Музейный форум благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» прошёл в Череповце


С 1 по 2 декабря в Череповце прошёл первый музейный форум благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь». Больше 100 участников – представителей ведущих музеев Севера вместе с экспертами в области культуры и туризма обсудили перспективы развития музеев в контексте набирающего обороты культурного туризма в России.

Первый музейный форум стал продолжением грантового конкурса «Северстали» — «Музеи Русского Севера», который осуществляется с 2007 года. Как и появившиеся в этом году тревел-гранты, музейный форум был задуман с целью способствовать профессиональному росту сотрудников музеев, обмену опытом и знаниями, генерированию новых проектов и партнёрских отношений, интеграции с культурным туризмом Тем более что тема для обсуждения выбрана соответствующая: «Музеи в туризме: стратегии и опыт». Ожидания организаторов полностью оправдались: музейщики активно знакомились друг с другом, заводили новые межрегиональные и межмузейные связи, придумывали совместные проекты, участвовали в дискуссиях о будущем развития музеев.

«Знаменательно, что Череповец, «Северсталь» и её благотворительные проекты оказались притягательны для такого количества музейщиков, — рассказала Наталья Поппель, начальник управления по КСО и бренду компании «Северсталь», — собрать на территории индустриального города 120 человек – профессионалов сферы культуры, не так-то просто. Нам удалось пригласить представителей серьезного экспертного сообщества, с целью объединения усилий для развития северных территорий. Мы точно знаем, что русская северная культура – прекрасный фундамент для внутреннего туризма в нашей стране. И то, что музеи активно включаются в туристические процессы,  вселяет уверенность, что культурное наследие России станет доступно более широкому потоку туристов, повысит их культурный уровень, станет значимым источником для процветания регионов».

Участники форума активно включились в работу над темой взаимоотношения музеев с туристическим бизнесом. Оказалось, что музеи и сфера туризма плохо знают друг друга. В открывающей дискуссии было много споров вокруг слова «должен». Кто, кому и сколько должен — музеи стране, бизнес культуре, туристические фирмы музеям, власть сразу всем — обсуждали жарко, но сошлись на главном: у каждой сферы есть своё призвание и служение, нужно найти общие точки и начать взаимовыгодно взаимодействовать. Важной частью программы Музейного форума стали кейсы — реально работающие проекты успешной интеграции музея с туристическими маршрутами. Своим опытом делились как представители северных регионов (победители грантового конкурса «Музеи Русского Севера» прошлых лет), так и коллеги из Москвы, Тульской и Ярославской областей. Получилась объёмная картина, как выглядит эффективный, «понятный» для посетителей музей, который умеет выстроить взаимоотношения с туристическим бизнесом.

«Музейщикам абсолютно необходимо встречаться друг с другом, — уверен Владимир Дукельский, заведующий кафедрой управления проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук. — Очень часто замкнутые в рамках небольших музеев, муниципальных образований, сельских территорий, редко выезжая, не имея денег на командировку, они неизбежно отстают, потихоньку погружаются в свой быт. Для того, чтобы открыть новые горизонты, музейщикам надо общаться, передавать опыт, ведь он очень часто передаётся в музейной среде так же, как хозяйками кулинарные рецепты – из рук в руки. И очень хорошо, когда музеи выходят за пределы своего замкнутого музейного круга и встречаются с другими сферами: бизнесом, туризмом и образованием».

Деловая игра «Развитие туристического потенциала Русского Севера», которую в первый день Музейного форума провела исполнительный секретарь Форума Доноров Наталья Каминарская, не только перезнакомила всех, но и сразу же задала векторы сотрудничества. Музейщики четырёх регионов – Вологодской и Мурманской областей, республик Карелия и Коми – должны были сформулировать портрет своей территории. Час обсуждения – и у региона появился свой слоган и символ, определены сильные и слабые места, найдены пути развития привлекательности и партнёры. Получается, что каждый регион уехал с форума со своим «черновиком» работы над территорией, а главное – с уверенностью, что всё находится в их собственных руках.

Яркая часть программы — экскурсия по индустриальному туристическому маршруту «Череповец — ворота железного поля» и Музею металлургической промышленности компании «Северсталь». Туристический маршрут, находящийся ещё в разработке, прошёл жёсткий тест-драйв у коллег и, кажется, его выдержал.

Ещё один формат форума – мастер-классы, которые провели ведущие аналитики Московского центра музейного развития Александр Артамонов и Юлия Веретнова. Александр Артамонов рассказал участникам, каким должен быть идеальный сайт музея, а Юлия Веретнова, поделилась опытом работы с школьниками на примере создания Инновационного музейно-педагогического проекта Вологодского государственного музея-заповедника и НП АДИТ «Школа Школ».

Завершился двухдневный интенсив темой, которая никогда не теряла актуальности, независимо от того, под каким углом говорят о развитии музеев, — темой фандрайзинга. О новых методах привлечения ресурсов и партнёров рассказали Наталья Киршина (музей «Семёнково»), Михаил Юрик (фонд «Траектория»), Александра Болдырева и Наталья Каминарская (Форум Доноров).

«Сейчас музеи кровно заинтересованы в том, чтобы пришли туристы, — рассказывает Наталья Киршина,  заведующая Архитектурно-этнографическим музеем Вологодской области «Семёнково». — В сегодняшней ситуации абсолютно очевидно, что всё больше и больше людей не выезжает за пределы нашей страны — они начали активно открывать для себя Россию. Мы на своём музее убедились за последний год, что возросла доля туристов, приезжающих из соседних регионов — есть интерес к нашей земле. И хочется, чтобы то, что мы предлагаем туристам, соответствовало уровню их понимания, их ожидания. Мне кажется, Музейный форум задал правильный уровень общения, который позволил нам понять, какие ресурсы, какие программы есть у каждого музея, чем мы можем быть интересны нашим потенциальным посетителям.  Во всяком случае, для себя я взяла некоторые контакты для последующей совместной работы. Очень приятно понимать, что не только нам хочется работать в направлении развития туризма, но и музеям других регионов,  мы нашли точки соприкосновения, поняли, что  наши идеи могут начать работать».

Оператор благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» в 2015 году – Некоммерческое партнёрство грантодающих организаций «Форум Доноров».

Дополнительная информация и материалы:

Екатерина Шендрик

+7 (499) 978 5993

+7 915 460 65 18

pr@donorsforum.ru

Дарья Пивоварова

+7 (495) 926-77-66 доб. 6459

+7 (925) 007-23-10

daria.pivovarova@severstal.com

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply