Объявлены Лидеры корпоративной благотворительности-2018
Лидеры корпоративной благотворительности потратили на филантропию в 2017 году больше 50 млрд рублей.
Форум Доноров, PwC и Ведомости подвели итоги проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». Общий рэнкинг возглавили «СУЭК», «Система», «Сахалин Энерджи» и «Ростелеком». В 2017 году все компании-участники конкурса потратили на благотворительность более 50 млрд рублей.
4 декабря в Москве организаторы одиннадцатого ежегодного проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» Форум Доноров, PwC и Ведомости провели церемонию награждения победителей и экспертную дискуссию. Мероприятие объединило более 100 экспертов в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития, представителей НКО, органов власти, медиа-рынка. В адрес участников церемонии Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова направила приветствие, подчеркнув, что «среди победителей конкурса – компании, внесшие наиболее весомый вклад в реализацию социально значимых проектов».
В 2018 году в исследовании и конкурсе приняли участие 47 компаний, работающих на российском рынке и реализующих системные благотворительные проекты. Эксперты оценивали подходы компаний к управлению корпоративной филантропией, степень ее соотнесения со стратегией бизнеса, использование инструментов оценки на разных этапах корпоративной благотворительности, характер медиа-сопровождения этой деятельности и др. Результаты этого анализа отражены в перечне победителей номинаций и итоговом рэнкинге. Его верхние строчки заняли следующие компании:
- ПАО «АФК «Система» и АО «СУЭК»
- «Сахалин Энерджи»
- ПАО «Ростелеком»
- ОК РУСАЛ
- ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ»
- ПАО «Газпром Нефть»
- «Эксон Нефтегаз Лимитед»
- СИБУР
- IBM
- АО «ОМК»
Нововведением этого года стали несколько партнерских номинаций, которые отражают актуальные тенденции развития бизнес-стратегий и стратегий корпоративной благотворительности. Так, помимо традиционных для конкурса номинаций, в 2018 году члены жюри оценивали и выбирали лучший грантовый конкурс, лучшую партнерскую программу «бизнес+бизнес», лучшую программу, способствующую реализации Целей Устойчивого Развития ООН и лучшую программу, направленную на развитие социального предпринимательства.
Тренды года
Итоговое мероприятие проекта – это не только торжественная церемония, но и традиционная экспертная дискуссия. В этом году ее темой стала «Россия в глобальном контексте: специфика и тренды развития социальной деятельности компаний». Юрий Благов, Директор Центра КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс ВШМ СПбГУ подробно остановился на исследовании, которое ежегодно проводится в рамках конкурса.
По его словам, «корпоративная благотворительность компаний-участников развивается как стратегическая, направленная на создание ценности для общества и бизнеса». Растут в целом и расходы на благотворительную деятельность: «41 из 47 компаний, участвовавших в исследовании этого года, раскрыли свои бюджеты на благотворительность. Суммарный вклад участников составил 50,575 млрд. рублей», – заявил эксперт. При этом Глеб Прозоров, генеральный директор газеты «Ведомости» заметил: «в этом году рэнкинг подтвердил, что не стоит ждать прорыва в количестве участвующих в нем компаний. Нам удалось сохранить их костяк, и это самый важный результат в условиях тех трудностей, преодолевая которые им приходится вести бизнес».
Вторым трендом, отмеченным в исследовании, стало то, что «компании-лидеры по-прежнему предпочитают развивать корпоративную благотворительность на основе собственных проектов и программ, управление которыми преимущественно осуществляется специальными подразделениями или благотворительными фондами компаний. Партнерские программы реализуются преимущественно во взаимодействии с НКО». И, наконец, управление корпоративной филантропией становится более профессиональным – уверен эксперт: компании все активнее вовлекают стейкхолдеров на всех этапах благотворительной деятельности и все чаще проводят комплексные оценочные исследования и готовят нефинансовые отчеты.
Отдельное внимание было уделено результатам первого регионального проекта «Лидеры корпоративной благотворительности». Как рассказал Юрий Благов, «компании-респонденты регионального конкурса в качестве целей своей благотворительной деятельности рассматривают повышение устойчивости бизнеса и развитие регионов присутствия (29 компаний из 39) и решении социальных проблем (26 компаний)».
Еще одна явная тенденция – развитие корпоративного волонтерства. По данным PwC, которые представила Вера Смирнова, «сотрудники, участвующие в социальных инициативах компании, вкладываются в работу на 57% больше, чем те, кто в них не вовлечен». Но не стоит переоценивать положительную динамику. По мнению Веры, она может быть связана с тем, что компании раньше не учитывали число своих волонтеров.
Международную повестку раскрыла приглашенная гостья, Кармен Перез, старший директор отдела анализа данных CECP – Комитета по поддержке корпоративной филантропии (CECP). Кармен прокомментировала результаты исследования CECP «Giving in numbers-2018» – углубленный анализ корпоративной благотворительности и вовлеченности сотрудников на основании данных от более чем 300 крупнейших мировых компаний. Исследование позволило выявить, например, что:
— в 2017 г. средний вклад корпоративного сектора по всем направлениям благотворительности вырос почти на 15% по сравнению с показателями 2014 г. Наибольшую динамику показали компании в отрасли здравоохранения, коммуникаций и финансов. Значительно выросли ассигнования на программы, направленные на помощь при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;
— обилие форм волонтерской активности, которые предлагают своим сотрудникам компании (гибкий график, разные типы вовлеченности, направления помощи и т.д.), являются одним из важнейших факторов ежегодного прироста числа корпоративных волонтеров;
— гранты, выдаваемые компаниями, все чаще становятся направленными на глубокие системные изменения: меньше грантовых программ, меньше получателей, но больше суммы самих грантов;
— компании продолжают распространять практику софинансирования деятельности/пожертвований своих сотрудников (так называемых matching-gift-программы).
Среди трендов, которые ожидают эксперты в следующем году, оптимизация и повышение качества, осознанности деятельности компаний: и коммерческой, и благотворительной, а также рост значимости партнерских проектов бизнеса.
Партнерство Форума Доноров с CECP продолжится и далее: как рассказала Александра Болдырева, исполнительный директор Форума Доноров, Ассоциация подписала меморандум о сотрудничестве с CECP: «Мы понимаем, что наши исследования близки: многие похожие вопросы, данные, и мы будем двигаться в том направлении, чтобы проводить совместные исследовательские проекты».
Подробности каждого проекта-победителя и все результаты исследования доступны в сборнике «Все о лидерах» на сайте Форума Доноров http://www.donorsforum.ru/projects/lkb/
Форум Доноров выражает благодарность компаниям «НЕСТЛЕ РОССИЯ» и KFC за поддержку церемонии «Лидеры корпоративной благотворительности» в 2018 году.