«Жизнь шире, чем бизнес»: в преддверии международного дня благотворительности представители бизнеса и НКО обсудили успешные практики корпоративного волонтерства.


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

В преддверии международного дня благотворительности благотворительная организация «Перспективы» и KPMG инициировали обсуждение корпоративных волонтерских практик за круглым столом с представителями бизнеса.

«Корпоративное волонтерство – успешные модели и возможные препятствия» — такая повестка была у круглого стола, прошедшего 24 ноября в БЦ «Ренессанс Плаза».  В рамках мероприятия обсуждались корпоративные волонтерские практики, опыт корпоративной благотворительности внутри компаний и влияние таких программ на развитие бизнеса.

Александр Архипов, директор по корпоративной благотворительности и внутренним коммуникациям компании JTI, рассказал о программах корпоративной благотворительности JTI и о федеральной инициативе «День добрых дел», объединившей в 2016 году волонтёров из числа сотрудников JTIи их родных в 69 городах по всей России. Сотрудники JTI могут принимать участие в волонтёрских программах и обладают правом «благотворительной инициативы» — они предлагают акции для «Дня добрых дел», а специалисты по КСО из головного офиса в Москве помогают им сделать их максимально эффективными и соответствующими лучшим практикам. В Москве, в Санкт-Петербурге и в Ельце, где у компании расположена одна из фабрик, проходят благотворительные забеги в поддержку программ корпоративной благотворительности.  Сотрудники также могут поддержать проекты «рублём» на онлайн-платформе, где им предлагаются инициативы фондов, сотрудничающих с компанией. JTI удваивает пожертвования сотрудников, а в рамках «Щедрого Вторника», который впервые проходит в России в этом году — даже утроит!

 «Корпоративная социальная ответственность помогает нам создавать условия для устойчивого развития бизнеса в будущем. Волонтерство – не исключение. Это потрясающий инструмент формирования корпоративной культуры, гордости за свою компанию и заслуженной гордости собой. Кроме того, люди часто хотят участвовать в добрых делах, но не понимают, как это сделать, кому можно доверять.  Сотрудники рады, что они могут обратиться к нам и узнать о хороших благотворительных проектах», — отмечает Александр Архипов.

Важным моментом, по мнению Александра, является и то, что в подобных акциях исчезает иерархия: на волонтерских акциях корпорации бок о бок участвуют и топ-менеджеры, и сотрудники, занимающие стартовые позиции.  Такой опыт очень ценен, поднимает командный дух и сплачивает сотрудников компании.

Ирина Васильева, менеджер по связям с общественностью МТС «Северо-Запад», рассказала об обширной программе корпоративной социальной ответственности компании МТС, включающей различные направления. В настоящее время особенно успешным и перспективным считается федеральный творческий благотворительный проект «Поколение М». Он позволяет детям и подросткам, независимо от региона проживания, социального статуса или физических возможностей, бесплатно учиться творчеству у знаменитостей и профессионалов, принимать участие в конкурсах, получать призы и помогать тяжелобольным детям.

«Поколение М» — это проект, нацеленный на развитие творчества, с уникальной благотворительной механикой. Каждое действие на онлайн-площадках проекта — на сайте и в официальной группе «ВКонтакте» — пополняет благотворительный счетчик на 1 балл. В конце года собранные таким образом баллы МТС конвертирует в «живые» деньги из расчета 1 балл=1 рублю и направляет на лечение тяжелобольных детей. То есть фактически это творчество для жизни. Сейчас стартовал уже третий сезон проекта. За это время он охватил в «онлайне» более 10 миллионов человек, мы собрали почти 15 миллионов рублей и вылечили 21 ребенка. Кроме того, к проекту присоединяется все больше наших сотрудников, которые не только участвуют в активностях вместе с детьми, но также выступают в качестве волонтеров, преподавателей и даже «амбассадоров», рассказывая о существовании этого проекта», — поделилась Ирина Васильева.

Компания МТС также реализует большой пул проектов в области интернет-просвещения — сотрудники компании в качестве волонтеров проводят уроки по интернет-грамотности и кибер-безопасности для детей, пожилых людей, а также объясняют старшим школьникам, как грамотно научить своих родителей или бабушек и дедушек пользоваться интернетом. В рамках корпоративного волонтерского движения компания активно помогает детям, проживающим в детских домах, ветеранам ВОВ и связи, используя при этом как прямые контакты с учреждениями, так и привлекая к посредничеству профессионалов — общественные организации.

Елена Субботина, менеджер по работе с благотворителями организации «Шаг навстречу», рассказала, что их организация совместно с коммерческими компаниями уже не единожды проводила акции «Стань Дедом Морозом», ярмарки, выставки и другие мероприятия. Елена отметила закономерность – когда сотрудники компании не просто жертвуют свои средства, а активно вовлечены в программы поддержки, это дает положительные плоды для благотворительности и, как правило, из разовых акций переходит в постоянное сотрудничество и поддержку.

Однако бывает, что сфера деятельности компании полностью совпадает с социальной сферой и в этом случае, корпоративное волонтерство в его традиционном представлении затрудняется спецификой деятельности. Так, например, опытом взаимодействия с благотворительностью частной скорой помощи поделилась Ирина Авербах, директор по маркетингу и рекламе компании «Coris Assistance»:

«Командный дух врачу скорой помощи не свойственен. Это человек, который сам себе начальник: приезжая на место вызова, он должен за секунды понять, как ему дальше действовать и не сомневаться в своем решении. Это неформальные лидеры: каждый из них – яркая личность, которая не боится взять на себя ответственность. Мы работаем с благотворительными организациями и как благотворители, и как партнеры: мы можем, например, осуществить доставку в Германию тяжелейших пациентов, активно содействуем детскому хоспису и ряду других организаций. Кроме того, около 85% сотрудников медицинских учреждений участвуют в благотворительных акциях, потому что хорошо проинформированы о том, где и как они могут оказать профессиональную и другую поддержку». Интересно, что, по некоторым данным, самая большая доля массовых пожертвований в благотворительности приходится на долю медицинских сотрудников.

Участники круглого стола отметили важность просветительской функции, которую выполняют общественные организации и фонды. Они могут грамотно проинформировать компании о том, где и какая именно помощь нужна. В свою очередь, именно команда профессионалов может помочь некоммерческим организациям реализовать продуктивные идеи. Ведь многие фонды и организации часто не могут вовремя сориентироваться, и понять, как тот или иной партнер мог бы помочь им в решении задач. «Перспективы» рассказали, например, об успешном опыте с агентством [f]-PR, где решили, не финансируя программы помощи напрямую, регулярно оказывать поддержку в одной сфере —  организации масштабных и ярких мероприятий. Но поддержку высокопрофессиональную. Помощь про-боно от профи – это такая волшебная палочка, отметила Юлия Мальцева, руководитель отдела фандрайзинга СПб БОО «Перспективы». Она также рассказала о проекте «Перспектив» «Особый день», в рамах которого компаниям предлагается провести с сотрудниками один день непосредственно с подопечными благотворительной организации или сделать какую-то корпоративную акцию в поддержку. Так, представители компании Hilton посетили программу помощи «Перспектив» в Психоневрологическом интернате №3 и приготовили на учебной кухне, созданной «Перспективами» в интернате, печенье по фирменному рецепту, доставив подопечным массу удовольствия и радости, просто поддержав их увлечение кулинарией. «AdidasRussia» же устроил в поддержку «Перспектив» забег своих сотрудников, а средства, вырученные от взносов на забег, пожертвовал организации.

Была затронута и тема трудоустройства людей с инвалидностью – по определению нелегкая. Представители бизнеса признались, что часто готовы принять людей с особыми потребностями, но они не знают, как с ними взаимодействовать. Поэтому им нужна и информационная поддержка, в том числе благотворительных организаций, и, иногда, помощь подбором кадров, с адаптацией людей с инвалидностью в компанию и интеграцией их в коллектив.

Подытоживая все сказанное, модераторы обсуждения упомянули также и об интересном исследовании «Высшей школы экономики», в ходе которого о своем ощущении жизни опрашивались люди, работающие в компаниях и участвующие в программах корпоративного волонтерства. И оказалось, что ощущение жизни людей, которые когда-либо занимались волонтерством или просто принимали участие в соответствующих мероприятиях, было существенно лучше и глубже, чем у людей, которые никогда подобным не занимались. Помимо того, что волонтерство – это имиджевый плюс для компании, это еще и дарит сотрудникам внутреннее чувство комфорта. Люди понимают, что жизнь шире, чем бизнес. Участие в корпоративном волонтерстве — это не только помощь тем, кто нуждается, но и огромный плюс для компании. Оно выгодно и бизнесу, и обществу, и человеку.

 


В круглом столе приняли участие директор по корпоративной благотворительности и внутренним коммуникациям компании JTI Александр Архипов, менеджер по связям с общественностью МТС «Северо-Запад» Ирина Васильева, менеджер по работе с благотворителями организации «Шаг навстречу» Елена Субботина, а также руководитель отдела фандрайзинга СПб БОО «Перспективы» Юлия Мальцева. Также в беседе принимали участие директор по маркетингу и рекламе компании «Coris Assistance» Ирина Авербах, представители Благотворительного Фонда «Место под солнцем» Никита Самойлов и Полина Михайлова, Андрей Рязанский, главный специалист по маркетингу и связям с общественностью ООО «ГК Хоссер», и Алена Браганец, специалист по связям с общественностью, компания «Максима Лигал».