Эксперты о корпоративном волонтерстве: опыт фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Галина Александровская, координатор по работе с волонтерами БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» о корпоративном волонтерстве

Два вида партнерства

Предложения от компаний можно поделить на несколько видов. Первая группа – это обращения от компаний, которые заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. В этом случае сотрудники HR-отдела или структуры, которая отвечает в компании за корпоративную социальную ответственность, назначают встречи, готовы вникать детально, узнавать, какими проектами занимается наш фонд. В этом случае есть перспектива сотрудничества сразу по нескольким направлениям, а не только по участию сотрудников в волонтерской деятельности  и в разовых акциях

Вторая группа – обращения от компаний, которым необходимо реализовать краткосрочные проекты.  Таких предложений много перед праздниками, например, перед Новым годом. Как правило, менеджер компании обращается к нам с предложением провести разовое благотворительное мероприятие с сотрудниками своей фирмы. В этом случае менеджеры планируют совместить корпоративное мероприятие для сотрудников с волонтерской помощью.

На мероприятие обычно выделен бюджет, и его нужно провести так, чтобы деньги были потрачены и уровень мероприятия был достаточно высоким, сотрудники были задействованы, и чтобы после мероприятия была возможность сделать красивый отчет с фотографиями. Менеджеры компаний, конечно, действуют из благих побуждений, но очень часто до обращения в фонд они не имели опыта работы с НКО и не представляют себе специфики благотворительной сферы, а также не всегда понимают, в чем действительно нуждаются наши подопечные. Одна из целей мероприятия – задействовать как можно больше сотрудников.

Для нашего фонда партнерство с бизнес-компаниями на уровне разовых мероприятий не всегда удобно, потому что обычно сроки реализации этих проектов ограничены, а концентрация подобных предложений высока перед праздниками, особенно перед Новым годом,. При этом зачастую хочется осуществить проект, воспользоваться случаем и помочь учреждениям, которые, например, нуждаются в ремонте или в каких-либо других услугах, которые могут предоставить волонтеры компании.

Также приятно, что в последние годы в сфере бизнеса вообще появилась тенденция осуществлять какие-либо социально-полезные проекты. Всегда есть шанс, что после разового мероприятия, проведенного совместно с нашим фондом, менеджмент организации решит оказывать нашим подопечным спонсорскую помощь или мы договоримся о долговременном сотрудничестве.

Подробнее об организации разовых мероприятий

Как правило,  у компаний, которые обращаются с предложением провести разовую акцию, в приоритете не только собственно благотворительность, но и организация  досуга и развлечение сотрудников. Например, если это субботник, то после уборки компания хочет  устроить пикник и отдых. Но наш фонд организацией досуга не занимается, поэтому иногда нам приходится отказываться от таких предложений.  Бывает, к нам обращаются с уже сформированным запросом, например: должны быть вовлечены практически все сотрудники компании. Но так как не все могут красить, сажать или возить тележки, к примеру, то нам нужно постараться сделать так, чтобы виды деятельности были разные и могли участвовать все.

Пример разовой акции, которую мы можем предложить крупной компании. Это может быть  уборка и облагораживание территории больницы. Для этого нужно хорошенько потрудиться, нужно быть готовым вплоть до спецодежды и инвентаря. Менеджеры компании должны оформить приглашение для своих сотрудников так, чтобы было понятно, к чему им нужно быть готовыми, а также важно, чтобы приглашение не было воспринято сотрудниками, как “предложение, от которого нельзя отказаться”. Нужна серьезная подготовка и время. По итогам мероприятия, как правило, компания и сотрудники получают благодарственные письма от администрации учреждения и нашего фонда. Конечно, от фонда будет представитель, и мы поблагодарим сотрудников от лица фонда.

Приведу пример несостоявшейся акции. Есть больница, на территории которой мы могли бы предложить организации провести субботник. Однако там есть психиатрическое отделение. Понятно, что пациенты могут гулять по территории, на которой нужно осуществить уборку. Однажды в разговоре с HR-менеджером одной из компаний я упомянула о такой возможности. Он отказался, объяснив это неготовностью находиться в одном месте с психически больными людьми.

Если нам звонит представитель компании и сообщает, что у него есть сто человек, готовых оказать помощь, например, помыть окна в больнице, то я говорю, что такого количества людей будет слишком много. Далее я звоню координаторам в больницы, узнаю, какого рода помощь им нужна. После этого я сообщаю в компанию, что нам не нужно сто человек, но мы готовы, например, задействовать десять человек. Они подтверждают свою готовность. После этого волонтеры работают с нашим волонтером-координатором, который контролирует деятельность на месте. Чаще всего все, что необходимо (моющие средства, тряпки и т.д.), приносят корпоративные волонтеры.

Компания, которая обращается к нам для проведения субботника силами своих сотрудников, не оплачивает труд наших сотрудников. Нам важно, чтобы окна в больнице были чистыми. И мы рады помощи.

Если же я общаюсь с координаторами, и понимаю, что предлагаемая помощь нигде не нужна, то я всегда честно и прямо говорю об этом. При этом мы обсуждаем возможные варианты применения рабочей силы.

В случае организации разовых мероприятий на фонд ложится нагрузка, причем не профильная. Перед праздниками такого рода нагрузка заметно увеличивается

Компания, потенциально желающая вовлечь своих сотрудников в волонтерство, пусть даже однократно, зачастую не предполагает, что организация этого процесса достаточно трудозатратна. Обращаясь к нам, представители компаний думают, что предлагают бесплатную рабочую силу. И больше от них ничего не нужно. Но это не так. Нам нужно приложить много усилий для того, чтобы организовать такую работу, правильно ее направить.

Для нас более привлекательно, когда история принимает пролонгированный характер, когда организация обращается к нам за долговременным сотрудничеством.

Про длительное партнерство

Что касается тех компаний, которые хотят сотрудничать с нами на постоянной основе, то здесь другая ситуация. У нас нет широкого спектра волонтерских предложений. В ответ на запросы мы говорим о возможных вариантах и обязательно говорим о правилах участия. Мы не можем менять свои правила под корпоративные организации. Если для допуска к детям у нас есть обучение, то человек должен пройти четыре вводных семинара. Если нужно сдать медицинские анализы, то он должен их сдать. Единственное, в чем мы можем пойти на встречу, — это поехать и провести вводный семинар на месте в организации. Однако это не совсем просто для нас, потому что встает вопрос оплаты труда сотрудника, который будет проводить выездные семинары. И это вполне логично, поскольку у сотрудника есть штатное расписание. Проведение семинара – дополнительная нагрузка. Обычно также проведение такого семинара не гарантирует привлечение большого числа волонтеров.

Важно то, что волонтерами обычно становятся люди, принявшие осознанное решение оказывать определенную помощь безвозмездно. Нередко бывает, что на принятие решения о волонтерстве у человека уходит много времени. У всех своя мотивация и предрасположенность оказывать помощь той или иной группе населения, животным, быть эко-волонтером и т.д. Специалисты, работающие в НКО, знают, что даже из тех людей, которые сами нашли информацию, зашли на сайт или страницу фонда в соцсетях и оставили заявку о желании стать волонтерами, становится волонтерами небольшой процент людей. Это связано со многими факторами, например, с нехваткой времени, расхождением представлений о работе с реальностью, недостатком мотивации и т.д.

После встречи представителя фонда с менеджером компании, менеджеру становится понятно, что привлечение волонтеров, особенно для работы с подопечными — это сложный процесс, и наиболее важным моментом является то, что волонтерство — это осознанный выбор человека. Также становится понятно, что при правильной работе совсем небольшое кол-во сотрудников будут привлечены к нам в фонд. Мы рады видеть этих людей на наших семинарах в офисе фонда.

Я никогда не сталкивалась с тем, чтобы организации навязывали волонтерство своим сотрудникам. Но неоднократно слышала о таком навязывании. А такая агитация — это потенциальная проблема. Сотруднику кажется, что все замечательно и здорово и что он «горы свернет». На деле же оказывается, что решение сотрудника присоединиться к волонтерству не продумано. Ведь целью агитирующих в этом случае является привлечение как можно большего числа людей.

Почему желательно сотрудничать с НКО, когда речь идет о корпоративном волонтерстве

В больницах или интернатах и т.д., как правило, нет специальных сотрудников, занимающихся волонтерами. Как правило, учреждения принимают помощь без активного участия в подготовке и непосредственно реализации. Чаще всего они просто предоставляют возможность. Брать на себя какую-либо дополнительную работу, помимо основной профессиональной деятельности, они тоже не готовы. Хотя встречаются сотрудники учреждений, профессионалы своей сферы, которые были бы готовы заниматься и этим. Однако не в такой мере, как готовы заниматься НКО. Бизнес зачастую не знаком со спецификой социального волонтерства и не предполагает,  что в социальной сфере на все нужно больше времени. Если организация напрямую хочет обратиться в госучреждение, предложив волонтерскую помощь своих сотрудников, то процесс вряд ли будет эффективным. Лучше обратиться в профильное НКО для помощи в организации общения между фирмой и больницей или интернатом.

Корпоративным волонтерам лучше встроится в работу НКО, чем организовать самостоятельное посещение учреждений. Во-первых, корпоративные волонтеры вряд ли своими силами смогут поддерживать график и регулярность посещений. Во-вторых, в любой волонтерской деятельности должна быть правильно выстроенная цель. Люди, не имеющие опыт общения с детьми-сиротами, могут оценивать достижение цели по другим критериям. Например, считать достаточным приходить в интернат, приносить конфетки-шоколадки, считая, что если ребенок улыбнулся, то это хорошо, и на этом собственно миссия закончена. У нас есть психологи, супервизоры, которые знают тонкости общения с детьми, знают особенности полагания цели в таком общении. Организация вряд ли будет организовывать такую разветвленную схему.

Есть также риск непредсказуемой реакции неподготовленного человека при визите в интернат или больницу впервые. Мы общаемся с волонтерами до их первого посещения, общается с ними и психолог. Иногда бывают случаи, когда мы отказываем волонтерам в посещении на основе общения с ними до их первого визита, или волонтеры сами понимают, что пока не готовы к посещению непосредственно подопечных.

Izobrazhenie-002-2

Pro bono

Нашему фонду интересна помощь Pro bono. Речь идет о проектах, в которых профессионалы делают что-либо для нас. Как всегда, фондам не хватает дизайнеров, рекламщиков, тех людей, которые могут сделать макеты для печати, полиграфии, монтаж видеороликов. Нам не хватает креативности. Частично от того, что часть людей «выгорает», просто потому что всегда креативить невозможно, а частично от того, что на креатив не всегда хватает времени. Мы не можем позволить себе большой штат сотрудников, также мы зачастую не считаем правильным нанимать специалиста для осуществления временного проекта. Очень часто возможно найти организацию, которая готова оказать помощь pro bono.

Одним из последних примеров pro bono волонтерства является ролик, размещенный на главной страницы нашего сайта под названием «Делай, а не лайкай!». Мы не платили за создание этого ролика.

Бывает еще и так, что к нам обращаются директора фирм агентств со своими предложениями помощи. Это замечательно! Замечательно еще и потому, что ресурсов в данном случае больше по сравнению с тем, если бы к нам обратился один волонтер. Подозреваю, что директора агентств в таких случаях оплачивают работу сотрудников. Однако задание по выполнению такой работы не носит директивный характер. Человек находится на рабочем месте, выполняя лишь дополнительное поручение своего начальника. Мы с радостью принимаем такую помощь!

Бывает так, что нам оказывают помощь, а потом через какое-то время мы сами обращаемся, уточняем, есть ли возможность помочь нам еще. Однако мы не «налегаем» на наших помощников, понимая, что у них есть своя работа. У нас есть список тех организаций, которые готовы нам помочь. Периодически мы обращаемся то к одним, то к другим.

Артистов, аниматоров на наши мероприятия мы привлекаем также бесплатно. Вообще, когда мы организуем мероприятия, мы всех привлекаем бесплатно. На то, чтобы найти организации, которые помогут безвозмездно, может уйти много времени и энергии, но мы пока идем по этому пути.

Часто бывает, что та или иная фирма нам предоставляет оборудование для мероприятий, и приходит человек, ответственный за это оборудование. Например, это может быть фотобудка или игровые автоматы.

Можно сказать, что у нашего фонда опыт КВ больше связан с «pro bono», чем с непрофессиональной деятельностью.

Также могут быть проекты, связанные непосредственно с социализацией наших подопечных.

Вообще, чем бы ни занималась организация, я думаю, что любую деятельность можно совместить с волонтерством. При этом все же бизнесу необходимо быть готовым вложить деньги. Нужно составить план. Нужно встречаться с разными людьми для этого. Нужно понимать специфику нашей работы.

Я думаю, что компаниям следовало бы обращаться к фондам как к посредникам, у которых есть опыт и есть наработанные связи с больницами, детскими домами, домами престарелых и т.д. Компания может обращаться к нам с определенной задачей, а мы имеем опыт по осуществлению таких задач. Но это в теории. На практике, например, у нашего фонда много своих проектов, которые мы хотим реализовать. Мы не можем всесторонне развиваться с большой скоростью и откликаться на все запросы извне. Иногда поступают очень интересные предложения, после которых загораешься и готов работать дополнительно. Но реальность такова, что всем заниматься одновременно не эффективно.

Часто случается так, что бизнес готов тратить деньги. При этом есть ожидание получить все быстро и сразу. В социальной сфере это невозможно. Все процессы протекают медленно: и с детскими домами, и с бездомными, и с другими подопечными. Часто по этой причине проекты разваливаются. Поэтому при подготовке социального проекта должны быть вовлечены обе стороны — и представители компании, и представители фонда. Обеими сторонами должны согласовываться и сроки.

О перспективах

У меня сложилось впечатление, что бизнесу нужно сочетание следующих моментов: мероприятия проводятся 4-5 раз в год, и уж никак не каждую неделю. Мероприятие в целом должно носить позитивный оттенок для своих сотрудников. Должна быть ясна результативность проведения такого мероприятия. В таком раскладе деятельность НКО — обслуживание проведения таких мероприятий. Но, очень редко проведение мероприятий, интересных бизнесу, вписывается в профиль и текущую деятельность НКО, потому что НКО редко специализируются на проведении акций. Акции – всегда дополнение к основной деятельности. В вашем случае основной профиль – это социализация и поддержка детей сирот, а также помощь семьям, оказавшимся в сложной ситуации и помощь приемным семьям. Акции в данном случае привлекают лишь дополнительные ресурсы. В основном же деятельность постоянная и кропотливая, без каких-либо «всплесков».

Можно ожидать в будущем появятся так называемые «НКО-операторы», у которых нет своей профильной деятельности, которые по запросу смогут лишь осуществлять идеи бизнеса. И так зарабатывать. Или же в рамках больших НКО, как, например, наш фонд, появятся отделы, специализирующиеся на проведении таких мероприятий по запросу бизнеса. Основная цель такого отдела – это работа с крупными компаниями для положительного взаимодействия в расчете на то, что проникнув в деятельность, приобретя доверие, крупные компании смогут не только организовывать разовые мероприятия с нашей помощью, но и, вникнув в нюансы кропотливой работы, смогут поддерживать нашу текущую и серьезную работу.

Хотелось бы, чтобы представители бизнеса перед тем, как обратиться в фонд, который специализируется на помощи определенным социальным группам или решает определенные социальные проблемы, предварительно узнали бы, каким образом оказывается помощь и в чем нуждаются подопечные фонда. Важно, чтобы предложение от бизнеса было осуществимо и предлагаемая помощь была востребована.

Также считаю, что вкладом в развитие волонтерства, является готовность компаний делать новостные рассылки по своим сотрудникам – извещать о волонтерских вакансиях, об акциях и мероприятиях фонда, информировать о том, что любой человек может заполнить анкету на нашем сайте и стать волонтером фонда.

Мне лично было бы очень интересно развивать корпоративное волонтерство, особенно учитывая, что тенденция есть.

Мы намереваемся развивать методы взаимодействия с бизнесом в теме социального волонтерства.

Текст подготовлен Надеждой Лавровой и Юрием Белановским


Школа социального волонтерства и Добровольческое движение «Даниловцы» продолжают серию публикаций о корпоративном волонтерстве. Каждая статья – это мнение эксперта, представляющего или бизнес или благотворительное сообщество.

Добровольческое движение «Даниловцы» – это общественная организация, которая с 2008 года непрерывно организует долгосрочную и регулярную работу волонтерских групп в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключенными. «Даниловцы» — это ежегодная помощь более чем 4000 подопечным, 18 постоянно действующих волонтерских групп, почти тысяча добровольцев.