила присутствующих: никто не ожидает исполнения от отдельной компании всех 17 целей – ей нужно определить приоритеты своей деятельности. Облегчающие этот процесс механизмы уже созданы: Компас ЦУР (The SDG Compass) с конкретными шагами и рекомендациями; платформа глобального договора и другие площадки. Участники дискуссии отметили, что цели устойчивого развития для крупных компаний становятся частью стратегии. Но на все нужно время – в «Сахалин Энерджи», например, практики которой сейчас признаются лучшими и на международном уровне, над этим работают с 2009 года.
Члены жюри отметили «сближение» оценок первой тридцатки и несколько параллельных победителей в номинациях. При этом по их признанию в большинстве номинаций было сложно принимать решение: качество благотворительных и социальных программ компаний растет такими темпами, что зачастую не удается выделить безусловного «лидера».
Экспертный отбор
Отбор при этом идет жесткий. Инициаторы проекта постоянно совершенствуют методологию. Так, анкета 2009 года содержала 33 вопроса, а анкета 2017 года – уже 50 вопросов, структурированных в рамках шести последовательных разделов: общая информация о компании; концепция и стратегия; финансовые показатели; управление и процессы; результаты и перспективы; информационная политика.
В исследовании 2017 года приняли участие 52 компании, представившие данные о благотворительной деятельности за 2016 год. Практически все респонденты (94%) отмечают необходимость решения выбранных ими социальных проблем. Более 80% компаний-респондентов отметили важность таких стейкхолдеров как акционеры, сотрудники, благополучатели, местные сообщества и некоммерческие организации. Более половины компаний (58%) считают важным повышение устойчивости бизнеса за счет развития регионов присутствия. У 85% компаний-респондентов бюджет на благотворительную деятельность определяется в рамках фиксированной суммы на год. Около трети компаний предполагает возможность выделения дополнительных средств под конкретные запросы или в случае чрезвычайных ситуаций (в частности, стихийных бедствий, необходимости срочного лечения).
При этом расходы на благотворительность почти всегда производятся в денежной форме (91% компаний-респондентов), в меньшей степени — в натуральной (60%) и только в четверти случаев (25%) — в формате предоставления услуг компании или времени сотрудников.
Совокупный объем расходов на благотворительную деятельность компаний, участвующих в рэнкинге, увеличился более чем в два раза. Максимальные бюджеты выделяли АЛРОСА (она вложила в «социалку» 11 млрд руб.) и «Норильский никель» – 10,9 млрд руб., обе компании побили рекорд прошлого года – 7 млрд руб. Участники исследования в совокупности поддерживают более 1,2 млн рабочих мест.
ТОП-10
В топ-10 по уровню развития корпоративной благотворительности по итогам анализа моделей социальных инвестиций бизнеса экспертами вошли:
- ПАО «Северсталь»
- Компания «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
- ОК РУСАЛ
- АФК «Система»
- ПАО «Ростелеком»
- ПАО «Газпром нефть»
- JTI
- Аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России
- ПАО «МТС»
- ПАО «ГМК «Норильский никель».
Полный список победителей конкурса во всех номинациях, а также ренкинг компаний доступен на сайте Форума Доноров.
По словам организаторов, в следующем году «Лидеры корпоративной благотворительности» впервые пройдут в регионах России: в качестве пилотных округов для тиражирования модели развития культуры корпоративной благотворительности выбраны Сибирь, Урал и Северо-Запад. Прием заявок от компаний начнется уже весной.
+ There are no comments
Add yours