Как вырастить тренера?


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Ответить на этот вопрос попытался Благотворительный фонд профилактики социального сиротства. При поддержке Федерального института развития образования (ФИРО) и Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Фонд провел 11-дневный тренинг для тренеров в области технологий работы с семьями группы риска по социальному сиротству.

Сегодня в 20 регионах РФ внедряется модель профилактики отказов от новорожденных, которую предлагает Фонд профилактики социального сиротства. Эта работа, в частности, предусматривает образовательные семинары для местных специалистов. Предполагается, что свежеиспеченные тренеры смогут вести семинары в этих и других регионах, готовых заниматься профилактикой отказов. Или использовать полученный опыт в работе по профилактике социального сиротства.

Первая часть тренинга адресовалась руководителям служб по профилактике отказов от новорожденных, социальным работникам и психологам. И рассказывала о технологиях работы по профилактике отказов: от первой встречи с женщиной до сопровождения семьи с новорожденным.

Лекционный материал чередовался с практическими упражнениями. Участники тренинга примеряли на себя роли психолога, который за считанные минуты должен наладить контакт с женщиной, подписавшей «отказ» от ребенка, и самой женщины, которая осталась одна на один со своими страхами и переживаниями. А затем рассматривали предложенные ситуации с позиции тренера. Ведь тренеру недостаточно получить знания, их, как минимум, нужно систематизировать и передать специалистам в доступной форме.

А еще необходимо учитывать множество факторов, о которых мало кто задумывается. Как вести себя тренеру, в адрес которого звучит критика? В какой ситуации лучше провести ролевую игру, а в какой управляемую дискуссию? Какую роль играют «энергизаторы» и когда их применять? Почему не стоит скупиться на бумагу для флипчатов? Когда нужно «похоронить группу»? Об этом и других тонкостях проведения тренингов шла речь во время второго образовательного блока. По сути, будущим тренерам дали инструменты для работы со знаниями, полученными во время первого образовательного блока, и возможность потренироваться на решение логических задач.

Затем новоиспеченные тренеры провели свои первые занятия для психологов, сотрудников социальных служб и перинатальных центров Москвы, в практике которых встречаются случаи отказов от новорожденных.

С программой 11-дневного тренинга можно познакомиться здесь.

О том, где и как можно применить полученный опыт, рассказывают участники тренинга.

Руководитель регионального направления Фонда «Дорога к дому» Наталья Токмакова (Череповец):

Наш фонд реализует одноименную программу в регионах присутствия бизнеса ОАО «Северсталь». Помимо методической и мониторинговой работы фонд помогает повышать квалификацию специалистам в этих регионах. Поэтому мне хотелось сравнить свои знания, умения и навыки с наработками коллег по подготовке и сопровождению тренеров…

Курс помог понять, как важно структурировать материал, использовать различные методики подачи информации. Хорошо, что удалось какие-то навыки отработать на практике и сразу получить обратную связь.

Директор Некоммерческого партнерства «Агентство культурно-социальной работы» Владимир Жижков (Новосибирск):

Время от времени все практики должны спрашивать себя: так ли я работаю, почему отказываюсь от тех или иных методик. Возьмем тот же план по изменению решения женщины об отказе от своего ребенка. Согласно модели услуги по профилактике отказов, его нужно составлять и прописывать вместе с клиентом. В спешке этому правилу следуешь не всегда. Тренинг помог переосмыслить алгоритм повседневной работы и понять, что он обусловлен самой жизнью. Конечно, детали алгоритма могут варьироваться, но базовые принципы надо соблюдать.

Президент Свердловской региональной общественной организации «Аистенок» Лариса Лазарева (Екатеринбург):

Понравилась структура подачи информации в рамках образовательных тренингов. Хотя в любой работе важно доносить информацию в доступной форме. Это умение пригодится не только психологу, но и чиновнику, и фандрайзеру.

У меня большая практика проведения семинаров для приемных семей и специалистов, желающих работать с «отказами» – психологами и социальными работниками. Опыт выступлений перед специалистами в области здравоохранения тоже был, но теперь  пересмотрела бы подачу материала и вела бы их иначе. Постоянно думаю о том, как транслировать полученный опыт.

Директор Благотворительного фонда «Дети без мам» Мария Хайруллина (Нижний Новгород):

Хотя я психолог по образованию, не думала, что это так страшно – зайти в больничную палату и заговорить с женщиной, подписавшей отказ от ребенка. У меня есть опыт ведения различных тренингов, но, как правило, к психологам приходят мотивированные клиенты. А тут надо с порога включаться в работу с клиентом, на которого все махнули рукой. Через день-другой женщина покинет роддом. За считанные часы нужно помочь найти у нее и близкого окружения ресурсы, чтобы переломить ситуацию…

Координатор региональных программ Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Анастасия Неретина (Москва):

Я увидела, как сложна эта работа и как важно ее качество. Например, некоторые специалисты «давят» на мамочек во время работы по изменению их решения об отказе. Они руководствуются заботой о благе ребенка. Но если женщина изменит решение под давлением специалиста, впоследствии она может передоверить воспитание ребенка родственникам, быть жестокой к нему и т.д.

Ну, а в целом готовить тренеров – нелегкая задача. Потребуются годы практики. Не все участники курса станут тренерами. Но даже если полученный опыт поможет им иначе вести лекции или планерки, это будет неплохо.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий