«Конструкторы будущего» — лучшие социальные молодежные проекты


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

«Конструкторы будущего» — это лучшие социальные молодежные проекты, разработанные в рамках программы «5 шагов толерантности».

22 марта московские школьники и студенты представили свои инициативы, которые они придумали на занятиях в Центре толерантности Еврейского музея и планируют осуществить в этом году.

7 команд – 7 проектов. Среди экспертов – руководители общественных организаций, программы которых являются всероссийскими. Например, Александр Гуров из Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности»: «Какое счастье видеть интерес молодежи к добрым историям, когда они – сами инициаторы, придумывают и делают. В этот момент верю, что будущее нашей страны – за такими ребятами. Отлично, что Центр толерантности помогает им научится правильно проект составить, а мы можем подсказать им новые пути для развития».

В числе главных критериев оценок жюри — актуальность предлагаемых проектных идей, их инновационность и соответствие ценностям и потребностям гражданского общества. Взрослые условия не испугали ребят. Они достойно рассказывали о своих идеях, говорили о том, как проект будет развиваться и что уже сделали.

Идея провести инклюзивный фестиваль «ПЛАНЕТА РАДОСТИ» для детей и молодёжи с ОВЗ и их сверстников, не имеющих подобных ограничений, у студентов Политехнического колледжа имени Годовикова возникла после того, как кто-то из ребят наткнулся на результат социального опроса среди родителей, воспитывающих особенного ребёнка: «Там говорилось о проблеме общения со здоровыми сверстниками и практического применения, развития возможностей таких детей. Мы подумали, почему бы не организовать творческую площадку, где мы вместе сможем пообщаться и показать, что возможности проявить себя у детей равные!» — говорят ребята и планируют фестиваль на декабрь этого года. До этого они хотят устроить несколько совместных встреч детей с ОВЗ и волонтёров на дому, совместный праздник «Дружба начинается с улыбки», эстафету знаний и умений «Жизнь дана на добрые дела».

Социальный проект «Свобода мысли» предложила команда «Созвездие» из школы №1355. Ребята, опираясь на исследования о возрасте формирования основных качеств активного человека в 12-15 лет, считают, что им самим и их сверстникам просто необходим курс занятий, тренингов о том, как выражать свое личное мнение открыто и конструктивно: «Мы хотим вместе с профессионалами – педагогами, психологами, составить методическое пособие, изучить техники и проводить занятия для 5-7 классов в своей школе». Первые тренинги планируются на сентябрь.

Среди победителей – проекты с самыми актуальными темами.

Ученики школы 1811 провели социологическое исследование в своей параллели: «70% ребят ответили, что телефон на занятиях и переменах используют для соцсетей и игр. Мы предложили телефоны отложить. И ничего все живы, а внимание к занятиям и тому, что происходит здесь и сейчас сразу больше!». В проекте ребят есть и «Перемена без интернета», и лекторий об интернет-зависимости вместе с школьными психологами. Любая школа может взять на вооружение методы и технологии.

Удивил жюри проект «Приносим радость» школы 1623. Ребята очень по-взрослому рассказали о социальном одиночестве и объяснили цель: «Мы хотим провести для воспитанников детского дома №32 мастер-классы, игры и тренинги, которые помогут ребятам приобрести новые знания, умения и навыки. Мы хотим пообщаться с ними, потому что понимает, как им этого общения не хватает». В апреле они впервые проведут в детском доме творческую мастерскую и кулинарный мастер-класс «Вкусно и весело».

Самым обсуждаемым на конкурсе стал проект школы 1249 — «Город без наркотиков». Ребята открыто говорили, что спасти их поколение от зависимости может занятость, а не насильственное указание «ты наркоман» или клетка спецлечебницы: «Если ты только что попал в историю с наркотиками, еще не поздно, можно все развернуть, если рядом будет поддержка и возможность разобраться, понять почему ты оказался на грани. Ведь это вопрос выбора. И есть выбор – пойти в спорт, занять свое время, общаться с интересными, профессиональными людьми». Их предложения – открытые спортивные секции на базе школ, встречи с ребятами, которые были на грани и смогли справиться, даже – молодежный фонд, в который может обратиться любой. Конечно, проекту необходима доработка, важнее здесь, что идея идет от самим школьников.

«Дети чувствуют, что сейчас важно для них, для подросткового сообщества» — говорит Анна Макарчук, директор Центра Толерантности, — «Поэтому мы не ограничиваем их в выборе. Любой проект имеет место быть. И я уверена, то что сегодня делают эти ребята, завтра может вырасти в глобальные ресурсы для страны».

Придуманный на программе проект должен быть реализован – это одно из условий участия.

Программа «5 шагов толерантности» направлена на включение молодежи в социально-ответственную деятельность, формирование толерантности, социальной грамотности, активной гражданской позиции и лидерских качеств.

За 4 года обучение прошли более 10000 учащихся из образовательных организация столицы, осуществлено 110 акций и 80 социальных проектов.

Программа была запущена в 2013 году, с 2014 проект осуществляется при поддержке Комитета общественных связей Правительства города Москвы.